Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Основания для разработки проекта.
Проблема.
Идея проекта возникла после того, как один мальчик принес в детский сад красивые наручные часы, по которым и время узнавать, и сообщения писать, и звонить можно. Между детьми возникла беседа о том, какие же бывают разные часы: и самые обычные, и такие как у товарища с большим количеством дополнительных функций. Детей заинтересовали вопросы: Что такое часы? Какие бывают часы? Когда и где они появились? Зачем нужны часы?
Цель
Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи
Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Научить детей определять время на макетах часов с точностью до 1 часа.
Методы
Словесные, наглядные, практические.
Формы
Тематические занятия, презентации, беседы, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Ожидаемые результаты
Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.
Освоят достаточные знания о временных представлениях.
Появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.
Употреби текущее время так, чтобы в старости,
не корить себя за молодость, прожитую зря. Джованни Боккаччо
Актуальность
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из- за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.
Данная тема показалась нам очень занимательной, и мы начали искать интересные факты о часах и времени.
Гипотеза:
Если привлечь внимание детей к повседневному, хорошо знакомому им предмету — часам, показать историю их появления, то у дошкольников появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.
Прогнозируемый результат реализации проекта
- В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.
-Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы.
-Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап - основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Познавательный рассказ воспитателя о часах.
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов.
-Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- НОД «Познание» Формирование элементарных математических представлений тема: «Часы. Как узнать время».
- Создание коллекции современных часов, карманных часов.
- Создание альбома «Часы».
Литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.
3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995.
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2000.
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. Издательство «Учебная литература»,2004.
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков. Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
Приложение
Познавательный рассказ о часах.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?
Дети: Часы.
Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
-Первыми часами. Которые придумали люди две - три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
- Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(Дети рассматривают песочные часы)
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает.
(Демонстрируется горящая свеча.)
Воспитатель: - Сейчас существует много разновидностей часов. Назовите их.
(настенные, напольные, механические, электронные, будильники и др.)
Рассматривание часов на иллюстрациях.
Чтение детьми стихотворений о часах.
Воспитатель: - Замечательные стихи вы прочитали, молодцы. А хотите узнать, какими были первые будильники, и кто их изобрел?
(Рассказ о будильниках, с использованием иллюстраций.)
Воспитатель: - У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Бумага. Нарисуйте, пожалуйста, часы – кто какие захочет.
Дети рисуют.
Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, нарисовали отличные рисунки.
А вам понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
Беседа на тему: «Кто и как считает время».
Цель: Учить детей определять причинно-следственные связи.
Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:
-Что это такое?
-Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?
-Кому они в нашей группе нужны?
-Зачем они нужны людям?
-Для чего их создали?
Вы все говорили правильно, часы измеряют время.
-А что такое время? Время было всегда, оно и бежит, и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.
А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?
Воспитатель: было время, когда не было часов.
-Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?
Они ориентировались на времена года, части суток (день –ночь)
Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.
- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.
Воспитатель:
- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?
Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.
- Как он определял время суток? - Утром тень в одной стороне, вечером в другой.
Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).
- Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?
- А что плохого в этих часах?
- Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.
- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?
Воспитатель:
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).
- Что в них было хорошо, а что плохо?
Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Час, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.
- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в дет. сад, школу?
- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?
Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.
Дидактическая игра «Нарисуй за 1минуту палочки»
Воспитатель: –Почему получилось у каждого разного количества палочек?
- У каждого свой темп.
Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но такие часы время показывали не точно.
Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.
- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?
Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?
Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.
Появились разные часы.
- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.
- Которые стоят на полу? – напольные.
- Которые стоят на столе? – настольные.
- Которые человек носит на руке? – наручные.
Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут вам сигнал.