kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по познавательному развитию для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вниманию педагогов предлагаются рекомендации по развитию познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по познавательному развитию для дошкольников»

Методические рекомендации по познавательному развитию дошкольников.

Познавательному детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. От того, насколько у ребенка развит познавательный интерес, зависит , как он усваивает информацию об окружающем мире. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В ФГОС дошкольного образования определена познавательно исследовательская деятельность дошкольника, которая развивается на основе познавательного интереса и обобщенных познавательных действий. В естественной форме эта деятельность проявляется в детском экспериментировании с предметами или вербальном исследовании - вопросах, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?). Условия для развития познавательного интереса у дошкольников:

- новизна и актуальность содержания обучения; - раскрытие значимости знаний; - наглядность; - занимательность; - эмоциональность; - использование сравнения и аналогии; - использование произведений искусства и литературы; - познавательные игры.

Содержание познавательного развития детей предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; - формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Само же формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - технология проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - технология социального партнерства. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей. Технология исследовательской деятельности . Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя: - опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение вопросов проблемного характера. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; раскрывает причину наблюдаемого явления, подводят детей к суждениям и умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей. Метод экспериментирования направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; в процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие; осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальной деятельность охватывает следующие направления: - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными); - неживая природа (вода, воздух, почва, солнце). При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Постановка проблемы. 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проверка гипотез, предположений. 4. Обсуждение увиденных и полученных результатов. 5. Выводы. Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила: 1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки). 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Немаловажное значение в развитии детской опытно– экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В уголке экспериментирования рекомендуется иметь: - прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.); - мерные ложки, мерная кружка; - воронки; - резиновые груши разного размера; - формочки для изготовления льда; - шприцы без иголок; - пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки; - растворимые продукты соль, сахар; - природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена- Игровая проблемная ситуация - теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией. Например, проблемно-игровые ситуации: «Войдет ли елка в ззал?»Использование в работе данных образовательных технологий способствует не только формированию познавательных интересов детей, совершенствованию навыков поисковой работы, развитию творческих начал, но и формированию умений сотрудничать, радоваться успехам друг друга, совместно реализовывать новые идеи .

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста может осуществляться в образовательной деятельности по ФЭМП . Формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включён в образовательную область «Познавательное развитие». Этот вид деятельности необходимо строить таким образом, чтобы каждый ребенок одновременно включался в речевую и аналитическую деятельность (выявлял, сравнивал признаки, противопоставлял их, обобщал, составлял целое из частей, устанавливал последовательность действий), играл в дидактические игры («Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Собери фигуру» и другие), самостоятельно осуществлял счетную, вычислительную, измерительную деятельность сравнивал предметы по их свойствам, распознавал форму предметов, решал логические и арифметические задачи, запоминал название дней недели и месяцев, их последовательность. Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и познавательной активности. Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не будут выражаться в его речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делая ее более целенаправленной и осознанной. Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Для развития познавательного интереса у дошкольников наиболее эффективными являются: дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. Дидактическую игру можно использовать как самостоятельную форму в любое свободное время (утром, на прогулке, во второй половине дня) или как часть занятия. Таким образом, средствами развития познавательного интереса в области развития речи можно считать: чтение и анализ литературных и фольклорных произведений, рассказывание и заучивание стихотворений, инсценировки любимых произведений, организацию театрализованной игры, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми на различные темы, в том числе по прочитанным произведениям, речевые игры, отгадывание и сочинение описательных загадок, придумывание эпизодов рассказов, сказок, стихотворений или сочинение оригинальных небольших по объему произведений, знакомство с биографией писателей, анализ информации из различных источников. Познавательный интерес детей в области художественно-эстетического развития в первоначальном виде проявляется в исследовании предметов, позволяющих оставлять след на различных материалах. Первоначальные каракули постепенно становятся узнаваемыми объектами. Ребенок осваивает геометрические формы, с помощью которых передает различные изображения знакомых ему объектов. Он рано проявляет живой интерес к музыке, литературе. В среднем дошкольном возрасте ребенок способен определять причинно-следственные связи, самостоятельно формулирует и высказывает свое отношение к различным произведениям искусства. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен создавать выразительные образы в изобразительной, музыкальной деятельности, элементарном литературном творчестве. В подготовительной к школе группе ребенок способен понимать значение всех видов искусства в жизни человека. Познавательный интерес детей в области физического развития в младшем дошкольном возрасте определяется изучением возможностей своего организма и его строения. В среднем возрасте - самостоятельная произвольная двигательная деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понимать и выполнять элементарные правила здорового образа жизни. В подготовительной к школе группе ребенок интересуется своими физическими возможностями и различными видами спорта. В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей: опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды. Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Познавательное развитие - это именно то направление, определенное в ФГОС ДО, которое в большей степени раскрывает формирование познавательного интереса и познавательных действий детей. Это направление предполагает формирование представлений у детей из различных областей знаний: математики, географии, экологии и т. д. Именно поэтому для систематизации и обобщения этих знаний ребенку необходимо создать условия для активного его включения в разнообразные виды деятельности. Активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1. - С. 42-58. 2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под. Ред. Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. - 224с. 3. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 2001. 352 е.; илл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методические рекомендации по познавательному развитию для дошкольников

Автор: Пупкова Елена Борисовна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников""
    ["seo_title"] => string(75) "statiamietodichieskiieriekomiendatsiipoformirovaniiumotivatsiiudoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450106217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методические рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_roditieliam_po_podghotovkie_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "438153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510331331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методические рекомендации для воспитателей по организации логико - математических игр "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-loghiko-matiematichieskikh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "218943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433953652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методические рекомендации о подготовке ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-o-podghotovkie-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "303864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства