Кружок «Веселый Художник» проводится на базе подготовительной группы ДОУ. Кружковой работой охвачены дети, которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План работы кружка « веселый художник»»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
« ВЕСЕЛЫЙ ХУДОЖНИК»
для подготовительной группы.
Воспитатель Кошенскова Евгения Алексеевна
Пояснительная записка
Кружок «Веселый Художник» проводится на базе подготовительной группы ДОУ. Кружковой работой охвачены дети, которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью.
Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.
Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности .Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение .Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества.
Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда .
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую разные способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки . Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются , когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…,а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым , потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Кружок «Веселый Художник » проводится 2 раза в месяц во второй половине дня, длительность совместной деятельности с детьми составляет 25 минут.
В основу организации совместной деятельности определен комплексно -тематический принцип с ведущей игровой деятельностью , а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей . Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества .Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.
Деятельность организовывается в форме : наблюдение по ситуации , рассматривание предметов искусства, беседа, рисование, лепка , дидактические игры , подвижные игры , выставка детских работ .
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга :
первичная диагностика(выявление стартовых условий ,проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь
итоговая диагностика ( оценка степени решения поставленных задач) – май .
Цель работы кружка «Веселый Художник» - формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:
развитие навыков продуктивной деятельности ( рисование , лепка )
приобщение детей к изобразительному искусству
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к
искусству;
умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к
миру, радости существования;
формирование творческого начала личности ребенка, развитие его индивидуальности;
формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
развитие внимания, восприятие цвета.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети в изобразительной деятельности.
Обучать детей различным приемам изобразительной деятельности .
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников , носит инновационный характер , так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
В результате общения друг с другом, у детей будут воспитываться терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать.
ПЛАН РАБОТЫ
Сентябрь
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Чудо краски».
Цель: познакомить детей с основными и дополнительными цветами. Задачи:
- познакомить детей с тремя основными цветами (красным, желтым, синим);
- показать способ получения дополнительных цветов путем смешивания красок;
- побуждать детей к экспериментированию с цветом. Материалы: гуашь желтого, красного, синего цветов, па литра, бумага, кисти.
Словарь: дополнительные цвета, палитра.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «Волшебная поляна».
Цель: познакомить детей с новым способом смешения красок - симметричной монотипией. Задачи:
познакомить детей с новым способом смешения красок;
закреплять знания детей о цветообразовании;
учить детей получать дополнительные цвета с помощью монотипии и дорисовывать образы травы, цветов, насекомых;
- поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: гуашь желтого, красного, синего цвета, палитры, кисти, небольшие листы бумаги, сложенные пополам; музыкальный ряд - Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»; литературный ряд - А. Блок «На лугу». Словарь: симметричная монотипия, образ.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Ясный день».
Цель: познакомить детей с понятием «светлые тона».
Задачи:
познакомить детей с понятием «светлые тона»;
учить детей получать нежные, светлые, неяркие оттенки путем смешения трех основных цветов с белилами;
учить создавать образ теплой, ясной, ласковой погоды;
поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: гуашь трех основных цветов и белила, палитры, кисти № 2, 6; бумага; зрительный ряд - Н. Ромадин «Пейзаж в Островском», И.К. Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»; музыкальный ряд — П.И. Чайковский «Сладкие грезы».
Словарь: светлые, неяркие, ненасыщенные оттенки.
Октябрь
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Темная ночь».
Цель: познакомить детей с понятием «темные тона».
Задачи:
- познакомить детей с новым способом смешения красок;
- учить детей получать глубокие, глухие, мрачные тона путем добавления к трем основным цветам черной краски;
- закрепить знания детей об образовании красок ненасыщенных цветов;
- поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: гуашь желтого, красного, синего и черного цветов, палитры, кисти; зрительный ряд - И.И. Левитан «Сумерки. Стога», И.К. Айвазовский «Лунная ночь»; А. Рылеев «Зеленый шум»; музыкальный ряд - Г. Свиридов «Грустная песня».
Словарь: образ, темные оттенки цветов.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Шаль для королевы Осени».
Цель: познакомить детей с техникой росписи ткани - батиком. Задачи:
познакомить детей с техникой росписи ткани - батиком;
учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки;
- поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: гуашь, кисти, накрахмаленная ткань в виде квадратов 30x30 см; зрительный ряд - Ф. Малявин «Девка», платки, шали Павловские.
Словарь: батик, орнамент.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: «Осень в зеркало гляделась».
Цель: познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
познакомить детей жанром портрета;
учить детей создавать образ королевы, хозяйки, матушки Осени;
- учить детей работать сообща, коллективно.
Материалы: ватман, шаблоны частей портрета Осени (щеки-яблоки, сережки, листья для платья и т.п.); акварель, кисти №5,2; зрительный ряд - Л. Сурин «Девочка с прялкой», И. Репин «Яблоки и листья», И. Слюсарев «Осенние березки».
Словарь: портрет.
Ноябрь
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «Дождик, лей, лей, лей...»
Цель: закрепление знаний детей о насыщенности цвета и тепло-холодности. Задачи:
- познакомить детей с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом»;
- учить детей передавать образ дождливой погоды в холодной гамме;
закреплять знания детей о цветообразовании;
поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: акварель, кисти, карандаши, зубные щетки для набрызга; зрительный ряд - В. Меркулов «Ненастье», Ю. Пименов «Ливень»; музыкальный ряд - В. Костенко «Дождик», В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде».
Словарь: холодная гамма, «по сырому», «набрызг».
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: «Музыка, какая она?»
Цель: познакомить со способностью передавать различные психологические состояния. Задачи:
- учить детей создавать абстрактный образ предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета (тепло-холодность, насыщенность, блеклость, силу цвета и т.д.);
закреплять знания детей о цветообразовании;
поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. Материалы: гуашь, акварель, карандаши, бумага, кисти;
музыкальный ряд - П.И. Чайковский «Сладкие грезы» из сборника «Детский альбом». Словарь: симметричная монотипия, образ.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: «Облака и тучи».
Цель: учить детей создавать образ тяжелых, серых, рыхлых облаков путем получения различных оттенков серого цвета.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями ахроматические цвета,
нюанс, контраст, ритм и особенностями перехода одного тона в другой;
- учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы;
учить детей видеть образ и дорисовывать его;
поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. Материалы: белая и черная гуашь, кисти № 5, 2, бумага;
зрительный ряд - В. Ван Гог «После дождя», Н. Дубовский «Притихло»; музыкальный ряд - Э. Григ «Шествие гномов ». Словарь: ахроматические цвета, нюанс, контраст, ритм.
Декабрь
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: «Портрет королевы Зимы»
Цель: создание портрета (образа) королевы Зимы.
Задачи:
учить детей создавать портретный образ королевы Зимы;
подвести детей к живописному и декоративному реше нию образа королевы Зимы (аналогично Осени);
учить детей видеть образ и дорисовывать его;
поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. Материалы: гуашь, акварель, ватман; зрительный ряд - И.
Билибин (иллюстрации к сказкам, Г. Мусин «Морозко»); музыкальный ряд - П.И. Чайковский «Танец феи Драже» (из балета «Щелкунчик»). Словарь: образ, портрет.
ЗАНЯТИЕ 11
Тема: «Зимняя сказка».
Цель: знакомство детей с графикой.
Задачи:
познакомить детей с особенностями монохромной гаммы;
учить детей выполнять фантастический пейзаж, используя свое композиционное и пространственное решение;
- создать фантастический образ зимней природы со сказочными героями - деревьями и снежинками;
- поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Материалы: черная тушь, палочки, бумага; зрительный ряд - И. Билибин иллюстрации к сказкам; музыкальный ряд - А. Глазунов «Иней» из балета «Времена года».
ЗАНЯТИЕ 12
Тема: «Морозные узоры».
Цель: закрепление знаний детей о монохромной гамме.
Задачи:
- закрепить знания детей об особенностях монохромной гаммы;
рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры;
учить детей свободными мазками наносить плавные, округлые линии - завитки, концом кисти - травинки.
Материалы: голубая или серая бумага, гуашь белая и голубая, тонкие кисти №1,2; зрительный ряд - образцы морозных узоров педагога, Б. Витомский «Зима на Урале», В. Шамкин «Зимний вечер»; музыкальный ряд - П.И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Словарь: монохромная гамма.
Январь
ЗАНЯТИЕ 13
Тема: «Гжельский сервиз».
Цель: изучение особенностей гжели, «гжельского мазка».
Задачи:
- познакомить детей с особенностями гжели, «гжельского мазка»;
учить детей видеть гармоничное решение росписи с учетом особенностей формы и размера предмета;
учить детей расписывать гжелью бумажные шаблоны в форме несложной вазы, чайника, чашки.
Материалы: гуашь - несколько синих и голубых оттенков; шаблоны в виде вазы, чайника, чашки; зрительный ряд - выставка гжельской посуды, а также образцов росписи; музыкальный ряд - «Уральские напевы».
ЗАНЯТИЕ 14
Тема: «Добрый сказочный герой».
Цель: знакомство детей с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами . Задачи:
- познакомить детей с книжной графикой, с художникамииллюстраторами ;
учить детей создавать образ сказочного героя;
учить детей декоративному оформлению образа, проорисовке деталей костюма;
- учить детей передавать образ добра и красоты через цвет и костюм.
Материалы: по выбору ребенка — гуашь, акварель, карандаши; зрительный ряд - иллюстрации к сказкам с прорисованными костюмами, куклы в костюмах; музыкальный ряд - А. Лядов «Музыкальная табакерка».
Словарь: иллюстрации, художники-иллюстраторы.
ЗАНЯТИЕ 15
Тема: «Отрицательный герой сказки».
Цель: учить детей передавать цветом и линией злого, мрачного героя сказки. Задачи:
повторить с детьми понятие «портрет»;
учить детей находить композиционное и колористическое решение отрицательного героя сказки;
- учить детей передавать цветом и линией злого, мрачного героя сказки.
Материалы: по выбору ребенка - акварель, гуашь, карандаши; зрительный ряд - иллюстрации Г. Мосина; музыкальный ряд - А. Хачатурян, отрывки из «Вечерней сказки ».
Словарь: отрицательный герой, мрачный колорит.
Февраль
ЗАНЯТИЕ 16
Тема: «Где живет злодей».
Цель: учить детей создавать сказочные образы жилищ злодеев. Задачи:
- учить детей создавать сказочные образы жилищ злодеев (замка, избушки на курьих ножках, пещеры);
детей находить правильное цветовое решение, выделять особенности строения;
учить детей расписывать гжелью бумажные шаблоны в форме несложной вазы, чайника, чашки.
Материалы: по выбору ребенка - акварель, гуашь, карандаши; зрительный ряд -— иллюстрации художников в книгах; музыкальный ряд - М. Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки».
Словарь: жилище, злодей.
ЗАНЯТИЕ 17
Тема: «Что за чудо Городец!»
Цель: познакомить детей с историей и характерными особенностями городецкой росписи. Задачи:
- познакомить детей с историей и характерными особенно-
стями городецкой росписи — цветовыми сочетаниями и элементами;
- учить детей выполнять композицию из бутонов и розанов на шаблонах светло-желтого цвета.
Материалы: гуашь, палитра, шаблоны светло-желтого цвета; зрительный ряд - выставка изделий Городца, пособие по последовательности выполнения городецкой росписи.
Словарь: городецкая роспись.
ЗАНЯТИЕ 18
Тема: «Золотая Хохлома».
Цель: познакомить детей с особенностями и характерными элементами росписи. Задачи:
познакомить детей с особенностями изготовления хох- ломской посуды, с характерными элементами росписи;
обучать детей техническим навыкам росписи;
- учить детей расписывать бумажные формы (тарелки) черного цвета плавными движениями кисти.
Материалы: шаблоны тарелок черного цвета, гуашь желтая, зеленая, красная; зрительный ряд - выставка хохломской посуды; музыкальный ряд — А. Филиппенко «Уральский хоровод».
Словарь: хохломская роспись.
Март
ЗАНЯТИЕ 19
Тема: «Рисуем запах».
Цель: цветовое, графическое и декоративное решение абстрактного или реалистичного образа. Задачи:
- учить детей создавать абстрактный или реалистичный образ;
- учить детей цветовому, графическому и декоративному решению абстрактного или реалистичного образа.
Материалы: на выбор ребенка; бумага различной величины и формы; красивая коробочка с ваткой, пропитанной нежными духами; зрительный ряд - различные коробочки от духов, конфет с красивым дизайном.
- учить детей рисовать лицо человека пропорционально, прорисовывая детали лица;
учить детей передавать характерные особенности внешности;
учить детей передавать образ мамы в портрете.
Материалы: акварель, карандаши, кисти № 5, 2; зрительный ряд - фотографии мам, А. Дейнека «Мать», схема изображения деталей лица; музыкальный ряд - С. Со-снин «Солнечная капель».
Словарь: портрет, пропорции.
ЗАНЯТИЕ 21
Тема: «Птичка-невеличка, предвестник весны». Цель: закрепить знания детей о цветовом спектре, монохромных цветах. Задачи:
закрепить знания детей о цветовом спектре, монохром ных цветах;
учить детей рисовать птицу с хвостом из цветового спектра, с цветотеневой растяжкой каждого спектрального цвета.
Материалы: акварель, бумага, кисти; зрительный ряд - цветовой спектр в виде птицы, демонстрационный материал с картинками птиц.
Словарь: цветовой спектр, цветовая растяжка, монохромные цвета.
Апрель
ЗАНЯТИЕ 22
Тема: «Портрет Весны-Красны».
Цель: учить детей декоративно изображать Весну, учитывая колористическое решение образа. Задачи:
повторить знания детей о портрете;
продолжать учить детей умению работать коллективно;
учить детей декоративно изображать Весну, учитывая колористическое решение образа.
Материалы: ватман, акварель, гуашь, карандаши, кисти № 2, 5; зрительный ряд - ряд программных репродукций различных жанров, рассматриваемых в течение года; музыкальный ряд - П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»; литературный ряд - Я. Колас « Песня о Весне ».
Словарь: портрет.
ЗАНЯТИЕ 23
Тема: «Весна пришла, весна пришла!» (1)
Цель: обучение детей технике рисования подмалевка.
Задачи:
закрепить у детей понятие «пейзаж»;
помогать детям осваивать технику мазка в подмалевке неба и земли (пастозный способ, в размыв, примакивание);
учить детей рисовать подмалевок - фон для пейзажа (небо и землю) методом сближенных цветов и оттенков; - учить детей владеть цветом для отображения эмоционального состояния природы. Материалы: гуашь, кисти № 5, 2, бумага; зрительный ряд - Н. Рылов «В голубом просторе», И. Левитан «Весна. Большая вода» • Словарь: гжельская роспись.
ЗАНЯТИЕ 24
Тема: «Весна пришла, весна пришла!» (2) Цель: обучение детей композиционному решению при изображении деревьев «далеко - близко». Задачи:
продолжить учить детей рисовать коллективно;
учить детей владеть тонкой кистью, изображая различные виды деревьев;
- учить детей изображать на готовом фоне предыдущего занятия деревья различных пород «далеко - близко».
Материалы: подмалевок предыдущего занятия, кисти №1,2, гуашь; зрительный ряд - А. Саврасов «Грачи прилетели»; музыкальный ряд - С. Форте «Пробуждение».
Словарь: цветовое решение, пейзаж.
Май
ЗАНЯТИЕ 25
Тема: «Травы. Разнотравье».
Цель: познакомить детей с разнообразием оттенков различных трав. Задачи:
- учить детей составлять зеленый цвет с множеством оттенков;
- учить детей смешению цветов с целью получения различных оттенков зеленого цвета;
- учить детей на полосе бумаги коллективно выполнять натурные зарисовки трав.
Материалы: гуашь, бумага (длинный прямоугольник с наклеенной внизу зеленой полосой - лужком), тонкие кисти; зрительный ряд - гербарии трав или собранные на участке травы; музыкальный ряд - П.И. Чайковский «Времена года» («Май»),