Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о мониторинге ДОУ»
Общие сведения о мониторинге ДОУ
Мониторинг направлен на оценку развития детей и освоения ими содержания программы посредством отслеживания динамики интегративных качеств личности, а также на оценку качества организации психолого-педагогической работы в дошкольной образовательной группе. Это позволяет получить данные для принятия руководителями и специалистами обоснованных решений по тем или иным вопросам организации психолого-педагогической работы в образовательном учреждении, разработать систему мер по преодолению трудностей, возникающих в процессе освоения детьми образовательной программы.
Структура мониторинга
Мониторинг включает в себя следующие составляющие:
1) педагогическая диагностика освоения детьми содержания образовательной программы и развития интегративных качеств детей; 2) психологическая диагностика становления и развития интегративных качеств детей; 3) оценка физических качеств и состояния здоровья детей; 4) оценка качества психолого-педагогической работы в дошкольной образовательной группе; 5) комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимая при наличии в дошкольном образовательном учреждении, реализующем программы инклюзивного (интегративного) образования, групп комбинированного и компенсирующего вида.
Периодичность проведения мониторинга
Итоговый мониторинг — по всем направлениям развития детей — обычно проводится один раз в год, в конце весны, при переводе детей в следующую по уровню группу. В тех случаях, когда ребенок вновь поступил в дошкольное образовательное учреждение, индивидуальный диагностический срез проводится в момент его поступления в образовательное учреждение. Чтобы иметь необходимые данные для последующей оценки развития и его динамики, по каждому из выделенных направлений развития детей ведется промежуточный мониторинг, который направлен на оценку продвижения детей в освоении содержания отдельных разделов программы и позволяет педагогу скорректировать образовательную работу.
Содержание мониторинга
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных». Мониторинг физических качеств и здоровья детей осуществляется в соответствии с действующими требованиями в области медицинского обслуживания детей и требованиями к условиям осуществления медицинской деятельности в ДОУ, при этом могут использоваться высокоформализованные методы диагностики.
Педагогическая часть диагностики проводится с использованием низкоформализованных методов в форме наблюдения за деятельностью детей в специально организованной педагогом совместной деятельности с детьми, а также посредством анализа продуктов детской деятельности. Проводимая диагностика является составной частью целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной группе. Одним из основных требований к ее проведению является включенный характер проводимого наблюдения. Специально организованная педагогом деятельность предполагает создание ситуации, в которой ребенок имеет возможность продемонстрировать уровень освоения им программного содержания. Не предполагается прямого соответствия деятельности одному конкретному разделу программы, при этом желательно организовать диагностику динамики развития сразу в нескольких направлениях образовательной работы.
Форма сбора данных
Все данные мониторинга собираются и анализируются педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в «Карте развития детей», которая носит индивидуально-групповой характер. Такая форма сбора данных является оптимальной: в карте собраны результаты диагностики на всех детей группы, что делает данные очевидными для продуктивной, оперативной и комфортной работы с документацией, в частности обеспечивается экономичность временных затрат, так как не требуется (или облегчается) последующее составление сводных и обобщенных таблиц с данными мониторинга и при этом сохраняются индивидуальные данные (при необходимости их можно переоформить в индивидуальную карту развития ребенка). Данные группируются по четырем основным направлениям развития детей: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В карте фиксируются не только данные итогового мониторинга общего развития ребенка, собираемые 1 или 2 раза в год, но также и информация о результатах промежуточного мониторинга, раскрывающая динамику формирования интегративных качеств воспитанников.
При необходимости в «Карте развития детей» создаются дополнительные разделы по сбору данных мониторинга, отражающие специфику дошкольного образовательного учреждения и реализуемых им направлений психолого-педагогической работы. Это могут быть сводные данные диагностики детей с ОВЗ, данные по развитию общих и специальных способностей, результаты диагностики психологической готовности к обучению в школе для детей старшего дошкольного возраста и т. п. Наличие индивидуально-групповой «Карты развития детей» не исключает ведения «Карт индивидуального развития ребенка» узкими специалистами — психологами, логопедами, дефектологами.
Индивидуально-групповая «Карта развития детей» позволяет работникам ДОУ не только получить информацию об освоении образовательной программы детьми, но и дать необходимые сведения для корректировки образовательного процесса, для обнаружения трудностей развития детей в той или иной области, определить необходимость обращения за помощью к специалистам (психологу, дефектологу, врачу) для преодоления трудностей.
Ведение «Карты развития детей» во многом превращает сам факт диагностики, которая имеет достаточно давнюю традицию в дошкольном образовании, в мониторинговую ситуацию, так как мониторинг предполагает не просто проведение общей диагностики всех детей группы в сжатый промежуток времени, но и управление на основе собранных данных целостным образовательным процессом, что невозможно без систематизации полученной в ходе диагностики информации.
Мониторинг позволяет работникам дошкольного образования сделать свои знания и представления о каждом ребенке более ясными, объективными, дает возможность скорректировать образовательные цели и задачи с опорой на систематизированный материал данных о развитии детей, определить перспективы психолого-педагоги-ческой работы с конкретной группой детей, создает основу для построения индивидуальных образовательных траекторий развития детей, и, в первую очередь, детей с особыми образовательными потребностями.
Общая система мониторинга образовательной (психолого-педагогической работы) с детьми дошкольного возраста должна включать помимо прочих видов (частей) мониторинга оценку качества организации дошкольного образовательного процесса. Оценка качества дошкольного образовательного процесса имеет своей целью определение соответствия образовательного процесса, организуемого в дошкольных образовательных группах, заявленным в программе принципам организации психолого-педагогической работы, соответствия используемых методов и приемов возрастным особенностям детей. Данный вид мониторинга проводится старшим воспитателем (методистом) или руководителем дошкольного образовательного учреждения, а также может проводиться воспитателями (педагогами) в форме взаимного изучения опыта педагогической деятельности.
Оценка организации образовательного процесса осуществляется, по сути, с единственной целью — обеспечить соответствие качества психолого-педагогической работы в дошкольных образовательных группах целям, задачам и принципам организации образовательного процесса, заложенным в программе. При этом именно мониторинг образовательного процесса является основным результирующим показателем работы образовательного учреждения, подтверждающим эффективность деятельности ДОУ, и соответственно средством повышения качества дошкольного образования.
(Материал составлен по книге: Диалог. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.)