Программа направлена на повышение художественно - эстетической культуры дошкольников. Её отличительной чертой является формирование у детей творческого и исследовательского умений, способностей действовать с различными художественными материалами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Волшебные ручки"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Краснозерского района Новосибирской области
МКДОУ Орехологовский детский сад.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Волшебные ручки»
(для детей от 5 до 7 лет)
Автор:Калашникова
Наталья Николаевна ,
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель и задачи
- Педагогические технологии, методы и формы работы
- Планируемые результаты
2. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка
3.Тематический план работы кружка
4. Литература
Пояснительная записка
«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…
Важно только, чтобы за призывами следовал труд».
Б. Н. Сухомлинский
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Направленность данной образовательной программы «Волшебные ручки» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному назначению – учебно– познавательной; по форме организации – индивидуально – ориентированной.
Эта программа по декоративно- прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников ,направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме. Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей
Актуальность разработки этой программы:
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств. Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка. Я изучила труды Комаровой Т.С. «О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей», Каган М.С. «Взаимодействие искусств в педагогическом процессе», Лыковой И.А. «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности».
Цель программы: - способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков.
Задачи :
- Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
Новизной и отличительной особенностью программы кружка ручного труда - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему Обучение проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам , в соответствии с утвержденным графиком работы. Возраст детей в кружке «Волшебные ручки» ,участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет. Продолжительность занятий 25-30 минут. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Системность работ.
- Принцип тематических циклов.
- Принцип интеграции
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).
Условия реализации программы:
Наличие материально – технического обеспечения;
Систематичность посещения кружка «Умелые ручки»;
Регулярные отчетные выставки, конкурсы
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, нетрадиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация занятий;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате работы по данной программе:
– наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
– умение создавать различные сюжетные композиции;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Материально – техническое обеспечение:
В ДОУ имеется:
Уголок изобразительной деятельности в группе.
Центр конструирования и творчества в ДОУ.
Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.), методический материал по развитию творческих способностей детей
Аудио и видеоаппаратура, СD по ознакомлению с изобразительным искусством, компьютер.
Библиотечка юного художника.
Литература по вопросу развития художественно-творческих способностей детей, программное обеспечение.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; создание декоративных поделок; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках
Заключение
Работа по декоративно-прикладному творчеству достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, украшения окружающей среды, сочетание цвета в предметах. Для этого необходимо привлекать внимание детей к тому, что их окружает, как это можно создать своими руками при помощи подручных средств.
3.Тематический план работы:
Месяц и № занятия
Тема
Цель
сентябрь 1
Рисование
«Веселое лето»
Рисование простых сюжетов по замыслу
Совершенствование техники владения кистью
2
Аппликация «Цветные ладошки»
Вырезание по контуру. Составление образов и композиций
3
Лепка
«Ваза из пластилина» Работа с пластилином, глиной
Формировать умение равномерно распределять пластилин по форме. проявлять фантазию в украшении баночек.
4
Ручной труд
«Лесные чудеса»
Создавать разнообразные художественные образы
Октябрь
1
Рисование – отпечатки листьев.
Тема «Осенний лес»
Познакомить с приемом- отпечаток (оттиск),развивать творческую индивидуальность
2
Лепка рельефная (рисование пластилином)
«Натюрморт»
Совершенствование техники лепки.
Воспитывать аккуратность
3
Аппликация из природного материала
«Осенний букет»»
Закрепить умение создавать композицию из разнообразного природного материала. Развивать творчество и фантазию
4
Лепка
«Подсолнух» работа с пластилином, глиной
Продолжать совершенствовать умение детей размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона.
Работа с бумагой Поделка из готовых форм. «Делаем игрушки сами»
Совершенствовать умение детей работать с мятой бумагой с клеем ПВА. Развивать творчество, фантазию
3
Лепка
пластилин и бросовый материал
Совершенствовать умение работать самостоятельно, создавать образ
4
Работа с бросовым материалов «Остров ненужных вещей»
Знакомить с приѐмами работы, различными инструментами, развивать творческие способности
Декабрь
1
Аппликация
«Новогодняя елочка»
Упражнять в разрывании бумаги на узкие полоски и полосок на маленькие кусочки, из которых скатываются маленькие комочки
2
Конструирование
«Ватная страна»
Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой, создавать сюжетные и декоративные композиции
3
Рисование
«Птицы» в пальчиковой технике
Сочетание пальчиковой техники с перьевой, развивать фантазию, аккуратность
4
Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички»
Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.
Январь
1
Рисование
«Необычная посуда»
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
2
Лепка «Дед Мороз и Снегурочка»
Формировать умение выполнять работу выразительного образа конструктивным способом , используя разнообразные способы отделки
3
Рисование солью «Дед Мороз»
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
4
Аппликация«Снегирь на ветке рябины»
упражнять детей скатывать маленькие комочки из полосок бумаги, отрабатывать приемы разметки по шаблону и вырезания фигуры
январь
1
Техника рисования
«Набрызг» зубной щеткой
Познакомить с новой техникой рисования
2
Лошадка (по мотивам дымковской игрушки)
Обучить скульптурной лепке из цельного куска по мотивам дымковских игрушек. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства
3
Рисование восковыми мелками и акварелью «Петушок»
Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.
4
Рисование «Морозные узоры»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования (рисование ластиком); развивать творческое воображение
февраль 1
Лепка
«Птицы»
Закрепить умение лепить из целого куска по мотивам народных игрушек, передавать их характер. Учить использовать разные приемы лепки (оттягивание, прищипывания, сглаживание). Развивать эстетическое восприятие.
2
Рисование
«Необычные машины»
Оттиск пробкой и печатками
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение
3
Конструирование из бумаги «Заснеженный дом»
Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации(разрывание, обрывание, выщипывание, сминание)
Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки
март
1
Аппликация объёмная
«Лилия» Работа с бумагой.
Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами,
2
Рисование и аппликация из мятой бумаги
«Весенняя полянка»
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа
3
Работа с тканью Аппликация из ткани
Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию
4
Рисование
«Веселые человечки»
Волшебные веревочки
Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.
Апрель
1
Рисование «Пасхальное яичко»
Совершенствование техники рисования,
Развивать фантазию
2
Рисование нетрадиционная техника «набрызг»
«Планеты и звёздное небо»
Познакомить с новой техникой рисования, умение создавать плавный переход оттенков
3
Лепка «Полет в Космос»
Коллаж (коллективная работа)
Составление сюжетной композиции
формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания
4
Рисование
«Ранняя весна»
Монотипия пейзажная
Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Май
1
Аппликация «Поздравительная открытка ко Дню Победы»
Создание объемного изображения тюльпанов, использование вытачки.
2
Лепка
«Жучки – паучки»
Создание сюжетной композиции. Научить комбинировать фигурку с украшением из природного материала. Развивать творчество и фантазию.
3
Аппликация объемная Сказочный цветок”
Создание объемной аппликации цветка с помощью склеивания полосок бумаги петельками Упражнять в складывании и нарезании полос. Развивать эстетическое восприятие
4
Выставка детских работ
Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.
6.И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.