Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по подготовке к школе»
МАДОУ № 10 «Колокольчик»
Рабочая программа
по психологическому развитию старших дошкольников
«Готовимся к школе»
Педагог-психолог Бабарина Мария Юрьевна
2017-2018 уч.г.
г.о. Коломна
Пояснительная записка к рабочей программе
по психологическому развитию старших дошкольников
«Готовимся к школе»
Быть готовым к школе-
Это не значит уметь читать, писать и считать,
Быть готовым к школе –
Это значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Готовимся к школе» Н.П. Локаловой и Д.П Локаловой .
Подготовка ребенка к обучению в школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. На это в свое время указывали Я.А.Коменский и К.Д. Ушинский, об этом писали известные психологи Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Они советовали до начала школьного обучения готовить руку ребенка к письму, формировать у будущего первоклассника учебно-познавательную мотивацию, развивать речь, формировать умственные операции, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования. В настоящее время в силу ряда причин психологического, педагогического, биологического, социального характера резко увеличилось число детей старшего дошкольного возраста, психологически не готовых к обучению в школе: отдельные познавательные функции развиты средне и слабо, отмечается дефицит умственной и двигательной произвольности, неумение удерживать правило, снижение детской любознательности, неразвитость и бедность воображения. Впоследствии это может привести к возникновению учебных трудностей, в свою очередь, вызывающих у детей негативные изменения в мотивационно-эмоциональной и нравственной сферах, к появлению отрицательных характерологических особенностей. Психологическая готовность современных детей к школьному обучению не является естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребенком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь развитие познавательной деятельности детей, которая является основой психического развития в целом, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы. Осуществляемый подход к познавательному развитию дошкольников базируется на представлении об «обогащении» психического развития детей (А.В. Запорожец) и не предполагает ни ускорения развития в целом, ни проскакивания его отдельных ступеней. Главная цель развития - раскрытие внутренних психологических ресурсов ребенка. речь идет о создании равных условий для развития в том смысле, что для всех детей создается одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психических качеств и необходимых интеллектуальных умений. Уровень развития, которого ребенок сможет достичь в этих условиях, степень раскрытия его внутренних интеллектуальных возможностей определяются его собственным потенциалом, а он у всех разный. Важной задачей предшкольной подготовки является формирование у будущих школьников учебно-познавательной мотивации (желание учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного отношения к школе и учению в целом. Эта задача решается в ходе занятий с дошкольниками.
Направленность и содержание психологических занятий со старшими дошкольниками определяется тем, что же должен уметь ребенок, приходящий учиться в школу? Среди родителей распространено ошибочное мнение, что уже до начала школьного обучения ребенок должен овладеть общеучебными умениями – научиться читать, писать и считать. Однако с точки зрения психологической науки наличие у ребенка этих умений однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению. И в то же время само по себе отсутствие этих умений у начинающего школьника не характеризует его как психологически не готового к обучению (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер). Гораздо более важным и необходимым является наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которых освоение этих умений будет происходить неполноценно. Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологическими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:
осуществлять звуковой анализ и синтез;
анализировать и копировать образцы;
понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастет. При разработке программы учитывались особенности младших школьников с трудностями в обучении. Такие дети, как правило, характеризуются низким уровнем развития слуховой и зрительной памяти, восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, мышления, внутреннего плана действий. Весьма существенное значение придается развитию эмоционально-чувственной сферы детей. А.В. Запорожец отмечал, что если упустить возможность развития этой сферы в дошкольном возрасте, то преодолеть недостатки позже будет трудно, а подчас и невозможно. Низкий уровень эмоционального развития в детстве может привести к формированию односторонности, чрезмерной ограниченности ума, к эмоциональной черствости, неспособности сочувствовать другим людям, устанавливать с ними дружеские взаимоотношения.
Таким образом, цель программы – совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений и личностных качеств старшего дошкольника в период подготовки к регулярному обучению в школе.
Задачи программы:
научить детей анализировать и обобщать результаты как чувственно воспринимаемых воздействий, так и обозначаемых словесно,
развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащих в основе сложных навыков письма и чтения, таких как звукобуквенный анализ, зрительный анализ, пространственные отношения, психомоторное развитие, анализировать и копировать образцы, подчинять свои действия заданной системе требований.
В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания.
Программа рассчитана на 8 месяцев работы (октябрь-май). Занятия проводятся в условиях образовательного учреждения 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30-40 мин. Для большей эффективности занятия проводятся в группе из 8-10 человек.
Для проведения занятий необходимо помещение, где есть стол для каждого ребенка и пространство для подвижных игр.
Структура занятий
В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.
В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться и сказать друг другу добрые слова.
Задания для основной части подбираются с учетом их направленности на развитие познавательной сферы и с точки зрения удобства для коллективной работы. Чтобы у детей не снижался интерес к повторному выполнению заданий одного типа, можно разнообразить их внешнее оформление. Также используется принцип спирали, то есть возвращение к тому же заданию на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать на вопрос, чем они занимались и чему научились.
Требования к проведению занятий
При проведении занятий необходимо, чтобы:
каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,
обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,
каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата
при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля
каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях, например, докрасить рисунок, выполнить штриховку…
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ К КОНЦУ КУРСА:
Познавательная сфера.
Внимание:
- выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут.
- находить 10 отличий между предметами.
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- копировать в точности узор или движение уметь находить одинаковые предметы.
Мышление:
- объединять предметы в группы по определенным признакам.
- выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
- выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
Память:
- уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- рассказывать по памяти сказки.
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Мелкая моторика
свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
ориентироваться в тетради в клетку.
Эмоционально-волевая сфера.
Развитие внутренней позиции школьника:
- подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
- Повышение мотивационной готовности к обучению в школе
- развитие коммуникативных навыков.
Оценка эффективности занятий.
Для оценки эффективности занятий можно использовать такие показатели, как поведение детей на занятиях: проявляют ли они живость, активность, заинтересованность при выполнении каждого задания.
На уроках используется либо пиктограммы настроения, либо цветограммы в начале и в конце каждого занятия. Сравнение результатов этого задания, полученные в начале и конце занятия, а также изменение настроения на протяжении некоторого времени позволяют сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ребенка под влиянием занятий по психологическому развитию.
Важное диагностическое значение имеют два проективных рисунка на школьную тематику, выполняемые детьми в конце работы по программе: «Школа зверей» и «Как я представляю себе школу» (занятие 59, задание 4, занятие 60, задание 4). Анализ содержания этих рисунков позволит выявить наличие у будущего школьника учебно-познавательной мотивации, его отношения к школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.
Тематический план.
№
Тема
Развиваемые психологические процессы и качества
Номера занятий, в которых представлены задания, направленные на развитие соответствующих психологических процессов
Описание материально-технического обеспечения курса «Готовимся к школе»
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1. Печатные пособия
Для педагога-
Н.П. Локалова и Д.П. Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников». Методическое пособие. - М.: Генезис, 2014.-152с., ил.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.
Для дошкольника:
Н.П. Локалова и Д.П. Локалова Рабочая тетрадь дошкольника «Готовимся к школе» М.: Генезис, 2014.
2. Технические средства обучения
Магнитофон;
Проектор
Компьютер;
1
1
3. Экранно-звуковые пособия
Диски с записями детской и классической музыки.
4. Игры и игрушки
Настольно-печатные игры;
Развивающие игры;
Компьютерные игры.
Мягкие игрушки для «Лесной школы»,
шумовые коробочки
шершавые дощечки
карандаши, цветная бумага, листы А2,А3, А4
8
8 наборов
8 наборов
5. Оборудование кабинета
Столы;
Стулья;
Шкафы;
Ковер;
Магнитофон;
проектор;
Компьютер;
Учебная доска.
8
16
1
1
1
1
1
1
Литература:
Н.П. Локалова и Д.П. Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников». Методическое пособие. - М.: Генезис, 2014.-152с., ил.
Н.П. Локалова и Д.П. Локалова Рабочая тетрадь дошкольника «Готовимся к школе» М.: Генезис, 2014.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.
Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.