kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников.                               

Добрый день, уважаемые коллеги!

   Прежде всего, хочу напомнить  о том, что же такое мотивация, мотив. Мотивы - внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности

   Практика показывает, что  многие дети, приходя в школу, имеют  низкую мотивационную составляющую (мотив действий). Задача педагогов-дошкольников смотивировать каждого ребенка, привить заинтересованность к овладению ребенком любого вида деятельности, независимо от интересов и пристрастий. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

   Нам необходимо «научить ребенка учиться». Бесспорно,
 только когда есть мотивация, ученик работает качественно и осмысленно. Но зачастую эмоции управляют поведением ребенка.  Научить его контролировать свои эмоции, подчинять свои интересы интересам окружающих, научить получать удовольствие от самого процесса постижения знаний, радоваться успехам от положительных результатов и достойно переносить возможные неудачи, научить быть успешными уверенными в своих силах – вот  то составляющие (фундамент), которые лежат в основе мотивационной готовности  ребенка к школе. У детей происходит естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

   Итак, мотивированные дети – это самостоятельные, успешные дети.

   Важно формировать мотивацию у ребенка еще до  периода школьной предподготовки.

   Я расскажу об этом на примере программы «Детский сад - дом радости» Н. М. Крыловой, которая предлагает педагогам следующее:

- организовать такую предметно-развивающую и эмоционально-благополучную среду, которая бы несла информационную  функцию, обеспечивающую базу личностной культуры и поле выбора самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, "зажигающую искру познания", вызывающую  эмоциональную реакцию, способствующую заинтересовать, увлечь и реализовать познавательные потребности ребенка.

   Особое место в развивающей среде старших дошкольников занимает книга, как один из главных мотиваторов на учебную деятельность. Наступает момент, когда педагог дает детям понять, что он не может знать все, и все книги перечитаны, и детьми получены все знания, которыми владеет воспитатель, тем самым    подводит детей к тому, что учитель в школе знает больше, и он расскажет и научит новому, неизвестному.

 - моделировать ситуацию успеха у детей, путем постановки ребенка в позицию учителя, в которой ученик - персонаж, а воспитатель наполняет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

   Н.М.Крылова рекомендует рассматривать алгоритм любой деятельности (ее планирование) и выполнение ее на уровне самостоятельности в виде лесенки из пяти ступеней, где:

1 ступенька – задумка, цель деятельности

2 ступенька – материал для предполагаемой деятельности

3 ступенька – материалы и инструменты, необходимые для этой  деятельности

4 ступенька – ход деятельности (выполнение по порядку)

5 ступенька – результат, совпадающий с задумкой (главное условие выполняемой деятельности)

   Важно наглядно показать, что результат может не совпадать с задумкой только при одном условии, если неверно выполнен один из компонентов лесенки.

- педагогу необходимо занять такую  позицию, в которой собственная активность детей, их знания и умения, усвоенные с помощью взрослого на уровне самостоятельности стали достоянием самого ребенка, и он действовал бы сними как со своими собственными, доводя их до уровня творчества.

   В формировании у дошкольника мотивов к обучению в школе решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

   Повышение учебной мотивации дошкольников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно.

                                           Уважаемые коллеги!

   Я предлагаю Вам принять участие в  игре, направленной  на развитие словесного творчества детей с целью создания ситуации успеха у каждого ребенка.

Ход игры:

Я начну фразу, а Вы продолжите ее в рифму, и таким образом у нас получится большое стихотворное произведение.

И не беда,  что не всегда получается рифма, главное желание.

Готовы?

«Весна-весна, как воздух чист»..

Чудесное получилось стихотворение!

Те, у кого ленточки выходите сюда, для вас я приготовила особое задание. Я загадаю вам загадки:………………….

(Игроки отгадывают загадки и отдают ленточки).

Итак, все справились. Замечательно. На этом простой игре мы убедились, как можно создать ситуацию успешности каждому ребенку, подбирая задания в соответствии с его возможностями. Почувствовав уверенность в себе,  у ребенка появится желание и потребность побывать еще раз в ситуации победителя. Это послужит мотивом для дальнейшего стремления к приобретению знаний, умений.

Тематика упражнений разнообразна: описание предмета, закрепление лексической темы, рассказывание стихотворения по очереди.

