Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по познавательному развитию для дошкольников»
Методические рекомендации по познавательному развитию дошкольников.
Познавательному детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. От того, насколько у ребенка развит познавательный интерес, зависит , как он усваивает информацию об окружающем мире. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В ФГОС дошкольного образования определена познавательно исследовательская деятельность дошкольника, которая развивается на основе познавательного интереса и обобщенных познавательных действий. В естественной форме эта деятельность проявляется в детском экспериментировании с предметами или вербальном исследовании - вопросах, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?). Условия для развития познавательного интереса у дошкольников:
- новизна и актуальность содержания обучения; - раскрытие значимости знаний; - наглядность; - занимательность; - эмоциональность; - использование сравнения и аналогии; - использование произведений искусства и литературы; - познавательные игры.
Содержание познавательного развития детей предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; - формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Само же формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - технология проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - технология социального партнерства. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей. Технология исследовательской деятельности . Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя: - опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение вопросов проблемного характера. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; раскрывает причину наблюдаемого явления, подводят детей к суждениям и умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей. Метод экспериментирования направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; в процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие; осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальной деятельность охватывает следующие направления: - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными); - неживая природа (вода, воздух, почва, солнце). При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы. 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проверка гипотез, предположений. 4. Обсуждение увиденных и полученных результатов. 5. Выводы. Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила: 1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки). 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Немаловажное значение в развитии детской опытно– экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В уголке экспериментирования рекомендуется иметь: - прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.); - мерные ложки, мерная кружка; - воронки; - резиновые груши разного размера; - формочки для изготовления льда; - шприцы без иголок; - пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки; - растворимые продукты соль, сахар; - природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена- Игровая проблемная ситуация - теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией. Например, проблемно-игровые ситуации: «Войдет ли елка в ззал?»Использование в работе данных образовательных технологий способствует не только формированию познавательных интересов детей, совершенствованию навыков поисковой работы, развитию творческих начал, но и формированию умений сотрудничать, радоваться успехам друг друга, совместно реализовывать новые идеи .
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста может осуществляться в образовательной деятельности по ФЭМП . Формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включён в образовательную область «Познавательное развитие». Этот вид деятельности необходимо строить таким образом, чтобы каждый ребенок одновременно включался в речевую и аналитическую деятельность (выявлял, сравнивал признаки, противопоставлял их, обобщал, составлял целое из частей, устанавливал последовательность действий), играл в дидактические игры («Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Собери фигуру» и другие), самостоятельно осуществлял счетную, вычислительную, измерительную деятельность сравнивал предметы по их свойствам, распознавал форму предметов, решал логические и арифметические задачи, запоминал название дней недели и месяцев, их последовательность. Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и познавательной активности. Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не будут выражаться в его речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делая ее более целенаправленной и осознанной. Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Для развития познавательного интереса у дошкольников наиболее эффективными являются: дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. Дидактическую игру можно использовать как самостоятельную форму в любое свободное время (утром, на прогулке, во второй половине дня) или как часть занятия. Таким образом, средствами развития познавательного интереса в области развития речи можно считать: чтение и анализ литературных и фольклорных произведений, рассказывание и заучивание стихотворений, инсценировки любимых произведений, организацию театрализованной игры, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми на различные темы, в том числе по прочитанным произведениям, речевые игры, отгадывание и сочинение описательных загадок, придумывание эпизодов рассказов, сказок, стихотворений или сочинение оригинальных небольших по объему произведений, знакомство с биографией писателей, анализ информации из различных источников. Познавательный интерес детей в области художественно-эстетического развития в первоначальном виде проявляется в исследовании предметов, позволяющих оставлять след на различных материалах. Первоначальные каракули постепенно становятся узнаваемыми объектами. Ребенок осваивает геометрические формы, с помощью которых передает различные изображения знакомых ему объектов. Он рано проявляет живой интерес к музыке, литературе. В среднем дошкольном возрасте ребенок способен определять причинно-следственные связи, самостоятельно формулирует и высказывает свое отношение к различным произведениям искусства. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен создавать выразительные образы в изобразительной, музыкальной деятельности, элементарном литературном творчестве. В подготовительной к школе группе ребенок способен понимать значение всех видов искусства в жизни человека. Познавательный интерес детей в области физического развития в младшем дошкольном возрасте определяется изучением возможностей своего организма и его строения. В среднем возрасте - самостоятельная произвольная двигательная деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понимать и выполнять элементарные правила здорового образа жизни. В подготовительной к школе группе ребенок интересуется своими физическими возможностями и различными видами спорта. В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей: опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды. Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Познавательное развитие - это именно то направление, определенное в ФГОС ДО, которое в большей степени раскрывает формирование познавательного интереса и познавательных действий детей. Это направление предполагает формирование представлений у детей из различных областей знаний: математики, географии, экологии и т. д. Именно поэтому для систематизации и обобщения этих знаний ребенку необходимо создать условия для активного его включения в разнообразные виды деятельности. Активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1. - С. 42-58. 2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под. Ред. Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. - 224с. 3. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 2001. 352 е.; илл.