kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Слово на ладошке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

автор представляет программу по обучению грамоте детей 4-7 лет. Данная программа рассчитана для проведени я занятий по обучению грамоте 2 раза в неделю. Возможно использование как в рабоите со всей группой, так и для оргпнизации дополнительных услуг в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Слово на ладошке"»

Администрация Великого Новгорода

Комитет по образованию и молодёжной политике

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 94 «Улыбка»




Утверждена и согласована УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете заведующий МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 94»Улыбка»

(протокол № 1 от 28.08.2015 г.) А.Л.Иванова _______







Дополнительная общеобразовательная

ПРОГРАММА

по развитию речи, ознакомлению с грамотой и

овладению элементарными навыками чтения

детей дошкольного возраста 4 - 7 лет


«Слово на ладошке»





Срок реализации программы – 3 года






Автор – составитель:

Корень Елена Владимировна,

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка

-детский сад № 94»,

высшая квалификационная

категория


Великий Новгород

2015 год

Пояснительная записка

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода.

Программа по развитию речи детей и овладению элементарными навыками чтения «Слово на ладошке» составлена и адаптирована на основе программ В.Т.Кудрявцева «Рекорд – Старт», О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», А.Н.Матвеевой «Речевая и языковая подготовка детей 4 – 6 лет». Программы разработаны на базе исследований, проведённых в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне – Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования) под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи дошкольников. Развитие речи осуществляется на занятиях по обучению грамоте, ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой и художественной деятельности. Адаптированная программа отличается от других образовательных программ системой авторских дидактических игр, выстроенных в логической последовательности и учитывающих все этапы формирования фонематических возможностей (звуковой анализ слов) и последующих за ними параллельного ознакомления с буквами и дальнейшее чтение. Разнообразное содержание игр и их вариативность даёт возможность каждому ребёнку применить свои интересы и склонности в познании родной речи, развиваться в своём темпе.

Актуальность состоит в том, что дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в различных школах и гимназиях. В современных условиях изменились требования к выпускнику ДОУ: при поступлении в элитные обучающие учреждения существуют высокие требования к уровню подготовки, в частности, овладению грамотой и элементарными навыками чтения. Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей после окончания детского сада.

Цель программы: развитие речи, овладение элементарными навыками чтения.

Основные задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста:

Обучающие:

- обучение детей первоначальному чтению; овладению нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа;

- подготовка руки и глаз к письму.

Развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие речи;

- развитие коммуникативных способностей (индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики);

Воспитывающие:

- воспитание внимания, усидчивости;

- воспитание познавательной активности, самостоятельности;

- воспитание интереса к чтению, детской книге.

Педагогическая значимость программы состоит в том, что на специальных систематических игровых занятиях, поэтапно раскрывается всё многообразие родного языка, и дети, выполняя задания на карточках, играя в разнообразные дидактические игры, входят сначала в мир звуков, записывают слова с помощью значков этих звуков, а потом, изучая по группам буквы, сами того не замечая, начинают читать.

Программа состоит из 3-х этапов:

- стартовый;

- основной;

- заключительный.

Стартовый этап предполагает проведение диагностики по развитию речи и знакомство со своим артикуляционным аппаратом для умения дифференцировать звуки родного языка и их правильно произносить. Основной этап предполагает систему упражнений и систему дидактических игр по грамоте и развитию речи на:

- узнавание звуков (гласных, согласных), слов по значкам звуков;

- смыслоразличительную роль звуков;

- звуковой анализ слов из 2 -4 –х звуков;

- знакомство с гласными и согласными буквами;

- чтение букваря.

Заключительный этап предполагает закрепление изученного через систему упражнений на звуковой анализ слов, отработку чтения по букварю и диагностику по развитию речи. Таким образом, занятия проводятся фронтально, индивидуально, в игровой форме и варьируются в зависимости от темы и задач, желания и подготовки детей. На занятиях используется раздаточный материал в виде карточек с картинками, под которыми дети записывают модели слов с помощью значков звуков, мяч для дидактических игр, касса букв, магнитная доска с буквами, физкультминутки и разнообразные дидактические подвижные игры.

Изучение практики и результатов внедрения системы дидактических игр и упражнений на занятиях в ДОУ в течение 12 лет на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного пути в обучении детей. Уже на первом этапе обучения быстрыми темпами шло расширение словаря, улучшилась связная речь, фонетика, грамматика родного языка, в основном, от 18 до 33% («Рекорд – Старт» Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. Из опыта работы.) Дети с удовольствием показывают родителям концерты, спектакли для малышей, создают книги со своими рассказами, чувствуют себя раскрепощёнными и уверенными.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится через диагностику на основе «Программы развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой два раза в год: вводная – в сентябре и итоговая – в мае. «Диагностика речевого развития дошкольников» О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной выявляет уровень владения речевыми умениями и навыками, «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» В.Т.Кудрявцева.

Высокий уровень речевого развития и творческих способностей дошкольника предполагает:

- способность воспринимать фонологические средства языка (речевой слух);

- владение звуко – слоговым анализом и синтезом с опорой на схемы- модели слова;

- обогащенный словарь детей в связи с чтением слов, предложений и связных текстов;

- решение мысленно- практических упражнений, умение действовать по образцу;

- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).




Учебный план

для детей 4-5 лет


N

пп

 


Раздел 

Всего часов, в т.ч.

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие

занятия

1.

В мире школьных принадлежностей (стартовый этап)

4

1

3

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)


62


28


34


3.

Закрепление изученного (заключительный этап)

6

-

6


ИТОГО:

72

29

43
















Учебно-тематический план

детей 4 - 5 лет


№ п/п


РАЗДЕЛ

Наименование темы

Количество часов

всего

На теоретические

занятия

На практические занятия

1.

РАЗДЕЛ: «В мире школьных принадлежностей» (стартовый этап)

4



1.1

правила поведения во время занятий


1


1.2

соблюдение осанки при работе за партой; правила пользования пеналом




1

1.3

правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами



1






1.4

соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом



1

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)


62


28


34


2.1




Тема: «В гостях у звуков» Обозначение гласных. «Поздравление маме», «Домик и ёлочка» (проведение прямых и наклонных линий). Дидактические игры».






1




1



2.2





Тема: «В гостях у звуков». Обозначение гласных. «Игры во дворе», «Любимые игрушки» (проведение изогнутых линий, полуовалов). Дидактические игры.








1





3




2.3





Тема: «В гостях у звуков». Обозначение согласных твёрдых. «Любимые игрушки». «Мойдодыр» (рисование предметов круглой формы, обводка по контуру). Дидактические игры».





1





3





2.4



Тема: «В гостях у звуков». Обозначение согласных мягких. «Ёлка», «Музыкальные инструменты» (проведение изогнутых линий, штриховка) Дидактические игры».


Тема: «В гостях у звуков». Гласные, согласные звуки. «Шапочка, шарфик и варежки», «В песочнице»,, «Парашютисты» (проведение изогнутых линий, полуовалов, штриховка). Дидактические игры».


Тема: «В гостях у звуков». Гласные, согласные звуки. «Доктор Айболит», «В цирке» (проведение прямых и изогнутых линий, обводка по контуру предметов круглой формы). Дидактические игры».

Тема: «В гостях у слова». Звуковой анализ слов из 2-х звуков Штриховка (погремушка, самолёты). Дидактические игры».


Тема: «В гостях у звуков и слов». Звуковой анализ из 3 – х звуков. Обводка и штриховка (оси, цветы, божьи коровки, листочки на ветках, пёрышки, лук). Дидактические игры».


Тема: «Интересные слова». Звуковой

анализ слов из 4 – х звуков. Обводка и штриховка (шары, листья, рыбы, бусы, узор, ребус, бантики, киты, бабочки, арки). Дидактические игры».


Тема: «В гостях у букв – А, У, О, Ы, И. Звуковой анализ слов. Дидактические игры».


Тема: «В гостях у букв М, Н. Почитай –ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры».



1




1






1





1






3




4



10




4



3




3





3





1





3





6





5




3




2.5






2.6





2.7




2.8






2.9






2.10



2.11

3

Закрепление изученного (заключительный этап)

6

-

6

3.1

Тема: «В гостях у звуков». Дидактические игры.



1

3.2

Тема: «В гостях у букв». Дидактические игры.



2

3.3

Тема: «В гостях у слов» Дидактические игры.



1

3,4

Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры.



1

3,5

Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры.



1

Итого:

72

29

43


СОДЕРЖАНИЕ

для детей 4 – 5 лет


СЕНТЯБРЬ Вводное занятие – 4 часа


1.Теоретическая часть:

- правила поведения во время занятий;

- соблюдение осанки при работе за партой;

– правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами;

- правила пользования пеналом;

- соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом.

2. Практическая часть:

- показ воспитателем артикуляционного аппарата, умение рассматривать свои губы, язык, нёбо и как действует язык при произношении того или иного звука;

- учить слышать звуки и по зеркалу определять, какой звук произносится (гласный или согласный);

- записывать на доске значки услышанных звуков: -, о;

- гимнастика со звуками;

- «Сказка о язычке»;

- дидактические игры «Паровоз», «Согласный – гласный».


ОКТЯБРЬ – АПРЕЛЬ Основное занятие – знакомство с грамотой – 62 часа

  1. Теоретическая часть:

- обучение обводке, штриховке;

- ознакомление со звуком;

- ознакомление с твёрдыми и мягкими звуками;

- обучение звуковому анализу слов из 2-х звуков;

- обучение работе на карточках;

- ознакомление с гласными буквами – А,О,У,Ы,И;

- ознакомление с согласными буквами – М,Н;

- обучение чтению по букварю;

- обучение дидактическим играм.


  1. Практическая часть - дидактические игры

На различение звуков:

«Свободный – несвободный» (с мячом)

«Волшебник» (с мячом)

«Живые звуки»

«Послушай и доскажи» (чистоговорки)



На развитие фонематического слуха:

«Найди место звука в слове» (раздаточный материал)

«Назови слово на заданный звук»

«Закончи фразу, чтобы было складно»


На деление слов на слоги:

«Продолжи слово» (с мячом)

«Подели на части»

«Проверь меня»


На запоминание букв:

Картотека стихов на буквы

«Напиши букву» (на крупе, на спине)


На звуковой анализ слов:

«Запиши слово»

«Проверь меня»

Картинки на разные звуки


На отработку чтения:

«Плывёт кораблик»

Таблица слогов

Касса букв

По развитию речи:

«Назови слово, противоположное по смыслу»

«Назови слово, одинаковое по смыслу»

«Что сначала, что потом»

«Выступаем по радио»

«Подскажи словечко»

«Паровоз» (на обобщение)

«Собери букет»

«Загадки-отгадки»


На запоминание стихов:

«Нарисуй стихи руками»

«Покажи стихотворение»

«Золотой микрофон»


На образование родительного падежа:

«Чья мама»

«Чей ребёнок»


На развитие мелкой моторики:

«Апельсин»

«Замок»

«Улитка»

«Дружба»

«Ломик»

«Утро настало»

«Моя книга»


На развитие дыхания:

«Загони мяч в ворота»

«Надуй шар»

«Коктейль»

«Сдуй бабочку с цветка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Подуй на воду»


МАЙ Закрепление изученного – 6 часа


Практическая часть:

- Проведение прямых, изогнутых линий, полуовалов, обводка по контуру (осенний парк, домики, виноград и яблоко, петушок и павлин);

- чтение слогов, слов по букварю «Мой добрый друг»;

- выполнение дидактических упражнений;

- открытое занятие для родителей.























Учебный план

для детей 5--6 лет


N

п/п

 


Раздел

наименование темы

Всего часов, в т.ч.

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие

занятия

1.

В мире школьных принадлежностей (стартовый этап)

4

1

3

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)


62


15


47


3.

Закрепление изученного (заключительный этап)

6

-

6


ИТОГО:

72

16

56






Учебно -тематический план

для детей 5 -6 лет


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

На теоретические

занятия

На практические занятия

1.

Раздел: «В мире школьных принадлежностей» (стартовый этап)


4

1

3

1.1

Правила поведения во время занятий



1


1.2

Соблюдение осанки во время занятий, правила пользования пеналом





1

1.3

Правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами



1







1.4

Соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом



1

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)

62

15

47

2.1




Тема: «В гостях у букв Р, Л, С, Ш, К. Напиши – ка! Интересные слова. Звуковой анализ слов. Почитай –ка! Дидактические игры».






6




14



2.2


Тема: « Узнай меня! Узнавание слов по модели».




1


2

2.3



Тема: «В гостях у буквы В. Узнай меня! Узнавание слов по модели. Интересные слова. Почитай – ка!. Дидактические игры».






1



2

2.4


Тема: « Интересные слова. Почитай – ка! Дидактические игры ».






2

2.5



Тема: «В гостях у буквы Т. Интересные слова.. Напиши – ка! Почитай –ка! Дидактические игры».



1



2



2.6



Тема: «В гостях у буквы П. Интересные слова. Напиши –ка!. Почитай –ка! Дидактические игры».


1



2



2.7



Тема: «В гостях у буквы Е. Интересные слова. Напиши –ка! Почита – ка! Дидактические игры».


1



2



2.8



Тема: «В гостях у букв – Д, Ж, Б. Интересные слова. Напиши –ка! Почитай – ка! Дидактические игры».



3



10


2.9


Тема: «В гостях у буквы Я. Интересные слова.. Напиши –ка! Почитай – ка!».



1


2

2.10


Тема: «Почитай – ка!.. Дидактические игры».





2

2.11


Тема: «Почитай – ка! Напиши –ка! Дидактические игры».










7




3


3.1


Закрепление изученного (заключительный этап)

Тема: «В гостях у звуков» (твёрдых и мягких). Дидактические игры.

6


-




1

3.2


Тема: «В гостях у букв» (гласных, согласных). Дидактические игры.




1

3.3


Тема: «Интересные слова. Напиши – ка!» Дидактические игры.




2

3.4


3.5

Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю. Дидактические игры.

Тема: «Почитай-ка!» Чтение по букварю.




1





Дидактические игры.



1

ИТОГО:

72

16

56

















СОДЕРЖАНИЕ

программы для детей 5 – 6 лет


СЕНТЯБРЬ Вводное занятие – 4 часа


1.Теоретическая часть:

- правила поведения во время занятий;

- соблюдение осанки при работе за партой;

– правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами;

- правила пользования пеналом;

- соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом.

2. Практическая часть:

- показ воспитателем артикуляционного аппарата, умение рассматривать свои губы, язык, нёбо и как действует язык при произношении того или иного звука;

- учить слышать звуки и по зеркалу определять, какой звук произносится (гласный или согласный);

- записывать на доске значки услышанных звуков: -, о;

- гимнастика со звуками;

- «Сказка о язычке»;

- дидактические игры «Паровоз», «Согласный – гласный».


ОКТЯБРЬ – АПРЕЛЬ Основное занятие – знакомство с грамотой – 62 часов

  1. Теоретическая часть:

- ознакомление с согласными буквами – Р, Л, С, Ш, К;

- обучение узнаванию слова по модели;

- обучение работе на карточках;

- ознакомление с согласными буквами – В, Т, П;

- ознакомление с гласной буквой Е;

- обучение чтению по букварю;

- ознакомление с согласными буквами – Д, Ж, Б;

- обучение звуковому анализу слов из 4-х звуков;

- ознакомление с гласной буквой – Я;

- обучение разгадыванию кроссвордов;

- обучение дидактическим играм.


  1. Практическая часть - дидактические игры

На различение звуков:

«Свободный – несвободный» (с мячом)

«Волшебник» (с мячом)

«Живые звуки»

«Послушай и доскажи» (чистоговорки)


На развитие фонематического слуха:

«Найди место звука в слове» (раздаточный материал)

«Назови слово на заданный звук»

«Закончи фразу, чтобы было складно»


На деление слов на слоги:

«Продолжи слово» (с мячом)

«Подели на части»

«Проверь меня»


На запоминание букв:

Картотека стихов на буквы

«Напиши букву» (на крупе, на спине)


На звуковой анализ слов:

«Запиши слово»

«Проверь меня»

Картинки на разные звуки


На отработку чтения:

«Плывёт кораблик»

Таблица слогов

Касса букв

По развитию речи:

«Назови слово, противоположное по смыслу»

«Назови слово, одинаковое по смыслу»

«Что сначала, что потом»

«Выступаем по радио»

«Подскажи словечко»

«Паровоз» (на обобщение)

«Собери букет»

«Загадки-отгадки»


На запоминание стихов:

«Нарисуй стихи руками»