  • Загадки в данной ситуации используются для реализации принципа минимакса, а именно соответствие уровня сложности заданий возможностям детей, учет индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников"»

Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу напомнить о том, что же такое мотивация, мотив. Мотивы - внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности

Практика показывает, что многие дети, приходя в школу, имеют низкую мотивационную составляющую (мотив действий). Задача педагогов-дошкольников смотивировать каждого ребенка, привить заинтересованность к овладению ребенком любого вида деятельности, независимо от интересов и пристрастий. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

Нам необходимо «научить ребенка учиться». Бесспорно,
только когда есть мотивация, ученик работает качественно и осмысленно. Но зачастую эмоции управляют поведением ребенка. Научить его контролировать свои эмоции, подчинять свои интересы интересам окружающих, научить получать удовольствие от самого процесса постижения знаний, радоваться успехам от положительных результатов и достойно переносить возможные неудачи, научить быть успешными уверенными в своих силах – вот то составляющие (фундамент), которые лежат в основе мотивационной готовности ребенка к школе. У детей происходит естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Итак, мотивированные дети – это самостоятельные, успешные дети.

Важно формировать мотивацию у ребенка еще до периода школьной предподготовки.

Я расскажу об этом на примере программы «Детский сад - дом радости» Н. М. Крыловой, которая предлагает педагогам следующее:

- организовать такую предметно-развивающую и эмоционально-благополучную среду, которая бы несла информационную функцию, обеспечивающую базу личностной культуры и поле выбора самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника, "зажигающую искру познания", вызывающую эмоциональную реакцию, способствующую заинтересовать, увлечь и реализовать познавательные потребности ребенка.

Особое место в развивающей среде старших дошкольников занимает книга, как один из главных мотиваторов на учебную деятельность. Наступает момент, когда педагог дает детям понять, что он не может знать все, и все книги перечитаны, и детьми получены все знания, которыми владеет воспитатель, тем самым подводит детей к тому, что учитель в школе знает больше, и он расскажет и научит новому, неизвестному.

- моделировать ситуацию успеха у детей, путем постановки ребенка в позицию учителя, в которой ученик - персонаж, а воспитатель наполняет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Н.М.Крылова рекомендует рассматривать алгоритм любой деятельности (ее планирование) и выполнение ее на уровне самостоятельности в виде лесенки из пяти ступеней, где:

1 ступенька – задумка, цель деятельности

2 ступенька – материал для предполагаемой деятельности

3 ступенька – материалы и инструменты, необходимые для этой деятельности

4 ступенька – ход деятельности (выполнение по порядку)

5 ступенька – результат, совпадающий с задумкой (главное условие выполняемой деятельности)

Важно наглядно показать, что результат может не совпадать с задумкой только при одном условии, если неверно выполнен один из компонентов лесенки.

- педагогу необходимо занять такую позицию, в которой собственная активность детей, их знания и умения, усвоенные с помощью взрослого на уровне самостоятельности стали достоянием самого ребенка, и он действовал бы сними как со своими собственными, доводя их до уровня творчества.

В формировании у дошкольника мотивов к обучению в школе решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Повышение учебной мотивации дошкольников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно.

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю Вам принять участие в игре, направленной на развитие словесного творчества детей с целью создания ситуации успеха у каждого ребенка.

Ход игры:

Я начну фразу, а Вы продолжите ее в рифму, и таким образом у нас получится большое стихотворное произведение.

И не беда, что не всегда получается рифма, главное желание.

Готовы?

«Весна-весна, как воздух чист».......

Чудесное получилось стихотворение!

Те, у кого ленточки выходите сюда, для вас я приготовила особое задание. Я загадаю вам загадки:………………….

(Игроки отгадывают загадки и отдают ленточки).

Итак, все справились. Замечательно. На этом простой игре мы убедились, как можно создать ситуацию успешности каждому ребенку, подбирая задания в соответствии с его возможностями. Почувствовав уверенность в себе, у ребенка появится желание и потребность побывать еще раз в ситуации победителя. Это послужит мотивом для дальнейшего стремления к приобретению знаний, умений.

Тематика упражнений разнообразна: описание предмета, закрепление лексической темы, рассказывание стихотворения по очереди.

  • Загадки в данной ситуации используются для реализации принципа минимакса, а именно соответствие уровня сложности заданий возможностям детей, учет индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников"

Автор: Яковенко Оксана Викторовна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства