автор представляет программу по обучению грамоте детей 4-7 лет. Данная программа рассчитана для проведени я занятий по обучению грамоте 2 раза в неделю. Возможно использование как в рабоите со всей группой, так и для оргпнизации дополнительных услуг в ДОУ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Слово на ладошке"»
Администрация Великого Новгорода
Комитет по образованию и молодёжной политике
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 94 «Улыбка»
Утверждена и согласована УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете заведующий МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 94»Улыбка»
(протокол № 1 от 28.08.2015 г.) А.Л.Иванова _______
Дополнительная общеобразовательная
ПРОГРАММА
по развитию речи, ознакомлению с грамотой и
овладению элементарными навыками чтения
детей дошкольного возраста 4 - 7 лет
«Слово на ладошке»
Срок реализации программы – 3 года
Автор – составитель:
Корень Елена Владимировна,
воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребёнка
-детский сад № 94»,
высшая квалификационная
категория
Великий Новгород
2015 год
Пояснительная записка
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода.
Программа по развитию речи детей и овладению элементарными навыками чтения «Слово на ладошке» составлена и адаптирована на основе программ В.Т.Кудрявцева «Рекорд – Старт», О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», А.Н.Матвеевой «Речевая и языковая подготовка детей 4 – 6 лет». Программы разработаны на базе исследований, проведённых в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне – Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования) под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи дошкольников. Развитие речи осуществляется на занятиях по обучению грамоте, ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой и художественной деятельности. Адаптированная программа отличается от других образовательных программ системой авторских дидактических игр, выстроенных в логической последовательности и учитывающих все этапы формирования фонематических возможностей (звуковой анализ слов) и последующих за ними параллельного ознакомления с буквами и дальнейшее чтение. Разнообразное содержание игр и их вариативность даёт возможность каждому ребёнку применить свои интересы и склонности в познании родной речи, развиваться в своём темпе.
Актуальность состоит в том, что дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в различных школах и гимназиях. В современных условиях изменились требования к выпускнику ДОУ: при поступлении в элитные обучающие учреждения существуют высокие требования к уровню подготовки, в частности, овладению грамотой и элементарными навыками чтения. Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей после окончания детского сада.
Цель программы: развитие речи, овладение элементарными навыками чтения.
Основные задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста:
Обучающие:
- обучение детей первоначальному чтению; овладению нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа;
- подготовка руки и глаз к письму.
Развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие речи;
- развитие коммуникативных способностей (индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики);
Педагогическая значимость программы состоит в том, что на специальных систематических игровых занятиях, поэтапно раскрывается всё многообразие родного языка, и дети, выполняя задания на карточках, играя в разнообразные дидактические игры, входят сначала в мир звуков, записывают слова с помощью значков этих звуков, а потом, изучая по группам буквы, сами того не замечая, начинают читать.
Программа состоит из 3-х этапов:
- стартовый;
- основной;
- заключительный.
Стартовый этап предполагает проведение диагностики по развитию речи и знакомство со своим артикуляционным аппаратом для умения дифференцировать звуки родного языка и их правильно произносить. Основной этап предполагает систему упражнений и систему дидактических игр по грамоте и развитию речи на:
- узнавание звуков (гласных, согласных), слов по значкам звуков;
- смыслоразличительную роль звуков;
- звуковой анализ слов из 2 -4 –х звуков;
- знакомство с гласными и согласными буквами;
- чтение букваря.
Заключительный этап предполагает закрепление изученного через систему упражнений на звуковой анализ слов, отработку чтения по букварю и диагностику по развитию речи. Таким образом, занятия проводятся фронтально, индивидуально, в игровой форме и варьируются в зависимости от темы и задач, желания и подготовки детей. На занятиях используется раздаточный материал в виде карточек с картинками, под которыми дети записывают модели слов с помощью значков звуков, мяч для дидактических игр, касса букв, магнитная доска с буквами, физкультминутки и разнообразные дидактические подвижные игры.
