Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Шахтёрский ясли-сад №7»
Проектная деятельность
в условиях дошкольного учреждения
Номинация «Методическая разработка»
Автор:
Усова Марина Владимировна,
старший воспитатель
МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №7»
Оглавление:
Введение ………………………………………3
Основная теоретическая тема ……………….. 4-5
Творческий проект « Я люблю тебя Мама»… 6-9
Познавательный проект
« 9 МАЯ – день Победы»……………………. 9 - 12
Научно – исследовательский проект «Чудеса
Кока-колы»……………………………………12 - 16
Введение
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»
А. Эйнштейн
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Педагогов привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Всё это можно реализовать с помощью проектной деятельности. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.
В нашем методическом пособии мы рассмотрим часть теоретической и практической значимости проектов, взятых из моего собственного опыта работы.
Проектная деятельность в условиях
дошкольного учреждения.
При разработке проекта на начальной стадии, я обязательно пользуюсь теоретическими аспектами, которые включают в себя: проблему (актуальность), цель и задачи; временной отрезок; возрастные рамки участников; виды деятельности; содержание самого проекта; методы реализации; предполагаемый результат и рефлексия.
Итак, далее мы рассмотрим классификацию, этапы составления и виды проектов, в которых мы детально увидим все наши теоретические аспекты.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
Основные этапы метода проектов.
Выделяются несколько этапов:
1.Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2.Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.
3.Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4.Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
По видам проекты подразделяются на следующие:
Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Далее представлены разработанные и реализованные проекты, из опыта работ
Паспорт проекта
«Я люблю тебя МАМА!»
Актуальность проекта:
Мама играет важную роль в жизни каждого человека, но на современном этапе общение матери с ребенком минимизируется из-за занятости мам и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. А ведь отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями. А не духовными. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
Цель проекта: воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери; совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей.
Задачи проекта:
• Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
• Развивать интерес ребенка к близким людям.
• Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, теплые, доверительные отношения.
Вид: краткосрочный, творческий, групповой
Время реализации: ноябрь 2019 г.
Участники: воспитанники старшей логопедической группы, родители (законные представители), воспитатели.
Предполагаемый результат:
- знать информацию и составлять рассказы о своей матери;
- проявлять заботу и уважение;
- умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Продукт проектной деятельности
Организация:
фото - выставка «Мама – милая моя»;
папка - передвижка посвященная Дню матери;
выставка рисунков на тему «Выходные с мамой» (совместно с родителями);
подарки аппликации «Волшебная полянка»;
конкурс чтецов «Маму свою очень люблю».
Схема реализации проекта:
Игровая деятельность:
Организация сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад»
Дидактические игры «Мамины помощники», «Кем быть?», «Мама, папа, я».
Речевое развитие:
Творческое рассказывание детей по темам: «Как я помогаю маме», «Выходной день в моей семье» и «Как я люблю маму!»
Беседы с детьми: «Где и с кем я живу?», «Как и чем можно порадовать близких», «Мои близкие».
Ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.).
Социальное развитие:
Выпуск группового альбома «Мама - милая моя»;
Самостоятельная организация сюжетно – ролевых игр;
Сбор рисунков на тему «Выходные с мамой» в брошюрку.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Практический.
Проведение с детьми бесед.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Проведение конкурса чтеца «Маму свою очень люблю»
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов по теме).
Рассматривание картин, рисование рисунков, составление брошюрки и фотоальбома.
Организация ООД по окружающему миру и речевому развитию «Пусть всегда будет мама!»
Организация ООД по аппликации «Подарок маме…»
Проведение консультации для родителей (законных представителей) «Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери и сына»
3 этап. Заключительный.
Фотоальбом «Мама – милая моя»;
Папка - передвижка посвященная Дню матери;
Брошюрка из рисунков на тему «Выходные с мамой»;
Подарки аппликации «Волшебная полянка»;
Конкурс чтецов «Маму свою очень люблю»;
ПАСПОРТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Сроки проведения: 28 апреля - 8 мая
Цель:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в ВОВ, уважение к ветеранам.
Задачи:
Сформировать представление о празднике Дне Победы; познакомить с героями ВОВ.
Расширить знания о военной технике, о памятниках, монументах и улицах города.
Раскрыть значение победы в ВОВ.
Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.
Организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Воспитать уважение к ветеранам ВОВ, всем защитникам Родины.
Воспитать храбрость и мужество, стремление защищать Родину.
Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому большую работу по воспитанию патриотических чувств нужно вести в ДОУ. С каждым днем утрачивается связь поколения, очень мало осталось в живых героев ВОВ. Молодежь не знает, как зовут героев войны, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город-герой» и за какие заслуги.
Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
Ожидаемые результаты:
Понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека; в результате проведенных мероприятий дети должны узнать о легендарном прошлом нашей Родины; иметь представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного города; о земляках-героях, о героях своей семьи; должны быть познакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).
Участники проекта:
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты и родители (законные представители).
Тип проекта:
Краткосрочный
Работа с детьми:
Проведение занятий и бесед «Праздник со слезами на глазах», «Что такое героизм», «Дети войны», «Почему война называется ВОВ», «В нашей семье есть герой», «Георгиевская лента - символ Дня Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».
Чтение и обсуждение произведений о войне:
Л. Кассиль «Памятник солдату».
С. Баруздин «Слава», «За Родину».
С. Михалков «Быль для детей».
О. Высоцкая «Салют».
А. Агебаев «День Победы».
С. Орлов «9 мая 1945года».
Е. Благинина «Шинель».
Е. Трутнева «Парад».
Разучивание стихотворений, песен, пословиц на военную тематику.
Сюжетно-ролевая игра «Полевая почта», составление поздравительных писем ветеранам ВОВ ко Дню Победы.
Рассматривание репродукций картин:
Ю. Непринцев «Отдых после боя».
П. Кривоногов «Победа».
Л. П. и С. П. Ткачевых «Май 45-го».
С. Алексеев «Первая колонна».
М. И. Лихачев «Память».
Проведение подвижных игр «Полоса препятствий», «Опасная разведка», «Помоги раненому», «Захватим вражеское знамя».
Изготовление творческих работ для оформления выставок.
Праздник «День Победы» по плану музыкального работника, с использованием видео – презентации «9 мая День Победы - Праздник со слезами на глазах!»
3. Участие в оформлении выставок (совместные работы родителей и детей) .
4. Составление альбома памяти (рассказы взрослых о членах семьи: участниках ВОВ, фото, рисунки).
Паспорт проекта
опытно - экспериментальной деятельности
«Чудеса Кока – колы»
Историческая справка:
Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем кока-колы был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.
Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а «выжатые», кокаина в них уже не было. С тех пор кока-кола начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 г. с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.
Актуальность:
В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же, в свою очередь, привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому, возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.
В результате опроса «Мой любимый напиток», проводимого воспитателем с детьми в подготовительной к школе группе, выяснилось, что дети всем напиткам предпочитают кока-колу, а также добавили, что любят «колу», но она, по словам родителей, вредна. На вопрос, в чем этот вред, дети затруднялись ответить или говорили словами родителей, что это «химия».
По результатам опроса мы решили провести ряд экспериментов и точно установить, действительно ли «кока-кола» вредна для организма.
Цель проекта:
Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.
Задачи исследования:
Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;
Проанализировать взаимодействие кока-колы и ржавчины;
Изучить действие кока-колы на зубы;
Исследовать совместимость кока-колы с другими продуктами.
Участники: воспитанники логопедической подготовительной к школе группы, родители (законные представители), воспитатели.
Этапы исследования:
1. Опрос детей других групп, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый напиток» и «Знаете ли Вы о вреде колы?»
2. Выдвижение гипотезы.
3. Непосредственное проведение опытов.
4. Наблюдение за взаимодействием кока-колы с веществами и предметами.
5. Выводы.
Материалы для проведения экспериментов:
Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, молочный зуб, видеоматериал «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»»
Ход исследования
В марте в логопедической группе проводилась беседа «Моя мама – лучший кулинар». Дети с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах, которые им готовит мама, и описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых напитков. В результате выяснилось, что большинство детей предпочитает кока-колу и пепси колу, хотя многим родители покупают эти напитки не часто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему колу пить нельзя.
Было решено провести анкетирование среди родителей о напитках «Кока-колы» и «Пепси – колы», а также послать «журналистов» от группы к другим детям, чтобы они сделали репортаж о вкусовых предпочтениях воспитанников сада. По результатам анкетирования мы сделали вывод, что зная о её вреде, все – равно покупают, аргументируя тем, что не так часто и что большего вреда она не принесёт. А после опроса детей выяснилось, что воспитанники разновозрастных групп также любят кока-колу, но не знают о ее вреде. Все воспитатели знали, что кока-кола плохо влияет на здоровье, но никто не смог доказать это.
Поэтому, было решено провести ряд экспериментов, чтобы доказать наглядно какой вред приносят напитки «Кока-кола» и «Пепси – кола».
Опыт 1
У Тимура выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красители, которые проникают даже в твердый зуб.
На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.
Вывод:
КОКА-КОЛА разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Опыт 2.
Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное черное пюре.
Вывод:
Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.
Опыт 3.
Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой.
На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.
Вывод:
Кока-кола разъедает даже ржавчину.
Опыт 4.
Были взяты 2 белые чашки со следами от чая. Обычной водой следы не отмылись в 1 чашке. Дети налили во 2 чашку кока-колу, и вышли на прогулку. Потом проверили. Следы от чая пропали.
Вывод:
Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.
Опыт 5
Показ видеоматериала «Реакция кока – колы на конфеты «Ментос»» (в целях безопасности здоровья детей и порчи имущества, данный опыт был показан детям в видео ролика, с рекомендацией не повторять такие действия дома)
Вывод:
Нельзя запивать «Ментос» колой!
Опыт 6
В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.
Вывод:
В кока-коле очень много сахара.
Вывод: Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму.
Значит, мы были правы и подтвердили нашу гипотезу: КОКА-КОЛА НЕБЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "ОПЫТ РАБОТЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
["seo_title"] => string(134) "opyt-raboty-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-u-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta-v-protsiessie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "227960"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1441031303"
}
}