kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организации. Будет полезен при планировании работы по реализации регионального компонента "Казачество".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»

Консультация для педагогов ДОУ:

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»

«Детство – каждодневное открытие мира

И, поэтому, надо делать так,

Чтобы оно стало, прежде всего,

Познанием человека и Отечества,

Их красоты и величия»

В.А.Сухомлинский


Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Воспитание любви к Родине – трудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво. Этот процесс не должен быть эпизодическим, от случая к случаю, он требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Трудностью при реализации регионального компонента является то, что сам по себе процесс изучения родного края, его истории, природы не представляет для детей особого интереса. Для того, чтобы их увлечь надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут наблюдать непосредственно, каждый день, постепенно расширяя круг знаний. Для успешного решения этой задачи необходимо использовать современные образовательные технологии:

  • игровая технология

  • информационно-коммуникационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности

  • технология исследовательской деятельности

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология «ТРИЗ»

  • коррекционно – развивающая технология


1.Игровая технология

Игра – естественный спутник жизни ребенка. Феномен её в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в процесс получения новых знаний, умений, потребность в познании и развитии. Это своеобразный приём, при котором ребёнок легче усваивает материал, создаётся бодрое настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребёнка. С её помощью педагог может организовать не только умственную, но и моторную активность детей.

Среди огромного числа игр особо хочется выделить дидактические игры по реализации регионального компонента, которые способствуют формированию познавательной деятельности детей. Дети решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, сравнивают их признаки, устанавливают сходство и различие, обобщают, делают выводы, рассуждают. При этом развивается самостоятельность мышления, находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения поставленной задачи. К ним можно отнести следующие игры: «Мой детский сад», игра-лото «Мой поселок», игра-лото «Животный мир Ростовской области», «Найди одинаковые», «Мой адрес…», «Расскажи о своей семье», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», «Найди герб Ростовской области, «Из чего построен дом» «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Сложи картинку», «Узнай, где я нахожусь», «Герб города», «Найди флаг Волгодонска», «Подбери орнамент» и т.п.

Немаловажное значение имеют творческие и развивающие игры: «Придумай герб своей семьи», «Раскрась флаг России», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в поселке», «Расскажи, каким будет наш поселок через тысячу лет», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Найди отличия», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку», «Найди животное по следу» и т.д.

Велика роль игр-драматизаций и театрализованных игр: «Курочка-рябушечка, «Дунюшка» «Идёт кисанька из кухни». «Теремок», «Репка», «Колобок» и др.

Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Примером таких игры могут быть: «Смех да веселье», «Скачки», «Бег в мешках», «Разбей горшок», «Бег с коромыслами», «Бег с яйцом в ложке», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Жмурки» «и др. К народным праздникам относим: «Масленица», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Сабантуй», «Пасха», «Рождество» и т.п. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.

С народными играми тесно связаны подвижные игры, такие как: «Казаки-разбойники», «Чехарда», «Салки», «Жмурки», «Ручеек», «Тише едешь- дальше будешь», «Нагайка и кнут», «Дзига», «Лапта», «Волки во рву» и др.


2.Технология проектной деятельности

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. Организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

При реализации регионального компонента можно использовать проекты разной продолжительности с учетом возрастных особенностей детей группы по следующей тематике:

  • Проект «Мы - дети планеты Земля

  • Проект «Люби и знай свой край»

  • Проект «Сказки Тихого Дона»

  • Проект «Наш родной казачий край»

  • Проект «Достопримечательности нашего поселка»

  • Проект «На Дону, на Доне.

  • Проект «Знаменитые люди Ростовской области»

  • Проект «Календарные народные праздники России»

  • Проект «Песни донского края» и т.п.


3.Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников детского сада. К ним относятся:

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

  • подвижные и спортивные игры

  • закаливание

  • беседы по валеологии

  • стретчинг

  • ритмопластика

  • релаксация

  • утренняя гимнастика

  • физкультурные занятия

  • точечный массаж (самомассаж)

  • спортивные развлечения, праздники

  • Дни и недели здоровья

  • Прогулки-походы

  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

  • Игротренинги и игротерапия

В рамках реализации регионального компонента методы и приемы здоровьесберегащей технологии имеют определенную направленность: воспитание у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к себе, к своему здоровью; семье; познание родного края, его истории и природы; формирование опыта и общения детей друг с другом, со взрослыми.


4.Коррекционно-развивающие технологии

Технологии коррекционно-развивающего обучения способствуют активизации познавательной деятельности, обеспечивают социально-психологическое благополучие ребенка, психическое и социальное здоровье ребенка и направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Это:

-Игры на развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики.

-Куклотерапия

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

-Психогимнастика.

-Логоритмика.

-Сказкотерапия.

-Арттерапия

-Музыкотерапия.

-Танцевально-экспрессивный метод.

Все перечисленные методы должны быть подчинены региональному компоненту.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, возникновение радуги после дождя;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Все эти преимущества особенно важны при изучении истории далекого прошлого нашего края, России.


6. Технология исследовательской деятельности

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование Надо отметить, что применение исследовательских технологий часто сопряжено с использования технологии проектов и ТРИЗ-технологии.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности при реализации регионального компонента:

- Опыты (эксперименты) с воздухом, водой, почвой, минералами;

- Коллекционирование растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий родного края;

- Путешествие по карте: исследование рельефа местности, природных ландшафтов России, их обитателей, частей и сторон света.

- Путешествие по «реке времени»: история  жилища и благоустройства городов Ростовской области, история появления казачьих станиц.

- Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения; моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе и т.п. 


7.Технология «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач) 

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В рамках реализации регионального компонента рационально использовать такие приемы и методы ТРИЗ-технологии как:

«Мозговой штурм», моделирование сказок, составление загадок. Проводятся игры: «Да-Нет», «Угадай, что я загадала», «Сказки по-новому», «Черное-белое», «По кругу» и т.д.


8. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  При реализации регионального компонента это особенно важно. Ведь у каждого ребенка свой запас знаний и жизненных ценностей, связанных с родным краем, малой родиной, семьей. Учитывая все это, воспитатель должен суметь построить работу по патриотическому воспитанию так, чтобы эти знания детей приумножить, а список ценностей расширить. Привить уважительное отношение к родным и близким людям, бережное отношение к родной природе, интерес к познанию истории родного края. Ни один ребенок не должен остаться в стороне.


Сегодня предлагается много путей и способов воспитания у детей чувства любви и интереса к истории своей Родины. Однако формирование самого чувства патриотизма происходит у каждого ребёнка индивидуально. Поэтому важно найти такую форму работы с детьми, которая позволит заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребёнка, активизировать его мыслительные процессы, творческие способности, расширить кругозор, развить доброе, заботливое отношение к миру.


Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

  2. Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010. – 368с.

  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ЦГЛ, 2008.

  4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: Просвещение 1985.




,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Радченко Татьяна Николаевна

Дата: 20.11.2021

Номер свидетельства: 592021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по информатике 7 класс (базовый уровень, Л.Л. Босова) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-7-klass-bazovyi-urovien-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "101761"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402432732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа естественно-научного цикла по Информатике и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaiaproghrammaiestiestviennonauchnoghotsiklapoinformatikieiikt"
    ["file_id"] => string(6) "293236"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455443035"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства