Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию»
Сенсорное развитие является важным фактором для полноценного развития ребенка. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Ведущие отечественные и зарубежные ученые в области дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожей, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Ф. Фребель, О. Декроли) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Успешность умственного, физического, эстетического, речевого воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств. Для сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Именно поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание работе над темой: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
ЦЕЛЬ работы: развитие сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.
ЗАДАЧИ:
знакомить с формой предметов; учить сравнивать и группировать предметы по форме; узнавать и называть формы предметов;
учить различать контрастные размеры; сравнивать предметы по величине; группировать предметы по свойству величины на большие и малые;
знакомить с цветом; учить отличать предметы по цвету; сравнивать и группировать предметы по цвету;
развивать навыки действия с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать, открывать, застегивать, расстегивать); совершенствовать координацию рук под зрительным контролем; развивать осязание.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять представленные задания и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей - основывается на знании анатомо-физиологических и психолого-педагогических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности - заключается в формировании у детей системы знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных меж предметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
ПЛАН РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Раздел
Содержание работы
Сроки реализации
Изучение методической литературы по теме самообразования.
Изучение нормативных документов.
Поиск литературы по теме самообразования.
Работа с интернет-источниками.
В течение года.
Изучение педагогического опыта.
Посещение и участие в городских методических объединениях воспитателей групп раннего возраста.
Посещение недели педмастерства.
В течение года.
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы.
Обновить игры «Цветные коврики», «Бусы для Маши», «Цветочные полянки».
Приобрести в группу несколько наборов кинетического песка.
В течение года.
Работа с детьми.
-знакомить с формой предметов; учить сравнивать и группировать предметы по форме; узнавать и называть формы предметов;
- учить различать контрастные размеры; сравнивать предметы по величине; группировать предметы по свойству величины на большие и малые;
- знакомить с цветом; учить отличать предметы по цвету; сравнивать и группировать предметы по цвету;
- развивать навыки действия с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать, открывать, застегивать, расстегивать); совершенствовать координацию рук под зрительным контролем; развивать осязание.
В течение года.
Работа с родителями.
Анкетирование «Оцените уровень сенсорного развития вашего ребенка».
Консультации «Почему важно заниматься сенсорным развитием детей», «Играя – развиваемся», «Сенсорные игры в саду и дома».
Папка-передвижка «Роль семьи в развитии сенсорных способностей ребенка».
Наглядная информация «Сенсорные игры для малышей».
Буклет «Создаем увлекательные сенсомоторные игры из подручных материалов».