Образовательные: Уточнять и закреплять знания детей о морских обитателях.
Развивающие: Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, умение самостоятельно находить способы украшения костюмов, чувство цвета, эстетическое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Воспитывать заботливое отношение к природе, самостоятельность.
Оборудование: Презентация «Подводный мир»; ракушка с разнообразными предметы для украшения (пайетки, бисер, ракушки, бусинки); пластилин; силуэты морских обитателей, выполненных в технике «пластилинопластики»; ванночка наполненная песком с «сюрпризами».
Ход НОД.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку –Антонина Дмитриевна. Положите и вы свои имена в коробку. (собирает имена). -Когда я была маленькой, меня называли ласково: Тонечка. Я тоже положу это имя в пакет. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена ) -Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Танечка. Это девочка или мальчик? Где у нас Танечка? Возьми свое имя, Танечка. Очень приятно с тобой познакомиться, Танечка! и т.д.
«Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые».
Релаксация.
Предлагаю вам лечь на ковер, закрыть глаза и представьте будто вы лежите на берегу теплого моря. (Провожу аутотренинг, под музыку для релаксации: "Океанский пляж").
Расслабьтесь, руки лежат свободно вдоль туловища, не напряжены. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно, рядом со мной мой друзья, я хочу сними дружить, общаться, жить в мире. Я рад, что встретился с удивительным и прекрасным миром.
- Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в царство подводного мира. Вы желаете заглянуть в подводный мир? В этом нам помогут волшебная коробочка и волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся,
с волшебством подружимся.
Хлопнули в ладоши и остановились.
на берегу теплого синего моря мы очутились.
-: Откройте глаза, присядьте на корточки, посмотрите на наше море.
Иногда море тихое, спокойное, как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет,
лишь едва, едва трепещет.
И в лазоревой дали,
Нежный плеск волны ..."
-Давайте представим, как море едва, едва трепещет:(дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм
"Море вздуется бурливо
зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой
расплеснётся в шумном беге ..."
-Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны(дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходится и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море успокоилось. Давайте мы с вами, опустимся на дно морское и понаблюдаем, за подводными обитателями. Закройте глаза, зажмите нос, присядьте на корточки. Откройте глаза. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. (Слайд ).
-Беседа:
Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюск с волшебными раковинами. Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?
Загадки (появляются на слайде обитатели моря)
1.Через море- океан плывет огромный великан
и с судна видит капитан: на великане бьет фонтант(кит).
Это самое большое животное в мире. многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках его говорят "Чудо- юдо"
2. Что за дивная лошадка? очень странная повадка:
Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг - (морской конек)
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)
Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.
4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.
Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина(акула)
Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.
5. Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель. (черепаха).
Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.
6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,
Но не светит и не греет, потому, что не умеет(морская звезда)
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели
Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода(медуза)
Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.
- Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?(морские обитатели)
Дидактическая игра Собери картинку:
Рисование морское животное на манке:
Детям предлагается нарисовать пальчиком на манке любое морское животное. Каждый рисунок комментируется детьми. Я рисую.......
ФИЗКУЛЬМИНУТКА под музыкальное сопровождение (синтезатор)«Поймай рыбку по признакам»
Подготовка к игре: разложить рыбок.
Игрок бросает кубик.
звучит музыка (на сентезаторе). Дети быстро собирают в одну емкость рыбок на которой нарисован тот или иной знак который на кубике. .
Ребята мы уже задержались в гостях и нам пора возвращаться в детский сад. Обратное превращение. Встанем в круг, зажмём носы, закроем глаза и вынырнули . (Дети приседают с закрытыми глазами под музыку и встают).
В: Вам нравилось в подводном царстве?
От подводного царства нам осталась только вот эта картина, что бы мы помнили, что есть жизнь не только на земле, но и под водой.
Но здесь чего то или кого -то не хватает?
Ответы детей.
В: Я предлагаю сделать нам рыбок и пустить их в подводное царство жить. Но сначала мы подготовим наши руки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок».
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем).
Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
-Посмотрите, какие красивые рыбки. Ребята, как вы думаете, рыбки видят нас? (да, видят, у них есть глаза). -А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки? Почему? (глазки, они у рыбки маленькие). -Где расположены глаза у рыбок? (глаза у рыбок расположены на голове) -Что еще есть на голове у рыб? -Зачем рот рыбке? -А что еще рыбки умеют делать кроме того, что едят, смотрят? -С помощью чего рыбы плавают? -Где находятся плавники? -Чем покрыто тело рыбы? -Чешуя защищает рыб от повреждений.
Чешуя сверкает, переливается на свету. И чтобы наши рыбки были красивыми, мы им сделаем чешую.
Предлагаю выполнять парную работу в различных техниках. Комочки из салфеток, пайетки из пластилина, арбузные семечки, окрашенные крупы. Выберите сами материал из которого вы будете делать чешую для рыбки и саму рыбку.
Когда ваши рыбки будут готовы, вы подходите ко мне, и мы с вами заселим наше подводное царство рыбками.
А сейчас мы запустим наших красивых рыб в наш замечательный аквариум, который мы сделали раннее.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем рыбок запускать.
В наш аквариум глубокий.
Мы запустим их сейчас.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбѐшек – дом родной.
Дальнейшая работа
Составить общую композицию (коллаж) – «Разноцветные рыбки»
Заключительная часть:
- Ребята, мне очень понравились ваши рыбки. Наши рыбки не будут скучать, будут резвиться и играть вместе.
· А вам понравилось украшать рыбок? Какая рыбка понравилась больше всего? Чем она понравилась? У какой рыбки больше всего чешуек? Какая рыбка самая красивая? Почему она вам понравилась?
Что вы расскажете своим друзьям, маме, папе?
Вы, молодцы, у нас с вами получился очень красивое подводное царство.
Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы …….
А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания
Педагог А мне пора с вами прощаться, вы мне очень понравились . О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз ?