Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, а хлеб остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь! О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Дорогих гостей на Руси встречают хлебом–солью. Однако не каждый ребёнок, и даже взрослый знает о смысловой ценности хлеба в жизни предков и в настоящее время. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Хлеб - всему голова"»
Образовательный проект «Хлеб – всему голова!»
Проблема: В настоящее время многие дети относятся к хлебу как к обыденному продукту питания, небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей и их родителей на то, какую роль в жизни предков и в настоящее время несёт ценность хлеба.
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы №5 и их родители.
Сроки реализации проекта: с 25.10 – по 3.11.
Актуальность. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, а хлеб остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь! О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Дорогих гостей на Руси встречают хлебом–солью. Однако не каждый ребёнок, и даже взрослый знает о смысловой ценности хлеба в жизни предков и в настоящее время. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Цель проекта: Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба, выпекания хлеба, о профессиях людей, задействованных в этих процессах. Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и выпекании.
Задачи:
Формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб;
Подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен учиться делать все сам;
Развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук;
Прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к тем, кто его вырастил и испек.
Приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.
Активизация родителей к подбору информации для детей, сочинение сказок о хлебе
Содержание работы
Образовательная область
Совместная деятельность детей и взрослых (групповая/подгрупповая)
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира
Рассматривание демонстрационного материала «Хлеб – всему голова».
Просмотр познавательной презентации «Откуда хлеб пришел».
НОД на тему: «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?»
Дидактические игры: «Расставь правильно», «Всё по полочкам», «Раз, два, три – сказка выходи», игра «Откуда хлеб пришёл?»
Познавательно-исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса)
Экспериментирование:
превращение зерна в муку (ступка);
выращивание семян овса
замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий (при помощи взрослых).
Формирование элементарных математических представлений
Речевое развитие
Беседа о труде людей, выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд. Беседа о труде людей, выпекающих хлеб, машинах, помогающих людям
Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?»; «Из чего делают хлеб?»; «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».
Дидактические игры «Угадай по описанию», «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Кто назовет больше блюд?», «Откуда хлеб пришел».
Развитие речи: «О тех, кто растит хлеб»
Речевые игры: «А какой он, хлеб?», «Назови ласково», «Из чего сварили кашу?»
Подготовка к обучению и грамоте: «Звуки «Ы», «Э»
Чтение художественной литературы:
Б. Вовк «Мякиш»
М. Глинская «Хлеб», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», русская народная сказка «Колосок».
Я. Аким «Пшеница», В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок».
Заучивание наизусть стихотворений.
Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Хлебный магазин»
Общение «Правила обращения с хлебом». Ситуация: «Что было бы, если…». Отгадывание загадок о хлебе.
Коммуникативные игры: «Кто назовёт больше изделий из теста», «Что сначала, а что – потом»
Формирование основ безопасности
«Как работают специальные машины» (правила поведения и особенности управления сельскохозяйственной техникой)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Накрываем на стол, раскладываем хлеб (по желанию)
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А.Куприянова «Вспашка».
Лепка из солёного теста булочки, крендельки, пироженые.
Предложить рисование по трафаретам в рамках темы.
Конструирование «Зернохранилище», «Пекарня»
Коллективная работа «Хлеб – всему голова»
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Пальчиковые игры. Психоэтюд «Тесто». Психогимнастика «Хлеборобы» Подвижные игры. Д\и «Где мы были - мы не скажем, а что делали, покажем»
Подвижные игры: «Пирог», «Каравай», «Пахари и жнецы»
Представления о здоровом образе жизни
«О месте хлеба в питании дошкольника» - познавательное сообщение из серии «А знаете ли Вы?»
Организация непосредственно образовательной деятельности
1. Чтение сказки «Мякиш» (Б. Вовк).
Дала мама Вове хлеба с маслом. Масло Вова слизал, корочку сгрыз, а из мякиша человечка слепил. Смешного такого, с ручками, ножками и длинным носом. Поиграл, а потом в окошко выбросил. Человечек упал и стукнулся о камень.
– Ой, – вскрикнул он, – так недолго и покалечиться.
Вова рот от удивления раскрыл, а человечек ему кулачком погрозил:
– Погоди у меня.
Вова не успел удивиться, потому что мама его в гастроном послала, за хлебом.
В гастрономе Вова спросил у продавца батон за шестнадцать копеек.
– Не давайте, – послышался тоненький голосок, – не продавайте, – упрашивал продавца Мякиш. Продавец узнал, как Вова обидел Мякиш, и не дал хлеба.
– Ступай к пекарю. Спроси, может, он напек для тебя.
Пекарь, в белом колпаке, в белом фартуке, встретил Вову не очень ласково:
– Так это ты кидаешься хлебом? Иди на завод, спроси, намололи ли тебе муки на хлеб.
«Видно, и здесь Мякиш раньше меня побывал», – расстроился Вова.
Когда Вова пришел на мукомольный завод, то людей на заводском дворе не увидел. Пришел в цех, и там, показалось ему сперва, не было никого. Лишь машины стучали. Сами мололи зерно, сами ссыпали муку.
– Эй, есть тут кто-нибудь?! – крикнул Вова. И тогда вышли к нему рабочие, несколько человек, которые управляли машинами.
– А, это ты, – сказали рабочие. – Тебе мы не намололи муки. Ступай на поле, к колхозникам. Если дадут зерна, тогда поговорим. Мякиш и на завод раньше Вовы успел.
…По полю величественно плыл комбайн, ссыпал зерно в кузов машины. А Мякиш бегал по полю и показывал всем свою ушибленную ножку. Вова чуть не плакал: если Мякиш здесь, бригадир не даст зерна. Но бригадир не стал упрекать Вову.
– Вот и хорошо, что ты пришел, – сказал он, – нам как раз помощник нужен. – Ловко подсадил Вову на комбайн. Сам рядом встал и, как на рычаг нажимать и солому откидывать, показывает. И некогда Вове передохнуть – солома рекой плывет.
А еще солнце печет, рубашка к спине прилипла. Час прошел, другой, Вова счет времени потерял.
– Обед, – скомандовал бригадир.
Вова медленно слез с комбайна, сел на землю. И есть ужасно хочется. Спасибо, бригадир достал булку, Вове добрый кусок отломил.
Держа в руке хлеб, Вова глазами отыскивал Мякиша. Но его нигде не было видно. Исчез, будто под хлебную корочку спрятался. (Перевел с украинского С. Пайна.)
2. Беседа по произведению.
– Скажите, кто такой Мякиш?
– Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?
– Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?
3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).
Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке. Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется под музыку.
4. Рассматривание колосьев.
– Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.
Дети разбирают колосья. При этом педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно-образный характер их мышления, он вначале дает возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.
5. Беседа.
– Из чего делают хлеб? (Из теста.)
– Из чего делают тесто? (Из муки.)
– Из чего делают муку? (Из зерен.)
– Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колосе.)
Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на соответствующие реальные объекты.
Воспитатель. Мы узнали, откуда берутся зерна для получения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.
6. «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).
Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости вымыть руки до и после еды.
В установленный день (удобнее всего – в понедельник) дети приносят свою выпечку в детский сад. После завтрака организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили: варили, пекли, жарили. Изделие делится на маленькие кусочки, и все дети его пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.
Рекомендация: кусочки должны быть очень маленькими. Во-первых, это позволит избежать переедания, во-вторых, обеспечит более тонкий анализ вкусовых ощущений кончиком и боковыми поверхностями языка.
Рассмотрев одно изделие, переходят к обсуждению и дегустации следующего. Воспитатель каждый раз просит ребенка уточнить, из какого теста сделано его изделие и каким способом оно готовилось. Одновременно воспитатель учит детей правилам дегустации: нужно взять в рот небольшой кусочек, хорошо его прожевать и почувствовать возникающие вкусовые ощущения: они носят сложный характер, так как в состав изделия входит много компонентов.
На этом занятии можно пробовать и неудачные, невкусные изделия. Такие воспитатель может приготовить сам, пересолив или недосолив тесто, пережарив или недожарив. Это поможет детям осознать значение соблюдения технологии изготовления пищи.
7. Игра «Угадай и назови».
Воспитатель показывает муляжи хлебобулочных изделий или картинки с их изображением. Дети их называют.
Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка и др.
БЕСЕДЫ
Беседа «Хлеб – всему голова».
Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные , учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.
- Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Хлеб бывает черный и белый.
Воспитатель: Да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.
Сейчас вы попробуете определить на вкус хлеб.
Игра на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба. Детям завязываются глаза, дается маленький кусочек пшеничного хлеба затем ржаного. Дети определяют на вкус какой хлеб им дали.
Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?
Дети: Вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.
Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.
Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.
А кто пашет землю?
Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.
Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?
Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.
Воспитатель: Посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?
Дети: Сеялка.
Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?
Дети: Комбайн
Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.
Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.
А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?
Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.
Воспитатель: На мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница - это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?
Дети: В пекарню и магазины.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины.
Послушайте, как это делается:
«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции».
Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их.
Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз вдень, а он не приедается.
Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.
Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.
Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки.
О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство»,«Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери»,«Хлеб – наша ценность, им не сори!».
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели быть пекарем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вы превратитесь в пекарей. Подходите к столу, одевайте фартуки. Я приготовила вам тесто, и мы будем изготавливать булочки, крендельки, печенье. Чтобы приготовить печенье, берем кусочек теста, скатываем его в шарик и сплющиваем его в лепешку. Возьмите формочку и вырежьте фигурку, положите на противень. Для кренделька нам понадобится колбаска, сворачиваем ее и кренделек готов. (показ)
По окончании работы противень отношу для выпечки на кухню.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошие пекари, у вас получились прекрасные булочки и печенье. Вы хорошо работали на занятии. Молодцы.
Тема: Как мы можем беречь хлеб?
Задача: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.
Виды деятельности: познавательная (ознакомление с миром природы и социальным миром), коммуникативная (элементарный бытовой труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости).
Ход беседы
– Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова»?
– Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?
– Как можно использовать хлеб, который зачерствел?
– Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?
– Как вы дома бережете хлеб?
Педагог демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба, оставшиеся на столах за 2–3 недели. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что хлеб необходимо беречь.
Дидактические игры.
Игра «Расставь правильно».
Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание у доски.
Упражнение «Все по полочкам»
Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.
хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Малоподвижная игра «Назови ласково».(речь)
Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.
Хлеб -… (хлебушек);
Пирог –… (пирожок);
Калач - … (калачик);
Блин -…(блинчик);
Булка - … (булочка);
Батон - …(батончик);
Пряник - …(пряничек);
Торт - … (тортик);
Лепешка – (лепешечка);
Баранка - …(бараночка);
Ватрушка - … (ватрушечка);
Бублик - …(бубличек);
Дидактическая игра «Раз, два, три-сказка выходи»
Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.
Из чего сварили кашу?
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Игра «Откуда хлеб пришел?»
Поиск соответствующего понятия
Где хлеб купили? — ... (В магазине.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Загадки о хлебе: 1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос). 2. Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле). 3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе). 4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь). 5. В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница). 6. Мнут и катают, в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом (хлеб). 7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями, Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб). 8. Есть такие слова: «Он всему голова» 9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб). 10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи, На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб). 11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде, В огнедышащей печи выпекают кирпичи. Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб). 12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок! В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду. В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко). 13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно). 14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле). 15. Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос). 16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом, Не поднимешь - так и не встанет (сноп). 17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено). 18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный, И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн). 19. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос). 20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут, Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва). 21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли). 22. Зимой - бело, весной - черно, Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе: Хорош пирожок - внутри творожок. Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки. Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи. Женя - жница в поле, жнет она пшеницу. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Приметы о хлебе: Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Стихи о хлебе.
Т. Лаврова Из чего печется хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печется из муки, Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека. Плюшки с маком, кекс сметанный, Черный с тмином, пеклеванный, Калачи, батоны, халы… Хлеб для маленьких и старых, Для Танюшек и Наташ. Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб, Хлеб водой запил - обед, А на ужин две горбушки С молоком по полной кружке, Что осталось, все в ладошку, Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова Есть такие слова: «Он всему голова» Хрустящей корочкой одет, Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль На столе краюшка хлеба Мягкого, душистого, Сверху корочка хрустит Цвета золотистого. Если ломоть мы отрежем, И намажем маслом свежим, То получим бутерброд И отправим прямо в рот.
