Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя семья"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»
Познавательно-творческий проект
«Моя семья»
для детей 6-7 лет
Автор проекта: воспитатель
Баянова Наталья Витальевна
п. Лобва
2016 г
Тема: «Моя семья»
Актуальностьпроекта:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Цельпроекта:
Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачипроекта:
Обучающая: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
Развивающая: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность;
Воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.
Видпроекта: краткосрочный, творческий.
Продолжительность: две недели
Участникипроекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат
- владеть понятием «Семья»;
- знать информацию о своей семье, профессии родителей;
- составлять рассказы о своей семье;
- проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи;
-знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники.
Продуктпроектной деятельности
Составление совместно с родителями «Генеалогическое древо».
Создание с детьми и родителями альбома «Моя семья».
Реализацияпроекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор художественной литературы и стихотворений о семье.
4. Проведение двух недель на тему«семья» вгруппе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная игрупповая работа.
Деятельность детей:
1. Разучивают стихи о семье.
2. Собирают фотографии.
3. Приносят фотографии в детский сад.
4. Рассматривают со сверстниками фотографии.
5. Оформляют с помощью родителей семейный альбом.
6. Делают вывод о завершении работы.
Деятельность родителей:
1. Помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи.
2. Помогают в оформлении страничек с заданными рубриками.
3. Помогают оформить семейный альбом.
Последовательность работы надпроектом:
1. Сбор материала (фотографий).
2. Рассматривание фотографий.
3. Оформление альбома совместно с родителями.
4. Семейные альбомы, дети приносят в детский сад.
5. Рассматривание страничек альбома, рассказ ребенка о каждом из членов семьи.
6. Заучивание стихов о семье.
7. Подведение итогов работы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта. Ознакомили родителей с целью и задачами проекта. Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья»).
•Разработка консультации для родителей « Что такое генеалогическое древо?»
•Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»
•Проведение бесед по данной теме.
•Создание с детьми и родителями альбома «Моя семья
На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?». Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа», Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто; Сказка «Гуси лебеди», нанайская сказка «Айога», Я.Аким «Моя родня», сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», чтение пословиц и поговорок о семье.
Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» и беседы: «Я и моя семья», «Как мы отдыхаем вместе с семьёй», «В гостях у бабушки и дедушки», «Семья глазами детей», «Кем работают мои родители», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье» помогли сформировать представление о роде и родословии, о происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья».
Реализация проекта:
•Выставка детских рисунков «Моя семья»
•Выставка «Генеалогическое древо моей семьи»
•Обобщение материала по реализации проекта
На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Моя семья». И защита детьми «Генеалогическое древо моей семьи».
План работы
Взаимодействие с родителями:
1) Выставка книг для чтения на тему семья; подборка любимых семейных книг для приобщения родителей и детей к совместному семейному чтению. Советы по оформлению детской домашней библиотеки;
2) Консультация для родителей «Генеалогическое древо»;
3) Оформление альбома на тему «Моя семья».
4)Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо» моей семьи.
Основной этап
Участники
Ответствен-
ный
Пн
31.10
.
Вт
1.11
Ср
2.11
Чт
3.11
Пт
4.11
Пн
7.11
Вт
8.11
Ср
9.11
Чт
10.11
Пт
11.11
1-я половина дня
1)Беседа «Я и моя семья».
2) Сюжетно – ролевая игра «Семья».
2-я половина дня
1)Чтение сказки «Гуси лебеди».
2) Художественное творчество (рисование) «Моя семья».
1-я половина дня
1)Беседа «Как мы отдыхаем с семьёй».
2)Дидактическая игра «Скажи ласково».
3) Словесная игра «Моя семья».
2-я половина дня
1) Чтение нанайской сказки «Айога».
2) Художественное творчество (лепка из соленого теста) «Печенье для родных к чаю».
1-я половина дня
1)Беседа «В гостях у бабушки и дедушки».
2)Дидактическая игра «Назови профессии».
2-я половина дня
1)Чтение пословиц и поговорок о семье.
2) Конструирование из конструктора «Лего»
«Дом для бабушки и дедушки».
1-я половина дня
1)Рассматривание альбома «Моя семья».
2) Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери».
2-я половина дня
1)Чтение Я.Акима «Моя родня»
2) Художественное творчество (рисование) «Моя родня».
1-я половина дня
1)Беседа «Семья глазами детей»
2) Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».
2-я половина дня
1)Рассматривание картинок «Дочка Катя с куклами».
2) Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
1-я половина дня
1)Беседа «Кем работают твои родители».
2) Словесная игра «Кто старше».
2-я половина дня
1)Чтение М.Матвеев «Синяя чашка».
2) Пальчиковая игра «Семья».
1-я половина дня
1)Беседа «Как я помогаю дома».
2) Дидактическая игра «Мои хорошие поступки»
2-я половина дня
1)Чтение В.Катаев «Цветик – семицветик».
2) Словесная игра «Кто младше».
1-я половина дня
1)Рассматривание альбома с фотографиями «Моя семья»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет
Тема: «Моя семья» Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей. Ход занятия. Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. Вопросы: 1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама). 2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок). 3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка). 4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница). 5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра). 6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей). 7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук). 8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка). 9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди). 10. Как можно назвать, одним словом этих людей? (Родственники) 11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение). 12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей). 13.Что такое семья? (Ответы детей). Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват. Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Вы знаете, что семья должна быть дружной.
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Цель:
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
- учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
- расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать:
- монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- выразительность движений в ходе физпаузы.
Воспитывать:
- уважение к старшим членам семьи;
- умение почувствовать энергию своего рода.
- аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
- макет генеалогического древа;
- тарелочка с листочками;
- кувшин с водой для игры;
- мольберт, лист А3, маркеры;
- семейные фотографии;
- карточки с моделью «генеалогического древа»;
- одноразовые стаканчики;
- музыкальное сопровождение;
- схема рассказа о членах своей семьи;
- призы-медальоны с надписью «Дружная семья». Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
На мольберте модель генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Психогимнастика
Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается туловище вверх).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты.
Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Рассматривание работ.
(Дети берут свои деревья и встают в круг).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Игра «Кувшин доброты».
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Дидактические игры.
«Домашний труд». Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда. Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом». Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода. Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
«Чем можно порадовать маму». Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик.
Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Семья». Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Пальчиковое упражнение «Дом». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры. Воспитатель.
Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком») Он не низок, не высок, Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка») Кто, скажите, здесь живет? Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед) Печеньем угостите, Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца) Шить, готовить, убирать, Я сама везде поспею, Буду пол мыть и стирать. Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться) Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх). Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком») Будет этот домик мой!»
Подвижная игра.
«Кувшин доброты». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела. Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.
Ход игры. Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.