Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию»
Согласованно УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Заведующий МБДОУ ЦРР-
«30» августа 2019 г. д/сад «8 марта» г. Зернограда
____________Л.И.Фоменко
ПЛАН
по самообразованию
на тему:
«Подвижная игра как средство формирования
основных видов движения
детей дошкольного возраста»
на 2019-2020 учебный год
Инструктор по физической культуре:
Нижельская Е.В.
Актуальность:
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в среднем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Цель:
- Способствовать влиянию подвижных игр на формирование основных видов движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать основы здорового образа жизни детей.
- Теоретическое изучение и практическое применение подвижных игр на формирование основных видов движений у детей.
- Обогащать посредством подвижных игр, двигательный опыт детей (овладение основными видами движений).
-Мотивировать детей дошкольного возраста на занятия физической культуры.
Направление работы по самообразованию на 2019 учебный год
«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
Месяц
Содержание работы
Форма работы
Практические результаты
Сентябрь
1Современная методология обучения играм с элементами спорта детей среднего возраста.
2.Проведение диагностики физического развития детей.
1.Подбор и изучение литературы.
2. Мониторинг
1. Консультация для воспитателей «Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»
2. Консультация для родителей " Развитие физических качеств детей с помощью спортивных игр и упражнений на воздухе "
3. Анализ результатов диагностики.
Октябрь
1. Активизация двигательной деятельности детей посредством игр с элементами спорта;
2. Воздействие игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста;
3. Спортивное развлечение "В поисках пиратского клада"
1.Подбор и изучение литературы
2.Разработка сценария спортивного развлечения
1. Презентация "Игровые технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
2.Выступление - показ спортивного развлечения "В поисках пиратского клада»
3.Консультация для родителей "Как заинтересовать ребенка активными играми"
Ноябрь
1."Какое место занимает физкультура в вашей семье?" анкетирование родителей
2. Доступность массового спорта
1.разработать анкету для родителей
2.Создать папку-передвижку для родителей.
1. Анализ результатов анкетирования
2.Консультация для воспитателей "Подготовка спортивных развлечения для детей и родителей"
3. Консультация для родителей "Совместные занятия спортом"
декабрь
1. Современные модели игровой деятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности
2. «Веселые старты»
3. Роль физкульт-минуток.
1. Подбор и изучение литературы 2. Разработка сценария спортивного праздника
3. Составление базового комплекса "гимнастика пробуждения"
1. Консультации для воспитателей «Гимнастика пробуждения»
2.Спортивный праздник "Веселые старты"
3.Консультация для родителей "Развиваемся играя"
Январь
1. Условия, способствующие реализации потребности детей в движении.
2. "Мы мороза не боимся"
1. Подбор и изучение литературы Написать сообщение по теме
2. Оформить папку-передвижку
3.подготовка сценария к спортивному развлечению "Мы мороза не боимся"
1. Обучающий семинар для воспитателей "Обучение детей катанию на коньках и лыжах"
2. Спортивный праздник "Мы мороза не боимся"
Февраль
1.Физкультурно-спортивные игры, эстафеты на прогулке
2. Подготовка сценария спортивно-музыкального развлечения "Курс молодого бойца"
1. Папка-передвижка для родителей"Снежные забавы с детьми
2. Консультация для воспитателей "Подвижные народные игры на свежем воздухе"
3.Спортивно-музыкальное развлечение для детей и родителей "Курс молодого бойца"
Март
1.«Использование фольклора в физкультурно- оздоровительной работе».
2. Народное творчество и семейные традиции
3. Спортивно-фольклорный праздник "Масленица"
1.Изучить публикации, используя интернет-ресурсы, решить вопрос по теме на форуме коллег. Составить конспект.
2. Разработка сценария фольклорно-спортивного развлечения "Масленица".
1. Выступление на педагогическом совещании с теоретическим сообщением по изученной теме.
2.Спортивно-фольклорное развлечение "Масленица" для детей и родителей
3. Консультация для родителей "Народные подвижные игры"
Апрель
1. Основные положения методики проведения спортивных упражнений
2.Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей
1. Подбор и изучение литературы 2.Создание картотеки подвижных игр
3."Физкультминутки и физкультпаузы" - составление базовых комплексов
4. Анкетирование родителей
1. Обработка результатов анкетирования
2. Итоговое выступление на родительском собрании по результатам анкетирования
Май
1.Спортивные игры в работе с дошкольниками
2. Современные модели игровой деятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности
3. Доступность детского спорта
1 Подбор и изучение литературы
2.Подготовка сообщения к выступлению на пед.совете.
1. Консультация для воспитателей "Использование спортивных игр на прогулке"
2. Выступление на педсовете «Результаты проделанной физкультурно-оздоровительной работы за год»
3. Консультации для родителей "Ваш ребенок и спорт"
Направление работы по самообразованию на 2020 учебный год
Актуальность выбранной темы: Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: 1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), 2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста
Цель работы по самообразованию: продолжать повышать эффективность подвижных игр как средство формирования основных видов движений у дошкольников. Задачи: — реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию; — развитие интереса к игре; — воспитание самооценки и самоконтроля; — формирование представлений о здоровом образе жизни.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические результаты
Изучение методи-ческой литературы
Сентябрь — май
Э.Я. Степанкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет».
В.Кузнецов «Физические упражнения и подвижные игры» М, НЦ ЭНАС
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Работа с детьми
Сентябрь-май
Совместно с воспитателями организовывать дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни – «Мой день», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила гигиены» и др.
Спортивное развлечение «День здоровья» (май)
Сентябрь-май
Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим физические качества – силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, разные виды движений:
сила и выносливость – «Кто сильнее?», «Кто дальше?» и др.;
быстрота и ловкость – «Кошки-мышки», «Кто скорей?», «Ловишки», «Быстро в домик» и др.
гибкость: «Гонка мячей», «Уточка», «Медвежата»;
бег: «Спящая лиса», «Самолёты» и др.;
прыжки: «Зайцы и волк», «Лягушки и цапля» и т.д.;
ползание и лазание: «Обезьянки», «Котята и щенята» и др.
Спортвный досуг «Вечер подвижных игр» (январь).
Картотека подвижных игр
Декабрь
Проведение НОД с детьми старшего возраста «Путешествие в страну Спорта».
Январь-апрель
Знакомство с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка», «Лошадки» и т.д.
Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (апрель).
Февраль
Знакомство с новыми музыкально-подвижными играми: «Замри», «Танец на газетке», «Кошки-мышки».
Май
Совместно с воспитателями провести мероприятия, на которых дети поделятся своими впечатлениями, полученными во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Выставка работ детского творчество «Мои любимые игры».
Сентябрь-май
Просмотр презентаций: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Витаминная кладовая», «Голубая капелька», «Растем здоровыми».
Работа с семьёй
Ноябрь
Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей», «Играем с детьми».
Буклеты
Декабрь
Анкетирование родителей «Физическое развитие детей»
Январь
Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».
Папка-передвижка
Февраль
Консультация для педагогов по теме самообразования.
Выступление на семинаре.
Самореали-зация
Май
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете
Выступление на педсовете.
Основные вопросы:
- Условия проведения игр - Подготовка инструктора к игре - Подготовленность места и физкультурного инвентаря - Организация подвижной игры - Длительность игры в целом, размещение детей - Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспитательных и двигательных задач - Самочувствие, поведение и настроение детей - Уровень педагогического мастерства инструктора по физической культуре - Приемы эффективного руководства подвижной игрой - Общая оценка проведения подвижной игры - Предложения к совершенствованию методики проведения подвижных игр
Ожидаемые результаты:
У меня, как у инструктора по физической культуре. сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: - умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; - овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста - умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике. У детей сформируется: - Использование детьми подвижных и спортивных игр в самостоятельной деятельности. - Формирование физических качеств: чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила), умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности. - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Практический выход:
- Трансляция опыта работы по реализации системы работы «Подвижные игры, как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста».
- Формирование банка информационно-методических материалов.
- Выступления на проблемных семинарах и подготовка информационно-методических материалов к ним.
- Обобщение опыта работы.
- Составление картотеки литературы.
- Создание предметно – развивающей среды.
Реализация системы работы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
- Обогащение развивающаей предметно – пространственной среды новыми атрибутами, пособиями, нестандартным материалом для развития ловкости.
- Разработка картотеки подвижных игр для детей старшей, подготовительной.
- Разработать схемы к подвижным игр.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Л.Волошина «Играйте на здоровье!»(технологии)
2. М.Литвинова «Русские народные подвижные игры» М, Просвещение,
3. В.Кузнецов «Физические упражнения и подвижные игры» М, НЦ ЭНАС
4. Э. Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет»
5. Э. Степаненкова «Методика физического воспитания»
6. Н. Кольпио «80 игр для детского сада»
7. Т.Дмитриенко «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста»