ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя биологии
Волковой Т.В.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
ГУ «СШ №19 отдела образования акимата города Костаная»
Образование: высшее, закончила в 1981 году Кустанайский педагогический институт имени 50- летия СССР по специальности – биология и химия.
Квалификационная категория – высшая.
Курсы повышения квалификации:
2011г. «Теоретические и практические основы использования интерактивного оборудования в образовательном процессе»;
2011г «Реализация личностно- ориентированного подхода в организациях образования с детьми с ЗПР»,
2012г «Информационные технологии на уроках биологии»
Обучение строю на основе формирования функциональной грамотности учащихся на уроках биологии, общей биологической культуры, мыслительных и интеллектуальных навыков школьников, способствующие развитию компетентностей учащихся и формированию навыков использования полученных знаний на практике.
Методическая тема школы: Развитие функциональной грамотности как один из способов социализации личности».
Методическая тема МО географии, истории, биологии и химии:
«Эффективные приемы и методы на разных этапах уроков истории и географии, биологии и химии для формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель:
Задачи:
использование приемов и методов обучения на уроках биологии, способствующих повышения мотивации обучения;
расширить источники повышения знаний в процессе обучения;
формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений анализа и структурирования полученной информации.
Индивидуальная тема самообразования:
«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся».
Работа над темой начата в 2014 году
Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.
Цели:
Совершенствовать формы и методы обучения биологии путём ознакомления с новыми образовательными технологиями для развития функциональной грамотности учащихся.
Развитие ключевых компетенций на основе внедрения современных информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
Организовать работу с учащимися по овладению методами научного
познания, развивать творческие способности, формировать навыки
самостоятельной и исследовательской работы учащихся.
Совершенствовать работу со слабоуспевающими учащимися через
использование приемов рационального усвоения знаний.
Организовать мониторинг качества образования по биологии на основе
контрольных срезов, лабораторных и практических работ.
Создавать условия для повышения качества подготовки учащихся по
биологии к ЕНТ и ВОУД.
Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
формирование личности, нужной обществу, коммуникативной,
ответственной за свои поступки.
Использование на уроках новых информационных технологий и средств
коммуникаций;
Повышение своего методического уровня.
Предполагаемые результаты самообразования:
повышение успеваемости и уровня функциональной грамотности учащихся по биологии;
повысить качество преподавания предмета;
научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах;
разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям;
создать учительский сайт на Infourok и сайт учителя на Кopilkaurokov;
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайтах Videourok, Infourok, Кopilkaurokov;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО;
разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Исходя из основной общеобразовательной темы школы, методического объединения, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить литературу по данной методической темы. 2. Изучить новые программы, инструктивно- методическое письмо 2014-2015гг по биологии и учебники, уяснить их особенности и требования. 3.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии | 2014- 2015 2013-2015 регулярно регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие Травкина А, («Изучение проблемы избыточного веса в СШ № 19 города Костаная»), Зарицкая Е и Бондарева В («Дворовые площадки»), олимпиадах (6 кл – Бережнов Е, Ященко Алина – 7 кл); дистанционные олимпиады (КИО, областная – Ященко А, Показанова И, Молдагалиева Т, Руденко М, Травкина А, Нарыжная А и др); 5. Изучать опыт работы учителя физики Мякишевой Е.Ю. своей школы, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших разработок уроков, презентаций, флипчартов, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для института усовершенствования, коллег по работе. 10. Разработать факультативный курс по биологии «Юный биолог» для учащихся 6-х классов ISBN 978- 601-303– 250-4 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно ежегодно регулярно регулярно регулярно регулярно 2014-2017 сентябрь 2014 ежегодно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по теме и имеющегося опыта | ежегодно | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО 3. Изучение литературы: 1).Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006. 2).Биология. Современный курс; Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. П.А. Леканта.- М.: ООО «Издательство «Новая волна».2005». |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение темы. 3.Прогнозирование результатов. | регулярно | Выступление на заседании школьного МО учителей географии и истории, биологии и химии. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2014-2017 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на урока биологии для учебного успеха». 2.Открытые уроки внутри школы. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | ежегодно | 1.Выступление на заседании МО учителей 2.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2014-2017 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Портфолио аттестуемого учителя». 2.Создать сайт учителя на Kopilkaurokov и учительский сайт на Infourok. 3. Печатать разработки уроков на сайтах. Kopilkaurokov и Infourok. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ:
Изучить литературу:
1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006.
2. Биология. Современный курс. Пособие для поступающих в вузы/Под ред П,А, Леканта.- М.: ООО «Изд-во «Новая волна», 2005.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
6. Документы Правительства РК, Министерства образования РК, относящихся к стратегии модернизации образования.
8. Учебная программа, утвержденная постановлением Правительства РК от 23 августа 2012г, № 1080.
9. Об особенностях преподавания основ в общеобразовательных организациях РК в 2014- 2015 учебном году, Астана, 2014.
Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями информатики. по вопросам работы в программах: редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point
Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями- предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить опыт учителей школы: Мякишевой Е.Ю.
Участие в заседаниях МО, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на заседаниях школьного МО, педагогического совета школы.
Взаимное посещение уроков с целью обмена опытом работы.
Каждый день, в который вы не пополнили
своего образования хотя бы маленьким,
но новым для вас куском знания...
считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Н.С. Станиславский