Просмотр содержимого документа
«НОД " В поисках клада"»
Образовательная деятельность с использованием блоков Дьенеша «В поисках клада» в старшей группе
Программное содержание:
Образовательные задачи: Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки вычислительной деятельности, ориентировки в пространстве.
развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию.
Воспитательные задачи: Воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам. Поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
Дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.
Демонстрационный:схемы, карточки, метки, жетоны по 3 штуки красного синего цвета и жёлтого цвета.
Раздаточный материал: воздушные шары, схемы, метки, кодовые карточки, жетоны 3 штуки красного и синего цвета, 2жетона жёлтого цвета.
набор блоков Дьенеша(на каждого ребенка).
Ход:
(Дети входят в зал).
В:Ребята вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А вы знаете когда начинается рассвет?
В: А чтобы каждое утро было прекрасное, нужно его встречать с улыбкой.
В:
В этот чудный весенний день,
Нам здороваться не лень.
Шлём привет мы всем во круг
Я твой друг и ты мой друг.
Шлём привет мы всем гостям,
Очень, очень рады вам.
В: Ой, какие хорошие ребята дружные, весёлые. А вы знаете кто я такой?
Ответы детей. Пират
В:Правильно, я Пират. А вы знаете, что больше всего любят пираты?
Ответы детей.
В: О да, искать сокровища – это моё любимое занятие, но сегодня мне очень нужны помощники. А вы хотите быть моими помощниками?
Ответы детей.
В:Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие на поиски сокровищ. Я знаю, что на одном из островов спрятаны сокровища. И у меня даже есть карта и шифр закодированного ключа от сундука с сокровищами. Вот посмотрите. (Показывает карту).Вы согласны со мной отправится в такое путешествие? У пиратов есть главн6ый пират. Я буду главным пиратом а вы будите пираты – помощники. Одеваем банданы. Вот сейчас вы настоящие пираты – помощники.
Ответы детей:
В:А как вы думаете, на чем мы с вами отправимся на остров, где спрятаны сокровища?
Ответы детей: На самолете, на машине, на поезде и т. д.
В: А я вам предлагаю отправится в путешествие на необычном транспорте…. (воспитатель делает паузу). А на каком, вы узнаете, отгадав загадку.
С тёплым воздухом шар, А под ним корзинка,
Под ногами земля - Словно на картинке.
Ответы детей: На воздушном шаре.
(ответ появляется на мультимедийном экране).
В: Правильно! Посмотрите, какой у меня получился воздушный шар. На этом воздушном шаре мы и отправимся с вами в необычное путешествие за сокровищами.(Шары собраны в пучок).
В:Но прежде чем мы полетим с вами, вам нужно занять на воздушном шаре свои места. Сейчас я вам раздам монеты. У пиратов они всегда должны быть.
(Раздать закодированные манеты-карточкина каждого ребёнка.На каждой манете обозначены: цвет, размер). Вы должны каждый расшифровать свою фигуру и занять соответствующее место на воздушном шаре.Кто затрудняется попросите помощи у товарищей. (Дети расшифровывают метки и занимаю свои места на воздушном шаре).
В: Сейчас мы проверим, правильно ли вы нашли своё место. Покажите, пожалуйста, свои монеты(Спросить 2-3 детей).
В: Молодцы. Я смотрю вы все правильно заняли свои места.Садимся по удобнее. Пора отправляться в полет!Монеты и своюигуру положите под стул. Но, чтобы наш шар полетел нам нужно сосчитать от 10 до1.
(Включается музыка, на мультимедийном экране появляются картины леса, рек, гор, стран).
Пират:
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речки,
И дома и человечки.
Мы летим, летим, летим,
И на остров прилетим.
Ребята, ветер усиливается…..Впереди густой туман… Что это? Да, это же остров!!!
Пират: Вот как мы быстро с вами прилетели и плавно приземлились на остров.
Выходим из нашего воздушного шара.
Пират: Ребята на острове на каждом шагу могут быть опасности. Как нужно вести себя в незнакомой местности?
Ответы детей. Беседа с детьми, о том, что в незнакомой местности нельзя ничего брать в руки, трогать, держаться нужно вместе, не расходится.
Пират: Сейчас я достану карту и посмотрим откуда мы с вами начнём свой путь для того чтобы найти сокровища.
(На карте увидели канат и картинку обезьяны, нужно по канату дойти до того места где живут обезьяны).
(Фоновая музыка –звуки Джунглей)
Пират:Ребята, что здесь изображено?
Ответы детей.Канат.
Пират:Это канатная дорога.А возле канатной дороги кто?
Ответы детей: Обезьяна.
В:Нам нужно пройти по канатной дороге до жилища обезьян. Идти будем осторожно боком, приставным шагом, потому что внизу обрыв.
(У обезьянки в лапах свёрток с заданием.)
Пират:Вот мы с вами и дошли до жилища обезьян. Да это же Джек!!! Обезьянка моего друга пирата.
Пират:Ребята, у Джека в лапах,что-то лежит?(Свёрток).У него наверное, что-то случилось. Давайте посмотрим, что там написано.
Ответы детей.
(Пират берёт свёрток и читает)
Задание№1
«Ребята у нас случилась беда. На острове прошёл сильный ураган и наши гнёзда, где мы живём, ураган сломал. Помогите нам пожалуйста построить новые гнёзда».
Пират:Ребята здесь естьсхемы строительства гнёзд- жилище для обезьян.А помогут нам встроительствегнёзд для обезьян ЧТО? блоки Дьеныша (Музыка во время работы)
Пират:А вы знали, что у обезьян, как у птиц жилище называется гнездо.
Пират:Посмотрите как оно выглядит. (На экране)
Пират:Ребята поможем обезьянам?
Ответы детей. Да.
(Дети строят жилище для обезьян по схемам).
Пират:Ножилищакоторые мы с вами будут строить будут отличаться от настоящих, потому - что мы будем их строить с помощью блоков Дьеныша. А вы знакомы с ними?
Ответы детей.
Пират: Я раздаю вам схемы и мы приступаем к работе.
(Дети строят жилище для обезьян по схемам).
Пират:Ребята пока вы строили жилище для обезьян. Обезьяна шепнула мне тихонько, что вы молодцы помогли им. А нам пора идти дальше.
Пират:Давайте посмотрим нашу карту.(Стрелка указывает на картинку с песком- выложена массажная дорожка жёлтого цвета.Рядом лежит бутылка с письмо-это морская почта).
Пират:Ребята, а что же это может быть?
Ответы детей. Песок.
Пират:Дальше наш путь лежит через песчаную долину А что лежит рядом с песчанной долиной?
Ответы детей.Бутылка.
Пират: Нам с вами нужно пройти через песчаную долину до бутылки. (Включить звук ходьбы по песку).
Чтоб не сбиться нам с пути,
По песочку пройти.
Нужно ноги поднимать,
Друг за другом всем шагать.
Пират:Вот мы с вами и дошли. Где же бутылка?
(Включить звук моря)
Ответы детей. Вт она.
Пират:Ребята это не простая бутылка, это морская почта. В далёкие времена пираты и люди которые путешествовали по морям письма отправляли по морю в бутылке.
Пират:Давайте откроем бутылку и посмотрим.
(Открывают бутылку, достают письмо)
Пират: Ребята это письмо написали мои друзья пираты. Они попали в беду. У них сломался корабль на котором они хотели отправиться в путешествие по морями просят нас смастерить им новый корабль. Поможем им?
Ответы детей. Да.
Задание№2
(Дети выполняют аппликацию корабля)
В:Давайте каждый возьмёт по геометрической фигуре. Сначала выложим фигуры на ватмане. Что у нас с вами получилось?
Ответы детей. Корабль.
В:А теперь берём каждый по фигуре и приклеиваем к ватману.
Пират: И с этим заданием мы справились.Корабль мы с вами оставим здесь. А друзьям моим отправим письмо, что мы смастерили для них корабль. ( В бутылку кладут сверток с письмом).
Пират:Вечером вода в море будет подниматься наше письмо в бутылке смоет водой и оно доплывёт до моих друзей.И они узнают, что у них есть корабль на котором они смогут отправится в путешествие по морям.
Пират:А нам нужно идти дальше. Давайте посмотрим на карту, куда же дальше указывает стрелка?
Ответы детей.
Пират:А стрелка указывает на пещеру. Ребята, а в пещере что?
Пират: Сундук с сокровищами.
Пират:Правильно. Сундук с сокровищами находится в пещере. И нам с вами нужно до неё дойти.
Ответы детей.
Пират:
По дороге мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём клад искать.
Пират:Ребята Явижу впереди путь нам преградили камни, видимо и здесь прошёл уроган.чтобы нам идти дальше, нужно освободить путь от камней. Давайте посмотрим какие у нас камни цветом, размером, толщеной, формой. Я вам предлагаю эти камни разложить по свойствам. А в этом нам помогут разноцветные обручи.
Задание № 3
Инструкция:
В красный обруч положите все большие камни прямоугольной формы красного цвета. В синийобручь положите большие тонкие камни круглой формы синего цвета. А в обручи с пересечением красного и синего цвета положите маленькие толстые камни треугольной формы синего цвета и маленькие тонкие камни прямоугольной формы красного цвета. Большие камни треугольной и квадратной формы жёлтого цвета положите в жёлтый обруч. В обручи с пересечение синего и жёлтого цвета положите маленькие камни круглой формы жёлтого цвета и маленькие камни прямоугольной формы синего цвета.
Пират:Молодцы и с этим задание мы с правились. Ребята посмотрите вот мы с вами и дошли до пещеры, где находятся сокровища. Нам нужно определиться, кто пойдёт в пещеру за сокровищами. Я знаю, что вы все смелые, ловкие и готовы каждый сходить в пещеру за сокровищами. Но мы с вами отправим одного человека. Сейчас мы с вами с играем в игру которая называется «Монетка» мы с пиратами всегда в неё играем. Правила игры: Встаём вкруг ладошки складываем лодочкой. У меня в ладошках метка, я буду ходить по кругу со словами, вкладывая свои ладошки в ладошки каждому из вас. У кого в ладошках окажется монета, тот и пойдёт в пещеру за сундуком.«Я ношу, ношу монетку и кому-то подарю,у кого в руках монетка, тот в пещеру и пойдёт»
Пират:Саша ты согласен сходить за сундуком?
Пират:Вот мы с вами и дошли до сокровищ. Ребята, а как вы думаете, что в сундуке?
Ответы детей.
Пират:Но чтобы сундук нам открыть, нужно вложить в замок ключ. Сейчас я достану шифр ключа. Вот он. (Рассматривают, ищут нужные блоки и вкладывают их в замок»
Задание № 4
(Вырезан замок из пенопласта, внутри замка вырезан ключ.В замок вкладываются блоки Дьеныша по карточке-схеме с закодированным ключом).
Дети открывают сундук и смотрят, что за сокровища лежат в сундуке. В сундуке находят коробку с блоками Дьеныша и схемы)
Пираты:Ребята да это же блоки Дьеныша? У вас есть такие блоки?
Ответы детей.
Я вижу, что вы умные ребята вам всё интересно, поэтому эти сокровища- блоки я хочу вам подарить. А нам нужно возвращаться обратно. Пока мы преодолевали длинный путь, воздушный шар под потоком ветра следовал за нами. Вот он. Занимайте свои места. Мы возвращаемся домой.
(Включается музыка, идёт показ гор, рек, полей, лес)
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речки,
И дома и человечки.
Мы летим, летим, летим,
И на остров прилетим.
Пираты: Вот мы с вами и вернулись обратно. Где мы с вами были? Что делали? Скажите, а какие качества вы проявили во время поиска клада? (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, взаимовыручку, смелость…).А что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия? В память о нашем путешествии я хочу вам подарить по воздушному шару.
Спасибо! Мне с вами было очень интересно побывать с вами в таком путешествии.