Просмотр содержимого документа
«Планирование и организация физкультурно - оздоровительной работы в летний период»
Плесковская Е. В., воспитатель
МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»
Планирование и организация физкультурно - оздоровительной работы в летний период
Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Не у всех родителей есть возможность выезжать из района с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных.
Регламентирующие нормативные документы.
Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют следующие нормативные документы:
- СанПиН,
-приказ по ДОУ «О подготовке и организации летней оздоровительной работы».
Успех летней работы определяется прежде всего тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада. Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.
Заведующий:
-разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду (далее ЛОП),
- распределяет обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН,
- проводит инструктажи с педагогами и обслуживающим персоналом
Завхоз:
- планирует работу по подготовке территории ДОУ к ЛОП,
- осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.
Старший воспитатель:
-разрабатывает план работы на ЛОП с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом,
-готовит наглядную информацию для педагогов и родителей,
-осуществляет контроль.
Медицинская сестра:
- планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний,
-планирует закаливающие мероприятия,
-инструктаж, препараты первой помощи.
Педагоги:
-разрабатывают перспективные планы,
-проводят инструктаж с воспитанниками,
-готовят оборудование для закаливания,
-готовят оборудование для питьевого режима.
Организация ЛОР в ДОУ строится по трем направлениям:
Укрепление здоровья воспитанников (различные виды закаливающих процедур, использование здоровьесберегающих технологий)
*Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику проводить на свежем воздухе.
*Режим дня (откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в пищеблоке – график выдачи пищи);
*Гимнастика после сна. После тихого часа проводить «побудки» в группах, используя дорожки здоровья и разработанные комплексы.
*Физкультурные занятия. Физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.
*Закаливание. Регулярно проводить закаливающие мероприятия: воздушные ванны, босо хождение по коррекционной дорожке, водные процедуры в соответствии с индивидуальными показаниями.
*Подвижные игры. В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Двигательная активность детей в летний период состоит в основном из подвижных игр, спортивных игр, спортивных упражнений.
*Прогулки. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности на пргулках: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др.
В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумаго пластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).
*Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, происходит разучивание пословицы и поговорки о труде.
*Проводить работу с родителя. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы и экскурсии помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.
2.Организация питания в летний оздоровительный период. Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. При организации питания детей в первую очередь, в рацион включены продукты содержащие белковый компонент, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты. Согласно плану работы на ЛОП дети ежедневно получают соки, фрукты, витамины. С-витаминизация третьего блюда. Вводится второй завтрак.
3.Планирование (план летней оздоровительной работы имеет следующую структуру) :
1.Анализ заболеваемости (анализ состояния здоровья детей, % детей, нуждающихся в дополнительных оздоровительных мероприятиях)
Создание условий
Цели и задачи на летний оздоровительный период
Методическое обеспечение интеллектуальной и двигательной деятельности
ОБЖ
Режим двигательной деятельности
Инструктивно-профилактическая работа
Контроль и руководство оздоровительной работой
Работа с родителями
Принципы планирования оздоровительной работы в ДОУ
При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:
-Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, а также их непрерывное проведение;
-В плане преимущественно использование немедикаментозных средств оздоровления;
-Использование простых и доступных технологий оздоровления;
-формирование положительной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
-Должна быть прослежена интеграция программы профилактики закаливания в семью;
-Повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Таким образом, четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера обеспечивает необходимый уровень физического и психического развития детей. Также удовлетворяется потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, а так же укрепление здоровья.
Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону
Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.
1. Административно-хозяйственные вопросы
Наименование мероприятий
Срок
Ответственные
Разрабатывается план подготовки ДОУ к ЛОП
Распределяются обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных и физкультурных площадки в соответствии с СанПиН.
3. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно)
4. Подготовить огород, цветник
5. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп
6. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов
7. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей
2. Методическая работа
Наименование мероприятий
Срок
Ответственные
1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др.
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям: a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях. б) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них. г) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений. д) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве.
3. Работа с родителями
1.Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада;
2.Организовать консультации на медико-педагогические темы;
3.Подготовить информационно-справочный раздел для родителей как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.
Тематические рекомендации к плану на летний период. Методический раздел.
Примерная тематика: 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми • Вариативность утренних гимнастик на данный период • Организация подвижных игр • Проведение праздников и досугов • Игры для похода или прогулки в лес • Игры на воде 2. Мир природы • Календарь сезонных наблюдений, явлений • Природа края, в котором мы живём • Организация работы в цветнике и огороде • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения • Требования к проведению экскурсий • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями 3. Игра • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках • Организация разных видов игр в летний период 4. Изобразительная деятельность • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности • Развитие детского творчества 5. Летние праздники и досуги • Знакомим детей с русскими народными праздниками • Основные требования в организации праздника • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период 6. Основы безопасности жизнедеятельности детей • Инструктажи • Изучаем правила пожарной безопасности • Организация работы «Внимание, дорога!» 7. Краеведение • Проведение экскурсий к памятным местам • Тематика конкурсов детского творчества 8. Организация работы с родителями Дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность, экскурсии, походы, спортивные соревнования