Изучение практики и результатов внедрения системы дидактических игр и упражнений на занятиях в ДОУ в течение 12 лет на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного пути в обучении детей. Уже на первом этапе обучения быстрыми темпами шло расширение словаря, улучшилась связная речь, фонетика, грамматика родного языка, в основном, от 18 до 33% («Рекорд – Старт» Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. Из опыта работы.) Дети с удовольствием показывают родителям концерты, спектакли для малышей, создают книги со своими рассказами, чувствуют себя раскрепощёнными и уверенными.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится через диагностику на основе «Программы развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой два раза в год: вводная – в сентябре и итоговая – в мае. «Диагностика речевого развития дошкольников» О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной выявляет уровень владения речевыми умениями и навыками, «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» В.Т.Кудрявцева.
Высокий уровень речевого развития и творческих способностей дошкольника предполагает:
- способность воспринимать фонологические средства языка (речевой слух);
- владение звуко – слоговым анализом и синтезом с опорой на схемы- модели слова;
- обогащенный словарь детей в связи с чтением слов, предложений и связных текстов;
- решение мысленно- практических упражнений, умение действовать по образцу;
- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).
Учебный план
для детей 4-5 лет
N
пп
Раздел
Всего часов, в т.ч.
Теорети
ческие занятия
Практи
ческие
занятия
1.
В мире школьных принадлежностей (стартовый этап)
4
1
3
2.
Знакомство с грамотой (основной этап)
62
28
34
3.
Закрепление изученного (заключительный этап)
6
-
6
ИТОГО:
72
29
43
Учебно-тематический план
детей 4 - 5 лет
№ п/п
РАЗДЕЛ
Наименование темы
Количество часов
всего
На теоретические
занятия
На практические занятия
1.
РАЗДЕЛ: «В мире школьных принадлежностей» (стартовый этап)
4
1.1
правила поведения во время занятий
1
1.2
соблюдение осанки при работе за партой; правила пользования пеналом
1
1.3
правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами
1
1.4
соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом
1
2.
Знакомство с грамотой (основной этап)
62
28
34
2.1
Тема: «В гостях у звуков» Обозначение гласных. «Поздравление маме», «Домик и ёлочка» (проведение прямых и наклонных линий). Дидактические игры».
1
1
2.2
Тема: «В гостях у звуков». Обозначение гласных. «Игры во дворе», «Любимые игрушки» (проведение изогнутых линий, полуовалов). Дидактические игры.
1
3
2.3
Тема: «В гостях у звуков». Обозначение согласных твёрдых. «Любимые игрушки». «Мойдодыр» (рисование предметов круглой формы, обводка по контуру). Дидактические игры».
1
3
2.4
Тема: «В гостях у звуков». Обозначение согласных мягких. «Ёлка», «Музыкальные инструменты» (проведение изогнутых линий, штриховка) Дидактические игры».
Тема: «В гостях у звуков». Гласные, согласные звуки. «Шапочка, шарфик и варежки», «В песочнице»,, «Парашютисты» (проведение изогнутых линий, полуовалов, штриховка). Дидактические игры».
Тема: «В гостях у звуков». Гласные, согласные звуки. «Доктор Айболит», «В цирке» (проведение прямых и изогнутых линий, обводка по контуру предметов круглой формы). Дидактические игры».
Тема: «В гостях у слова». Звуковой анализ слов из 2-х звуков Штриховка (погремушка, самолёты). Дидактические игры».
Тема: «В гостях у звуков и слов». Звуковой анализ из 3 – х звуков. Обводка и штриховка (оси, цветы, божьи коровки, листочки на ветках, пёрышки, лук). Дидактические игры».
Тема: «Интересные слова». Звуковой
анализ слов из 4 – х звуков. Обводка и штриховка (шары, листья, рыбы, бусы, узор, ребус, бантики, киты, бабочки, арки). Дидактические игры».
Тема: «В гостях у букв – А, У, О, Ы, И. Звуковой анализ слов. Дидактические игры».
Тема: «В гостях у букв М, Н. Почитай –ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры».
1
1
1
1
3
4
10
4
3
3
3
1
3
6
5
3
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
3
Закрепление изученного (заключительный этап)
6
-
6
3.1
Тема: «В гостях у звуков». Дидактические игры.
1
3.2
Тема: «В гостях у букв». Дидактические игры.
2
3.3
Тема: «В гостях у слов» Дидактические игры.
1
3,4
Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры.
1
3,5
Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры.
1
Итого:
72
29
43
СОДЕРЖАНИЕ
для детей 4 – 5 лет
СЕНТЯБРЬ Вводное занятие – 4 часа
1.Теоретическая часть:
- правила поведения во время занятий;
- соблюдение осанки при работе за партой;
– правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами;
- правила пользования пеналом;
- соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом.
2. Практическая часть:
- показ воспитателем артикуляционного аппарата, умение рассматривать свои губы, язык, нёбо и как действует язык при произношении того или иного звука;
- учить слышать звуки и по зеркалу определять, какой звук произносится (гласный или согласный);
- записывать на доске значки услышанных звуков: -, о;
- гимнастика со звуками;
- «Сказка о язычке»;
- дидактические игры «Паровоз», «Согласный – гласный».
ОКТЯБРЬ – АПРЕЛЬ Основное занятие – знакомство с грамотой – 62 часа
Теоретическая часть:
- обучение обводке, штриховке;
- ознакомление со звуком;
- ознакомление с твёрдыми и мягкими звуками;
- обучение звуковому анализу слов из 2-х звуков;
- обучение работе на карточках;
- ознакомление с гласными буквами – А,О,У,Ы,И;
- ознакомление с согласными буквами – М,Н;
- обучение чтению по букварю;
- обучение дидактическим играм.
Практическая часть - дидактические игры
На различение звуков:
«Свободный – несвободный» (с мячом)
«Волшебник» (с мячом)
«Живые звуки»
«Послушай и доскажи» (чистоговорки)
На развитие фонематического слуха:
«Найди место звука в слове» (раздаточный материал)
«Назови слово на заданный звук»
«Закончи фразу, чтобы было складно»
На деление слов на слоги:
«Продолжи слово» (с мячом)
«Подели на части»
«Проверь меня»
На запоминание букв:
Картотека стихов на буквы
«Напиши букву» (на крупе, на спине)
На звуковой анализ слов:
«Запиши слово»
«Проверь меня»
Картинки на разные звуки
На отработку чтения:
«Плывёт кораблик»
Таблица слогов
Касса букв
По развитию речи:
«Назови слово, противоположное по смыслу»
«Назови слово, одинаковое по смыслу»
«Что сначала, что потом»
«Выступаем по радио»
«Подскажи словечко»
«Паровоз» (на обобщение)
«Собери букет»
«Загадки-отгадки»
На запоминание стихов:
«Нарисуй стихи руками»
«Покажи стихотворение»
«Золотой микрофон»
На образование родительного падежа:
«Чья мама»
«Чей ребёнок»
На развитие мелкой моторики:
«Апельсин»
«Замок»
«Улитка»
«Дружба»
«Ломик»
«Утро настало»
«Моя книга»
На развитие дыхания:
«Загони мяч в ворота»
«Надуй шар»
«Коктейль»
«Сдуй бабочку с цветка»
«Кто дальше загонит мяч»
«Подуй на воду»
МАЙ Закрепление изученного – 6 часа
Практическая часть:
- Проведение прямых, изогнутых линий, полуовалов, обводка по контуру (осенний парк, домики, виноград и яблоко, петушок и павлин);
- чтение слогов, слов по букварю «Мой добрый друг»;
- выполнение дидактических упражнений;
- открытое занятие для родителей.
Учебный план
для детей 5--6 лет
N
п/п
Раздел
наименование темы
Всего часов, в т.ч.
Теорети
ческие занятия
Практи
ческие
занятия
1.
В мире школьных принадлежностей (стартовый этап)
4
1
3
2.
Знакомство с грамотой (основной этап)
62
15
47
3.
Закрепление изученного (заключительный этап)
6
-
6
ИТОГО:
72
16
56
Учебно -тематический план
для детей 5 -6 лет
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
На теоретические
занятия
На практические занятия
1.
Раздел: «В мире школьных принадлежностей» (стартовый этап)
4
1
3
1.1
Правила поведения во время занятий
1
1.2
Соблюдение осанки во время занятий, правила пользования пеналом
1
1.3
Правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами
1
1.4
Соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом
1
2.
Знакомство с грамотой (основной этап)
62
15
47
2.1
Тема: «В гостях у букв Р, Л, С, Ш, К. Напиши – ка! Интересные слова. Звуковой анализ слов. Почитай –ка! Дидактические игры».
6
14
2.2
Тема: « Узнай меня! Узнавание слов по модели».
1
2
2.3
Тема: «В гостях у буквы В. Узнай меня! Узнавание слов по модели. Интересные слова. Почитай – ка!. Дидактические игры».
1
2
2.4
Тема: « Интересные слова. Почитай – ка! Дидактические игры ».
2
2.5
Тема: «В гостях у буквы Т. Интересные слова.. Напиши – ка! Почитай –ка! Дидактические игры».
1
2
2.6
Тема: «В гостях у буквы П. Интересные слова. Напиши –ка!. Почитай –ка! Дидактические игры».
1
2
2.7
Тема: «В гостях у буквы Е. Интересные слова. Напиши –ка! Почита – ка! Дидактические игры».
1
2
2.8
Тема: «В гостях у букв – Д, Ж, Б. Интересные слова. Напиши –ка! Почитай – ка! Дидактические игры».
3
10
2.9
Тема: «В гостях у буквы Я. Интересные слова.. Напиши –ка! Почитай – ка!».
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста можно определить, воспользовавшись методическими рекомендациями О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной «Диагностика речевого развития дошкольников 3-7 лет», В.Т. Кудрявцева «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему обучению»
Для детей 4 – 5 лет
Выявляются умения:
- находить слова, сходные и различные по звучанию (развитие фонематического слуха);
- понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
- подбирать признаки, качества к названию предметов и действий;
- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
- Оценка способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения, умение высказать свою точку зрения. Графическое упражнение при подготовке руки к письму («Соответствия»);
- оценка способности на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, умение обосновать свой выбор ( «Как спасти Зайку») .
Для детей 5 – 6 лет
Выявляются умения:
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р; различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твёрдые и мягкие (развитие фонематического слуха);
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
- строить сложные предложения разных типов.
- Развитие мышления, умение обобщать, классифицировать, графическое упражнение при подготовке руки к письму (« Лишняя картинка»);
- Оценка способности к мысленному экспериментированию, умение отвечать на вопросы, составлять простые и сложные предложения («Вопросы и ответы»).
- Оценка умения отличать слово от обозначаемого им предмета, ориентироваться на звуковую форму слова, определение уровня осознания звуко- буквенной структуры слова как готовности к школьному обучению («Сравнение слов»).
- Техника чтения по букварю «Мой добрый друг».
Для детей 6 – 7 лет
Выявляются умения:
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р; различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твёрдые и мягкие (развитие фонематического слуха);
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию;
- строить сложные предложения разных типов.
- Определение общего уровня готовности ребёнка к школьному обучению, в том числе умение действовать по предлагаемому образцу или опираться на него мысленно, по памяти. Графическое упражнение при подготовке руки к письму («Школьная зрелость»).
- Оценка умения отличать слово от обозначаемого им предмета, ориентироваться на звуковую форму слова, определение уровня осознания звуко- буквенной структуры слова как готовности к школьному обучению («Сравнение слов»)
- оценка способности к мысленному экспериментированию в ситуации выбора, составление простых и сложных предложений («Девочка или мальчик»)
- развитие внимания, умение соотносить сочетание букв со словом («Избирательность»);
- развитие мышления, умение классифицировать, обобщать («Что лишнее?» ).
- Техника чтения по букварю «Мой добрый друг» ( 10 -15 слов в минуту в конце учебного года)..
Приложение № 2
По итогам психолого-педагогического анализа готовности к школьному обучению воспитанников подготовительных групп, проведенного МОУ ЦПМСС можно сравнить результаты детей, занимающихся по адаптированной программе «Слово на ладошке» и по программе под ред. М.А.Васильевой.
№
Показатели
% детей в группе, имеющих хороший уровень
сформированности показателей
Подгот. группа № 9
Программа под ред.
М.А.Васильевой
Подгот. группа № 12
Программа «Слово на ладошке»
1
Понятийное интуитивное мышление
55 %
84 %
2
Понятийное логическое мышление
89 %
100%
3
Понятийное речевое мышление
83 %
100%
4
Понятийное образное мышление
88 %
92 %
5
Абстрактное мышление
61 %
75 %
6
Визуальное мышление
(линейное, структурное)
74 %
83 %
7
Речевое развитие
77 %
100 %
8
Аудиальная (речевая) память
89 %
100 %
9
Визуальная память
89 %
100 %
Основные выводы, сделанные психологами МОУ ЦПМСС:
У большинства детей сложилось положительное отношение к школе и к учителю, что может способствовать в дальнейшем формированию учебной мотивации.
67 % детей группы № 9 и 92 % группы № 12 показали хороший уровень готовности к школьному обучению.
72 % детей группы № 9 и 100 % группы № 12 имеют хорошее интеллектуальное развитие.
77 % детей группы № 9 и 100 % группы № 12 имеют хороший уровень речевого развития.
Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю во второй половине дня продолжительностью: у детей 4-5 лет – 15 -20мин., у детей 5-6 лет - 25 мин., у детей 6-7 лет - 30 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц. Общее количество занятий в год – 72 часа.
Приложение № 3
Форма контроля освоения программы.
Для мониторинга успешности освоения детьми программного материала проводятся в конце каждого месяца итоговые занятия. Они включают в себя задания их разных разделов с постепенно усложняющимся содержанием.
Итоговые занятие –– 6 часов в год.
Форма контроля знаний – итоговые занятия, состоящие из самостоятельного выполнения заданий:
Для детей 4-5 лет:
- дифференциация звуков (диктант);
- звуковой анализ слов аз 4 –х звуков
- задания на развитие словесно-логическое мышления и подготовки руки к письму;
- чтение слогов по букварю «Мой добрый друг»
Для детей 5-6 лет
- дифференциация звуков (диктант);
- диктант букв;
- звуковой анализ слов из 1-2 слогов;
- классификация (животные, мебель, одежда, птицы, транспорт, насекомые) с последующей штриховкой (подготовка руки к письму);
- техника чтения по букварю «Мой добрый друг».
Для детей 6-7 лет
- диктант слов;
- звуковой анализ слов из 2-3 слогов;
- составление схемы предложения;
- продолжение узора (подготовка руки к письму);
- техника чтения по букварю «Мой добрый друг».
Результаты итоговых занятий группы анализируются и фиксируются в «Карте успешности усвоения программы по ОРП» в виде диаграмм. В процентном соотношении видно количество детей, осваивающих программу на высоком, среднем, низком уровне ежемесячно.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМЫ:
Средства обучения
Магнитная доска, мел, цветные мелки.
Алфавит в виде вагончиков и паровоза, состоящего из пунктуационных знаков.
Касса букв.
Буквы на магнитах.
А.Н.Матвеева. «Звуки и буквы». (Карточки-тетради №1 и №2 с печатной основой для упражнений в звуковом анализе слов и логических упражнений).
Тетради в клетку для записи печатных букв и слов.
Пеналы с простым и цветными карандашами.
А.Н.Матвеева. «Твой добрый друг». (Пособия для обучения первоначальному чтению детей 5-6 лет).
Аудио- записи рассказов «Азбука Новгородского края» на каждую букву.
Куклы би-ба-бо для постановки сказок, настольный театр.
Дидактические игры.
Литература
Для педагога.
В.Т.Кудрявцев. «Рекорд – Старт». Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. М.: РИНО, 1998.
О.С.Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста. М.:РИНО, 1998.
А.Н.Матвеева. Программа речевой и языковой подготовки детей 4-6 лет. М.: Валент, 1994.
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Диагностика речевого развития дошкольников. М.: РИНО, 1999.
В.Т.Кудрявцев. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.
А.Н.Матвеева. Языковая подготовка дошкольников. Методическое руководство к пособиям «Звуки и буквы», «Мой добрый друг». М.: Валент, 1994.
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Занятия, игры, и упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет. М.:РИНО, 1999.
О.В.Джежелей. Развитие речи и обучение чтению. М.: Валент, 1994.
Для воспитанников.
Ю.Раевский. Весёлая азбука.
А.Н.Матвеева. Мой добрый друг. М.: Валент, 1994.
Книги-самоделки для чтения собственных рассказов.
Подборка сюжетных картинок для составления связных рассказов.
Подборка книжек-малышек для самостоятельного чтения из серии «Для самых маленьких».
Подборка коротких рассказов для девочек и мальчиков.