3. Развивать любознательность, мышление и речь детей;
4. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, прозрачная, воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа - Тучка), наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы), словесный.
Ход занятия:
1 часть.
- Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
Играет музыка «Журчание воды».
- Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Тучка)
- Правильно, ребята. К нам в гости пришла Тучка.
2 часть.
- Садимся сейчас на ковер.
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
(Вода)
- У меня в руках глобус. Это наша планета. Четвертая ее часть (зеленая) - суша, а вот эта большая часть (голубым цветом) - вода. Ребята, скажите, так много или мало воды на планете? (Много)
- А кому же нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?» Подойдите к столу и посмотрите на рисунок.
- Как вы думаете, что это? (Это озеро)
- А это что у озера? (Это маленькие ручейки)
- Давайте подберем игрушки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете?
Дети по очереди выбирают игрушки, ставят к ручейкам и объясняют. Игрушки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.
- Да, без воды все живое на земле погибнет.
3 часть.
Физкультминутка под музыку:
Я иду и ты идешь (шагаем на месте)
Я пою и ты поешь- раз, два, три(хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем- раз, два, три( прыжки на месте)
Очень дружно мы живем – раз, два, три( шагаем на месте)
- Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
- Ребята, я прошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца. Что это? (Соль и сахар).
- Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? (Сахар растворился в воде).
- А вода окрасилась? (Нет)
- Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
- Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? (Соль растворилась в воде).
- А вода окрасилась? (Нет) Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Потому что они в ней исчезают).
- Молодцы, ребята. А теперь пройдите за свои столы. Возьмите пальчиком гуашь и опустите в емкость с водой. Что происходит с водой? (Она окрасилась).
- У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. О чем вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Вода добрый друг и помощник человека. Ребята, а вы знаете, что наша, тучка тоже состоит из паров воды, и тоже играет важную роль в жизни растений и животных. Я знаю, что наша тучка знает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Ребята, давайте, что бы не было Тучки одной скучно нарисуем своим пальчиком маленькую тучку с дождиком и подарим. (Рисуем тучки).