Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию»
План по самообразованию 2020-2021
Тема : « Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Возраст : Старшая группа
Дата начала работы над темой: октябрь 2020
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021
Актуальность выбранной темы:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности вразвитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме « Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Продолжать внедрение в практику информационныекомпьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
План работы
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта
Октябрь
1Слушание модуля ГБОУ ДПО НИРО «
2.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 3.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
.Подобрать и методическую литературу по темесамообразования.
5.Подготовка и оформление проектов
(Приложение 1)
Через предметные издания и Интернет- ресурс.
Работа с детьми
Ноябрь
1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей.
Через предметные издания и Интернет- ресурс.
Декабрь
Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.
«Испорченный телефон»
«Светофор»
«Поиграем в сказку»
Январь
Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).
«Вершки-корешки»
«Фрукты и овощи»
«В мире растений»
Февраль
Дидактическиеигры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы»
«Из каких фигур состоит?»
Март
Картотека дидактическихигр на развитие грамматического строя речи.
«Живые слова»
«Дополни предложение»
«Размытое письмо»
«Придумай предложение»
«Доскажи словечко»
Февраль
Дидактическиеигры и упражнения на развитие связной речи».
«Где начало рассказа»
«Кто больше заметит небылиц»
«Найди картинке место»
«Исправь ошибку»
«Отгадай-ка»
Апрель
Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».
«Мишкины картинки»
«Нарисуем портрет»
«Магазин игрушек»
«Выбери начало»
«Составляем разные рассказы»
«Сочиняем сказку»
Май
Дидактическиеигры и упражнения на развитие диалогической речи».
«Когда можно и нужно звонить?»
«Ведение диалога по телефону»
«Передай письмо»
«Волшебный ключ»
Работа с семьей
Октябрь
Анкетирование родителей
Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.
Ноябрь
Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет»
Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).
Декабрь
Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»
Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.
Январь
Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.
Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.
Февраль
Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»
Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Март
Практикум «Речь и весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.
Апрель
Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.
Май
Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»
Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.
В течение года
Открытый показ НОД « Пришла весна!»
Сентябрь
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Самореализация
Октябрь
Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство»
Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
Ноябрь
Изучение методического комплекта программы «Детство» Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования».
Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
Декабрь
Изучение методики О.С.Ушаковой
Повышение профессионализма по развитию речи.
Январь
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
Сбор и обработка данных.
Февраль
Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).
Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
Март
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Апрель
Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
Распространение опыта работы по теме самообразования.
Май
Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС.
Распространение педагогического опыта по развитию ре