А. Гришин Вам и расскажут, и в книгах прочтете: Хлеб наш насущный всегда был в почете. Низкий поклон мастерам урожаев, Тем, кто зерно в закромах умножает, И хлебопекам-умельцам искусным, Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников Золотистую пшеницу Жернова сотрут в мучицу. Из муки замесим тесто – В формочках в печи ей место. Подрумянился, окреп В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко С белым хлебом положили Черный хлеб мне на обед. Удивить меня решили? Черный? В чем его секрет? Видно, пекарь с неохотой Пек и хлеб в печи забыл? Или же перед работой Чисто руки не помыл? Мама тут же объяснила, Что мука ржаная есть: «Черный хлеб прибавит силы». Съел. И завтра буду есть!
И. Коньков Самый вкусный, несравненный, Всем знакомый с детских лет - Это - наш обыкновенный И любимый русский хлеб: Каравай пахучий, знатный, Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный, А на Пасху куличи. Можно с медом есть и с маслом, С сыром, рыбой, ветчиной И с икрой, кружком колбасным Белый хлеб или ржаной. Пироги же - хлеб особый, Их на праздник подают, А готовят все со сдобой И с начинкою пекут. Пышки, пончики, ватрушки Спрыгнуть с противня хотят - Это хлебные игрушки, В праздник радость для ребят. Или пряники, печенье - То, что мама испечет, Для детишек объеденье, Разевай по шире рот!
Н. Детская Я сегодня хлеб не ел, В лупу на него смотрел. Весь он в дырочках узорных… В ямках – белый, в ямках – черный. Посмотрю в бараночке, В булке тоже – ямочки. Я у бабушки спросил: - И пирог дырявым был? Засмеялась бабушка: - И блины-оладушки! Что же это за секрет? Надо в тесто посмотреть. Мама тесто замесила, Набирало тесто силу! Круглой шапкой поднялось, Разрослось и расползлось. Край из миски выпадал… Кто же вверх его толкал? - Мама, в лупу посмотри! Выползают пузыри! Что же прячут пузыри? Воздух! Он у них внутри. Вот откуда в хлебе ямки, Вот откуда в хлебе дырки! Потому что там, внутри, Пузыри-богатыри!
Конспект рисование «Хлеб – всему голова»
Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.
Задачи: - расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде;
-закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки;
- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости;
-совершенствовать общую и мелкую моторику;
-активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:
- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?
Дети: пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничные колоски (в начале рисуем стебелек, а затем промакиванием ворса кисточки зёрнышки).
(Работа и вопросы детей).
Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.
- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)
- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)
- Сегодня наш колосок приготовил для вас хлеб.
- Когда будете кушать, вспомните легенду о хлебном колосе.
ЛИТОВСКАЯ СКАЗКА. КАК ВОЛК ВЗДУМАЛ ХЛЕБ ПЕЧЬ
(Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.)
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
М. ГЛИНСКАЯ «ХЛЕБ»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.)
Русская народная сказка «Колосок».
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. - Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить? - спросил петушок. - Только не я! — петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! — закричал другой. - Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть. - А кто понесет? - спросил петушок. - Только не я! - закричал Круть. - Только не я! - закричал Верть. - Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат: — Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: — Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. — Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять свое: — Только не я! - запищал Круть. — Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: — Видно, мне придется. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. - Ох и проголодался я! - пищит Круть. - Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит: - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок? - Ты нашел! — громко запищали мышата. - А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок. - Ты обмолотил! - потише сказали оба. - А кто зерно на мельницу носил? - Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть. - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек? - Все ты, все ты, — чуть слышно пропищали мышата. - А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать! КОНЕЦ
СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИСОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Колосок
Жили-были хомячок Прошка и мышка Хаврошка.
Нашли они зернышко, недолго думая, решили его посадить.
Все зверюшки наблюдали за этим и радовались, как растет зернышко.
Росло зернышко не по дням, а по часам и превратилось в золотистые колосья.
Собрали хомячок Прошка и мышка Хаврошка богатый урожай зерна и повезли его на мельницу.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
Пирожки сладкие, румяные, очень вкусные!
(Семья Миши С.)
Сладкие булочки
Жила-была бедная девочка. Одна со своей матерью, и есть им было нечего. Пошла раз девочка в лес и встретила по дороге бабушку, которая знала про ее горемычное житье. У бабушки была тяжелая сумка, девочка помогла донести ее до дома.
Бабушка попросила ее подождать, вынесла за доброту девочки чудо-печку. Стоило ей только сказать «Печка, пеки!» – и в ней пеклись вкусные булки, калачи, хлеб, а скажи ей только «Печка, перестань!», – и перестанут печься булки и хлеб.
Принесла девочка печку домой своей матери. Избавились они от бедности и голода и стали, когда им захочется, есть калачи и булочки.
Однажды девочка ушла из дома, а мама говорит: «Печка, пеки!»
Испекла печка булки и калачи, и наелась мама досыта. Но захотелось ей, чтоб печка перестала печь, да позабыла она слово. И вот печет и печет печь, и ползут калачи из печи.
Вот уже и кухня полна, и вся изба полна, и ползут булки в другую избу, и улица полна, и словно хочет она весь мир накормить.
Наконец, приходит девочка. Только она сказала: «Печка, перестань!», перестала печь печка, а мама с дочкой накормили всю деревню.
(Семья Савельевых)
История одной крошечки
Жила-была хозяюшка. И каждый раз, когда она кормила свою семью, отрезáла хлеба, старалась не уронить ни крошки. А накопившиеся крошки собирала и уносила в кормушку для птиц.
И вот однажды попала в кормушку любопытная крошечка. Прилетела птичка-синичка, стала клевать – и вдруг слышит тоненький голосок:
– Синичка-сестричка, не ешь меня. Ты везде летаешь, много знаешь… Может, скажешь, есть ли где на свете родина моя?
Птичка-синичка встрепенулась, удивилась:
– Чик-чирик, как ты меня напугала! Вот не думала, не гадала, что еда разговаривать умеет.
– Я оттого заговорила, что очень хочется родственников повидать! Вот ты же знаешь, где родилась, знаешь своих родителей, а я не знаю… Помоги, пожалуйста!
– Ну ладно, так и быть, отгадаешь загадку, не стану тебя есть! Слушай:
Будет из него мука,
Только позже, а пока
Под дождем он подрастает,
Корешок земля питает,
Стебелек и зернышки
Нежатся на солнышке,
Стал он строен и высок,
Созревает…
– Колосок! – закричала крошечка.
– Молодец! Так и быть, помогу тебе. Пролетала я тут как-то одно поле, пахнешь ты точно так, как оно, полезай ко мне в клювик…
– А ты меня не съешь?
– Да что ты, я сюда еще вернусь и наемся, да к тому же я еще слишком сыта.
Долго ли, коротко ли летели они, и вдруг перед ними раскинулось золотое поле пшеницы. Ветер ласково раскачивал колосья, и казалось, это морские волны играют друг с другом. Синичка опустилась на поле, положила крошечку, попрощалась и улетела.
Колоски встретили крошечку как родную: «Здравствуй, крошечка!»
– Здравствуйте, колоски мои родные, как долго я вас искала!
– Мы тоже рады тебя видеть! И мы не единственные твои родные! Еще у тебя есть солнышко, которое нас пригревает, ветер, который нас ласкает…
– Но как же так, я совсем на вас не похожа!
– Когда-то ты была одной из нас. Ты поймешь это, когда пройдешь весь путь чудесного превращения.
– Ах, как интересно!
– Сейчас мы будем кататься вон на той большой машине.
Издалека раздавался шум мотора, вскоре показался комбайн. Крошечка изо всех сил схватилась за колосок, и в этот же миг что-то подхватило ее, и она оказалась на самой вершине потока из колосков.
О, какой замечательный вид открылся ей тогда! Как огромный золотой водопад струились множество колосьев и превращались в огромную гору драгоценного зерна.
А потом вдруг гора стала уходить из-под ног, и наша крошечка покатилась вниз, ну точно на аттракционе в парке. Очутившись вместе со всем зерном в зернохранилище, она осмотрелась и обрадовалась, зерна были такие же маленькие и золотистые, как она сама. Но зернышки, перебивая друг друга, затараторили:
– Еще не все, еще не все… Сейчас нас будут очищать, отбирать, сортировать!
И закрутилась карусель: задребезжали сеялки, запрыгали веялки, застучали рессоры, наша крошечка только успевала проскакивать в этаких лабиринтах.
После тщательного отбора самые достойные отправились снова в путь для превращения в чудесный порошок, который называется мукой. Об этом крошечка узнала у самого красивого и крупного зернышка по дороге на мельницу.
– А теперь давай прощаться, – сказало ей зерно, – в муку посторонним нельзя.
И крошечка заплакала, жалко было расставаться с родными.
Но вдруг, откуда ни возьмись, мышка.
– Ты чего плачешь? Сейчас вся размокнешь и невкусная, нехрустящая станешь! А мне так есть хочется!
– Миленькая мышка, – взмолилась крошечка, – не ешь меня, пожалуйста, ведь я проделала такой нелегкий путь, и потом, я такая маленькая, что ты все равно не наешься. Лучше давай мы с тобой вместе посмотрим, как получается волшебный порошок, мне одной на мельницу никак не пробраться.
– Волшебный порошок? – удивилась мышка. – Интересно! Я как раз живу недалеко от мельницы, пойдем скорей!
Они быстро забрались на самое удобное место и стали наблюдать, как зерна превращаются в муку. Зерна сыпались в огромные жернова, а выходили в виде белоснежного порошка.
– Ну и что же тут волшебного? – удивилась мышка.
– Подожди, это еще не все, смотри, муку упаковывают в мешки, наверное, повезут еще куда-то?! Давай проследим!
И они незаметно пробрались к мешку с мукой, который погрузили в грузовик и повезли дальше. Ехали они, ехали и очутились в пекарне.
Здесь началось такое, все вокруг крутилось, вертелось, двигалось, пыхтело и при этом так вкусно пахло, что у мышки слюнки текли. В волшебный порошок добавили воду, яйцо, соль, сахар, дрожжи и замесили тесто. Оно было живое! Тесто дышало, росло и поднималось все выше и выше. И оно убежало бы, наверное, если бы не попало в печку в виде разных булок, батонов, баранок…
Прошло немного времени, и вдруг печь отворилась, и с пылу, с жару появился такой огромный, величавый Каравай Караваевич!
– Ой! Кто это? – хором воскликнули крошечка с мышкой.
– Да это же хлебушек! – тут же догадалась мышка.
Переваливаясь с боку на бок, хлебушек важным голосом сказал:
– Да, я хлеб-батюшка, а величать меня Каравай Караваевич! А вы кто такие? Ой, вижу-вижу, внучка моя – крошечка, и мышку-подружку твою тоже вижу.
И тут он призадумался и говорит:
– А вот ответьте-ка мне, ребятки, на один вопрос. Люди говорят, что хлеб – всему голова, что это богатство, что беречь, мол, его надо, тогда почему:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами…
За что меня так губят?
– За то, что любят!!! – ответили хором мышка с крошечкой.
Все обрадовались, захлопали в ладоши и весело закружились вокруг каравая, а он, весело раскачиваясь, запел песенку:
Я Каравай, Каравай,
Рот скорее открывай,
Путь огромный прошел,
Я из теста мешен,
Да в печке жарен,
Подрумянился бочок,
Ну-ка съешь меня, дружок!
На этот радостный шум слетелись птички, зверюшки разные, и среди них была старая знакомая синичка-сестричка.
А потом Каравай Караваевич угостил всех сладким чаем с сушками, пампушками и сдобными ватрушками.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
(Семья Загирных.)
Список использованной литературы:
Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Агапова, И. Развивающие игры со словами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : Рипол Классик, 2007.
Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: познавательное развитие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : ИП Лакоцетин С. С, 2010. – С. 24.
Кто сделал в хлебе дырочки? // Почемучка. – М. : Педагогика-Пресс, 1987, 1990, 1991, 1992.
Меремьянина, О. Р. Давайте сохраним. Где каша растет? / О. Р. Меремьянина, С. А. Суворова. – Барнаул, 2007. – С. 85.
Что такое злаки и почему они так важны? // Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?». – М. : Эксмо, 2002. – С. 224.