Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка
ПРОБЛЕМА
Не знают, что можно делать с помощью песка Не умеют наблюдать, делать выводы
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.
МІНДЕТТЕР - ЗАДАЧИ:
формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа, расширять представления о свойствах песка усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно учить анализировать, сравнивать, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь), моторику развивать фантазию, творчество, воображение закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ:
1 месяц включает 3 этапа: Подготовительный: Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов. Основной: Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия). Заключительный: Обобщение результатов работы. Постройки из песка
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатели и дети и родители
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков Знают что песок – неживая природа, его свойства Применяют правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
1.Откуда появляется песок, из чего состоит песок
Цель/: Расширять представления о неживой природе
Образовательная задача : Познакомить детей со свойствами и качеством песка, его происхождением Развивающая задача : Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, любознательность, речь. Воспитательная задача: Воспитывать интерес к неживой природе
Оборудование: камни, листы белой бумаги, лупа, песок
2. Легко ли сыпется песок Образовательная задача : Познакомить детей со свойствами песка. Развивающая задача : Развивать любознательность, речь Воспитательная задача : Воспитывать интерес к неживой природе
Оборудование: песок
3. Куда исчезла вода Образовательная задача : Продолжать знакомить детей со свойствами песка Развивающая задача : Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, любознательность, речь. Воспитательная задача : Воспитывать интерес к неживой природе Оборудование: стаканчики с песком и водой.
4. Свойства песка
Образовательная задача : Расширять представления о неживой природе. Продолжать знакомить детей со свойствами песка Развивающая задача : Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, любознательность, речь. Воспитательная задача : Воспитывать интерес к неживой природе Оборудование: стаканчики с песком и водой, веточки.
5.Лепим из песка Образовательная задача : Продолжать знакомить детей со свойствами песка Развивающая задача : Развивать воображение, фантазию, речь Воспитательная задача : Воспитывать интерес к неживой природе Оборудование: мокрый пескок, различные формочки.
6. Песочная страна
Образовательная задача : Продолжать знакомить детей со свойствами песка Развивающая задача : Развивать воображение, фантазию, речь Воспитательная задача : Воспитывать интерес к неживой природе
Оборудование: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши
ЛИТЕРАТУРА
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006. № 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия 2. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5. Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры) 3. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47. 4. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29 Детская психология – психотерапия –песочная терапия (организация) – игры с песком 5. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68
ГЛОССАРИЙ
Неживая природа - это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.
Песок - Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твёрдых минералов.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка
Песочная терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра в песочнице способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий
ЖҰМЫСТЫҢ ПЕРСПЕКТИВТІК ЖОСПАРЫ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Цель: Активизация родительского потенциала путем: - вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДО - пробуждения интереса у родителей к жизни детей в жизни детского сада
Мероприятия
1. август Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия
2. август Рекомендации для родителей на тему: «Изучаем свойства песка»
3. август Игротека для родителей на тему: «Обучающие игры с песком
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Узнают и правильно называют плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Выделять форму в конкретных примерах окружающей обстановки
Группируют и соотносят однородные предметы по величине, форме, цвету
Выкладывают с помощью счетных палочек различные фигурки
Различают и называют основные цвета и их оттенки
Наиболее развита мелкая моторика рук
Проявляют дружеские взаимоотношения
Негіздеме
Обоснование
Актуальность проблемы сенсорного воспитания стоит перед педагогами детского сада всегда очень остро. Это обусловлено разным уровнем развития поступающих и посещающих детский сад детей, а так же недостаточным вниманием родителей к развивающим играм и низкой педагогической просвещенностью.
В основе познания ребёнком окружающего мира лежит восприятие явлений и предметов через все органы чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус). Изучение детьми свойств и качеств предметов обогащают их жизненный опыт, способствуют развитию познавательных процессов (мышления, памяти, речи, восприятия, воображения).
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
№ п/п
Тема
Программное содержание
Оборудование
1
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.
Д/игры
«Назови цвет», «Найди предмет»
2
«Назови геометрическую фигуру»
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) . Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
игрушки разного цвета, размера
7
«Найди предмет такой же формы»
Учить детей выделять форму в конкретных примерах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
предметы быта
игрушки
8
«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»
Закреплять умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
маленькие и большие игрушки
Мишка
Заяц
9
«Шумящие коробочки»
Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Развивать мышление.
коробочки с разными наполнителями
10
«Играем с бумажными шариками»
Развивать у детей мелкую моторику рук. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
бумажные
шарики
11
«Волшебный поднос»
Учить детей выполнять задание правильно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
поднос,
мелкие предметы и игрушки
12
«Какие бывают фигуры?»
Продолжать знакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат - треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.
кукла, картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал по две фигуры каждой формы
Развивать осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
лоскуты парных тканей
26
«Строим башню»
Учить соотносить по величине четырех предметов. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
набор строителя
27
«Три квадрата»
Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
у каждого ребенка три квадрата разной величины
28
«Что лежит в мешочке? »
Закреплять знания детей о форме Упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
« чудесный мешочек», мелкие предметы разной формы
29
Доски для ощупывания
Развивать у детей осязание. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
доски с дырочками, прорезями и т.д.
30
«Сделаем куклам бусы»
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Развивать осязание. Воспитывать усидчивость.
нитки
бусинки разного цвета
31
«Спрячь мышку»
Закреплять представления о шести цветах. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Д/игра
«Спрячь мышку»
32
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу
Развивать у детей мелкую моторику рук. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
счётные палочки
33
«Башня»
Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
строитель
34
«Подбери картинки для куклы и мишки»
Продолжать учить детей группировать предметы по форме, отвлекаясь от цвета. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
игрушки разные по величине, игрушки -мишка и заяц
35
«Подбери фигуру»
Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Развивать мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Д/игра «Подбери фигуру»
36
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.