«Покажи стихотворение»

«Золотой микрофон»


На знакомство с предложением:

«Составь схему предложения»


На образование родительного падежа:

«Чья мама»

«Чей ребёнок»


На развитие мелкой моторики:

«Апельсин»

«Замок»

«Улитка»

«Дружба»

«Ломик»

«Утро настало»

«Моя книга»


На развитие дыхания:

«Загони мяч в ворота»

«Надуй шар»

«Коктейль»

«Сдуй бабочку с цветка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Подуй на воду»


МАЙ Закрепление изученного – 6 часа


Практическая часть:

- отработка чтения по букварю «Мой добрый друг»;

- выполнение дидактических упражнений;

- открытое занятие для родителей.














Учебный план

для детей 6 - 7лет


N

пп

 


Раздел

наименование темы

Всего часов, в т.ч.

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие

занятия

1.

В мире школьных принадлежностей (стартовый этап)

4

1

3

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)


65


22


43


3.

Закрепление изученного (заключительный этап)

3

-

3


ИТОГО:

72

23

49




Учебно – тематический план

для детей 6-7 лет


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

На теоретические

занятия

На практические занятия

1.


Раздел: «В мире школьных принадлежностей» (стартовый этап)

4

1

3

1.1


Правила поведения во время занятий



1


1.2

Соблюдение осанки во время занятий, правила пользования пеналом



1


1.3

Правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами.



1






1.4

Соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом



1

2.

Знакомство с грамотой (основной этап)

65

22

43

2.1

Тема: «В гостях у буквы З. Интересные слова. Напиши –ка!. Почитай –ка!



1


2


2.2

Дидактические игры.».

Тема: «В гостях у буквы Й. Интересные слова. Напиши –ка!. Почитай –ка! Дидактические игры».






1




2



2.3

Тема: «В гостях у буквы Ё. Интересные слова. Напиши – ка! Почитай –ка! Дидактические игры».




1



3



2.4

Тема: «В гостях у букв Г, Ь, Ч. Интересные слова. Напиши – ка! Почитай – ка! Дидактические игры».





3



4


2.5

Тема: «В гостях у буквы Ю. Напиши – ка! Почитай – ка! Дидактические игры».



1


2

2.6

Тема: «В гостях у букв Ф, Х, Ц,. Интересные слова. Напиши –ка! Почитай – ка! Дидактические игры».




3



7

2.7

Тема: «В гостях у буквы Э. Интересные слова.. Напиши –ка!. Почитай –ка! Дидактические игры».




1



2

2.8

Тема: «В гостях у буквы Щ. Интересные слова.. Напиши – ка! Почитай – ка! Дидактические игры».




1



2

2.9

9) Тема: «Интересные слова. Поиграем?».



7

2.10

Тема: «Почитай – ка!». Дидактические игры.





1


11


3



Закрепление изученного (заключительный этап)


3

-

3

3.1


Тема: «В гостях у букв, слов» Дидактические игры.



1

3.2

Тема: «В гостях у предложений». Дидактические игры.



1

3.3

Тема: «Почитай-ка!». Дидактические игры.



1

Итого:

72

23

49





















СОДЕРЖАНИЕ

программы для детей 6 – 7 лет


СЕНТЯБРЬ Вводное занятие – 4 часа


1.Теоретическая часть:

- правила поведения во время занятий;

- соблюдение осанки при работе за партой;

– правила безопасной работы с настольным зеркалом, карандашами;

- правила пользования пеналом;

- соблюдение гигиены при работе с магнитной доской, буквами и мелом.

2. Практическая часть:

- показ воспитателем артикуляционного аппарата, умение рассматривать свои губы, язык, нёбо и как действует язык при произношении того или иного звука;

- учить слышать звуки и по зеркалу определять, какой звук произносится (гласный или согласный);

- записывать на доске значки услышанных звуков: -, о;

- гимнастика со звуками;

- «Сказка о язычке»;

- дидактические игры «Паровоз», «Согласный – гласный».


ОКТЯБРЬ – АПРЕЛЬ Основное занятие – знакомство с грамотой – 65 часа

  1. Теоретическая часть:

- ознакомление с согласной буквой З;

- обучение работе на карточках;

- ознакомление с согласной буквой Й;

- ознакомление с гласной буквой Ё;

- обучение чтению по букварю;

- обучение звуковому анализу слов из 4-х звуков;

- ознакомление с согласными буквами – Г,Ь,Ч.

- обучение разгадывания кроссвордов;

- ознакомление с буквами – Ю,Ф,Х, Ц, Э,Щ;

- обучение дидактическим играм.


  1. Практическая часть - дидактические игры

На различение звуков:

«Свободный – несвободный» (с мячом)

«Волшебник» (с мячом)

«Живые звуки»

«Послушай и доскажи» (чистоговорки)



На развитие фонематического слуха:

«Найди место звука в слове» (раздаточный материал)

«Назови слово на заданный звук»

«Закончи фразу, чтобы было складно»


На деление слов на слоги:

«Продолжи слово» (с мячом)

«Подели на части»

«Проверь меня»


На запоминание букв:

Картотека стихов на буквы

«Напиши букву» (на крупе, на спине)


На звуковой анализ слов:

«Запиши слово»

«Проверь меня»

Картинки на разные звуки


На отработку чтения:

«Плывёт кораблик»

Таблица слогов

Касса букв

По развитию речи:

«Назови слово, противоположное по смыслу»

«Назови слово, одинаковое по смыслу»

«Что сначала, что потом»

«Выступаем по радио»

«Подскажи словечко»

«Паровоз» (на обобщение)

«Собери букет»

«Загадки-отгадки»


На запоминание стихов:

«Нарисуй стихи руками»

«Покажи стихотворение»

«Золотой микрофон»


На знакомство с предложением:

«Составь схему предложения»



На образование родительного падежа:

«Чья мама»

«Чей ребёнок»


На развитие мелкой моторики:

«Апельсин»

«Замок»

«Улитка»

«Дружба»

«Ломик»

«Утро настало»

«Моя книга»


На развитие дыхания:

«Загони мяч в ворота»

«Надуй шар»

«Коктейль»

«Сдуй бабочку с цветка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Подуй на воду»


МАЙ Закрепление изученного – 3 часа


Практическая часть:

- чтение по букварю «Мой добрый друг»

- выполнение дидактических упражнений;

- открытое занятие для родителей.



















ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


К уровню подготовки детей 4-5 лет


Знает

- термины «звук», «слог», «слово»;

- гласные буквы (кроме йотированных), согласные буквы М, Н;



Умеет

- различать на слух и в произношении звуки;

- записывать условными значками слова из 2-3 звуков;

- определять порядок звуков в слове и фиксировать их в звуковой схеме;

- читать без ошибок слоги и слова с гласными буквами и двумя согласными М, Н (по букварю «Мой добрый друг»);

- ориентироваться в странице тетради, правильно располагать на ней предметные рисунки, узоры;

- аккуратно заштриховывать предметные рисунки, не выходя за контуры;



К уровню подготовки детей 5-6 лет


Знает

- термины: звук, слог, слово, гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;

- гласные буквы, последующие согласные буквы;


Умеет

- различать на слух и в произношении ( по артикуляционным признакам) звуки гласные, согласные твёрдые и мягкие;

- делить слова на слоги при произнесении и при записи условными значками или печатными буквами;

- анализировать звуковой состав слов различной звуко-слоговой структуры;

- обозначать звуки буквами в словах изученных структур (записывать печатными буквами);

- читать по слогам, без ошибок слова, предложения из 2 – 5 слов, несложные тексты из нескольких предложений;

- обнаруживать понимание прочитанного, отвечая на вопросы по тексту;

- ориентироваться в странице тетради, клетке.

.










К уровню подготовки детей 6-7 лет


Знает

- термины: звук, слог, слово, предложение, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие звуки; ударение; точка, вопросительный и восклицательный знаки; пауза;

- гласные буквы, включая йотированные, согласные буквы;



Умеет

- читать слова, предложения, небольшие тексты по слогам, плавно;

- обнаруживать понимание прочитанного через ответы на вопросы воспитателя или пересказ;

- анализировать звуковой состав слов различной звуко-слоговой структуры;

- записывать слова, написание которых не расходятся с их произношением, печатными буквами без пропуска, замены, перестановки и вставки лишних букв;

- обозначать мягкость предшествующего согласного буквами И,Е,Ё,Ю,Я; мягкость конечного согласного буквой Ь;

- правильно сидеть при письме, держать карандаш;

- ориентироваться в странице тетради, клетке;





























Приложение № 1


Педагогическая диагностика


Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста можно определить, воспользовавшись методическими рекомендациями О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной «Диагностика речевого развития дошкольников 3-7 лет», В.Т. Кудрявцева «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему обучению»



Для детей 4 – 5 лет

Выявляются умения:

- находить слова, сходные и различные по звучанию (развитие фонематического слуха);

- понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

- подбирать признаки, качества к названию предметов и действий;

- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.

- Оценка способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения, умение высказать свою точку зрения. Графическое упражнение при подготовке руки к письму («Соответствия»);

- оценка способности на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, умение обосновать свой выбор ( «Как спасти Зайку») .






Для детей 5 – 6 лет

Выявляются умения:


- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р; различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твёрдые и мягкие (развитие фонематического слуха);

- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

- строить сложные предложения разных типов.

- Развитие мышления, умение обобщать, классифицировать, графическое упражнение при подготовке руки к письму (« Лишняя картинка»);

- Оценка способности к мысленному экспериментированию, умение отвечать на вопросы, составлять простые и сложные предложения («Вопросы и ответы»).

- Оценка умения отличать слово от обозначаемого им предмета, ориентироваться на звуковую форму слова, определение уровня осознания звуко- буквенной структуры слова как готовности к школьному обучению («Сравнение слов»).

- Техника чтения по букварю «Мой добрый друг».




Для детей 6 – 7 лет

Выявляются умения:


- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р; различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твёрдые и мягкие (развитие фонематического слуха);

- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию;

- строить сложные предложения разных типов.

- Определение общего уровня готовности ребёнка к школьному обучению, в том числе умение действовать по предлагаемому образцу или опираться на него мысленно, по памяти. Графическое упражнение при подготовке руки к письму («Школьная зрелость»).

- Оценка умения отличать слово от обозначаемого им предмета, ориентироваться на звуковую форму слова, определение уровня осознания звуко- буквенной структуры слова как готовности к школьному обучению («Сравнение слов»)

- оценка способности к мысленному экспериментированию в ситуации выбора, составление простых и сложных предложений («Девочка или мальчик»)

- развитие внимания, умение соотносить сочетание букв со словом («Избирательность»);

- развитие мышления, умение классифицировать, обобщать («Что лишнее?» ).

- Техника чтения по букварю «Мой добрый друг» ( 10 -15 слов в минуту в конце учебного года)..















Приложение № 2


По итогам психолого-педагогического анализа готовности к школьному обучению воспитанников подготовительных групп, проведенного МОУ ЦПМСС можно сравнить результаты детей, занимающихся по адаптированной программе «Слово на ладошке» и по программе под ред. М.А.Васильевой.



Показатели

% детей в группе, имеющих хороший уровень

сформированности показателей

Подгот. группа № 9

Программа под ред.

М.А.Васильевой

Подгот. группа № 12

Программа «Слово на ладошке»

1

Понятийное интуитивное мышление

55 %

84 %

2

Понятийное логическое мышление

89 %

100%

3

Понятийное речевое мышление

83 %

100%

4

Понятийное образное мышление

88 %

92 %

5

Абстрактное мышление


61 %

75 %

6

Визуальное мышление

(линейное, структурное)

74 %

83 %

7

Речевое развитие


77 %

100 %

8

Аудиальная (речевая) память

89 %

100 %

9

Визуальная память


89 %

100 %

Основные выводы, сделанные психологами МОУ ЦПМСС:

  1. У большинства детей сложилось положительное отношение к школе и к учителю, что может способствовать в дальнейшем формированию учебной мотивации.

  2. 67 % детей группы № 9 и 92 % группы № 12 показали хороший уровень готовности к школьному обучению.

  3. 72 % детей группы № 9 и 100 % группы № 12 имеют хорошее интеллектуальное развитие.

  4. 77 % детей группы № 9 и 100 % группы № 12 имеют хороший уровень речевого развития.

Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю во второй половине дня продолжительностью: у детей 4-5 лет – 15 -20мин., у детей 5-6 лет - 25 мин., у детей 6-7 лет - 30 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц. Общее количество занятий в год – 72 часа.




































Приложение № 3


Форма контроля освоения программы.


Для мониторинга успешности освоения детьми программного материала проводятся в конце каждого месяца итоговые занятия. Они включают в себя задания их разных разделов с постепенно усложняющимся содержанием.


Итоговые занятие –– 6 часов в год.


Форма контроля знаний – итоговые занятия, состоящие из самостоятельного выполнения заданий:


Для детей 4-5 лет:

- дифференциация звуков (диктант);

- звуковой анализ слов аз 4 –х звуков

- задания на развитие словесно-логическое мышления и подготовки руки к письму;

- чтение слогов по букварю «Мой добрый друг»


Для детей 5-6 лет

- дифференциация звуков (диктант);

- диктант букв;

- звуковой анализ слов из 1-2 слогов;

- классификация (животные, мебель, одежда, птицы, транспорт, насекомые) с последующей штриховкой (подготовка руки к письму);

- техника чтения по букварю «Мой добрый друг».


Для детей 6-7 лет

- диктант слов;

- звуковой анализ слов из 2-3 слогов;

- составление схемы предложения;

- продолжение узора (подготовка руки к письму);

- техника чтения по букварю «Мой добрый друг».


Результаты итоговых занятий группы анализируются и фиксируются в «Карте успешности усвоения программы по ОРП» в виде диаграмм. В процентном соотношении видно количество детей, осваивающих программу на высоком, среднем, низком уровне ежемесячно.









ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМЫ:


Средства обучения


  1. Магнитная доска, мел, цветные мелки.

  2. Алфавит в виде вагончиков и паровоза, состоящего из пунктуационных знаков.

  3. Касса букв.

  4. Буквы на магнитах.

  5. А.Н.Матвеева. «Звуки и буквы». (Карточки-тетради №1 и №2 с печатной основой для упражнений в звуковом анализе слов и логических упражнений).

  6. Тетради в клетку для записи печатных букв и слов.

  7. Пеналы с простым и цветными карандашами.

  8. А.Н.Матвеева. «Твой добрый друг». (Пособия для обучения первоначальному чтению детей 5-6 лет).

  9. Аудио- записи рассказов «Азбука Новгородского края» на каждую букву.

  10. Куклы би-ба-бо для постановки сказок, настольный театр.

  11. Дидактические игры.























Литература

Для педагога.


  1. В.Т.Кудрявцев. «Рекорд – Старт». Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования. М.: РИНО, 1998.

  2. О.С.Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста. М.:РИНО, 1998.

  3. А.Н.Матвеева. Программа речевой и языковой подготовки детей 4-6 лет. М.: Валент, 1994.

  4. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Диагностика речевого развития дошкольников. М.: РИНО, 1999.

  5. В.Т.Кудрявцев. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

  6. А.Н.Матвеева. Языковая подготовка дошкольников. Методическое руководство к пособиям «Звуки и буквы», «Мой добрый друг». М.: Валент, 1994.

  7. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Занятия, игры, и упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет. М.:РИНО, 1999.

  8. О.В.Джежелей. Развитие речи и обучение чтению. М.: Валент, 1994.

Для воспитанников.

  1. Ю.Раевский. Весёлая азбука.

  2. А.Н.Матвеева. Мой добрый друг. М.: Валент, 1994.

  3. Книги-самоделки для чтения собственных рассказов.

  4. Подборка сюжетных картинок для составления связных рассказов.

  5. Подборка книжек-малышек для самостоятельного чтения из серии «Для самых маленьких».

  6. Подборка коротких рассказов для девочек и мальчиков.

  7. Тематические альбомы.



30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Слово на ладошке"

Автор: Корень Елена Владимировна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Игровая программа "Страна толерантности" "
    ["seo_title"] => string(42) "ighrovaia-proghramma-strana-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "113327"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409853755"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Программа кружка "Умелые ручки""
    ["seo_title"] => string(34) "proghramma_kruzhka_umielyie_ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "454168"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517508617"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Сценарий игровой программы «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные»,  посвященный  Дню толерантности."
    ["seo_title"] => string(101) "stsienariiighrovoiproghrammyvsiemyraznyienomyvmiestieimyvsieravnyieposviashchiennyidniutolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "275125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452521591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства