Тема: «Математическое путешествие по сказке «Гуси- лебеди»»
Подготовительная группа.
Задачи:
Закрепление знаний у детей о составе числа 8 из двух меньших чисел с использованием элементов игры – путешествие по сказке «Гуси- лебеди». Деление целого на 4 одинаковые части. Составление и решение арифметических задач на вычитание; закрепление структуры задачи: « условие, вопрос, решение». Решение логической задачи, нахождение закономерности и расположение оставшихся фигур. Закрепление названий геометрических фигур.
Развитие интереса к художественной литературе. Развитие связной речи, фонематических процессов, логического мышления, речевого дыхания, тонкой моторики, зрительного восприятия, выразительности движений. Развитие конструированной деятельности у детей, построение «Моста» из многоугольников по схеме. Развитие ориентировки на плоскости.
Воспитание эмоционального отклика и сочувствия к героине произведения, инициативности, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».
Оборудование и материалы: световой столик для рисования песком, телевизор, видеоплеер, компьютер, синтезатор, плакат «Яблоня с яблоками» для решения арифметической задачи, схема «Моста», видеокадры и видеосъемка по сказке «Гуси- лебеди». На каждого ребенка: подставка для ножниц; овалы бумажные, конверты с набором геометрических фигур «Танграм»; таблица с изображениями «зверей» составленные из геометрических фигур для решения логической задачи, поднос с цифрами от 0 до 10, лист бумаги, простой карандаш.
Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Конструирование по схемам, разучивание пальчиковой гимнастики « Прогулка», игры с песком.
Ход НОД.
1.Психогимнастика (Дети стоят в кругу)
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг.
Прекрасно все во мне.
В-ль: Дети, вы, наверное, знаете много сказок. Назовите, какие сказки вы знаете? (дети перечисляют). А могли бы вы узнать сказку по изображению?
(включаю ТВ кадр из сказки «Гуси- лебеди»)
-Кто помнит, как называется эта сказка? (дети называют). Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по этой сказке. Жила – была семья папа, мама, дочь Машенька, да сынок маленький Ванечка. Доченька - говорила мать,- мы поедем в город, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью уехали, а девочка позабыла, что ей приказывали. Посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась. А в какие игры играла девочка – мы сейчас покажем.
Игра «Воротца»
( Двое детей держат в руках цифру 8- это воротца). Остальные берут любые цифры от 1 до 8 и становятся парами. Чтобы в сумме получилось число 8. Через воротца проходят пары, которые правильно составили число8.
(Воспитатель спрашивает у всех детей « почему вы встали в пару?» дети отвечают, что 2и 6 в сумме составляют число 8; также 3 и 5; 4 и 4; 7 и 1)
(Дети садятся за столы)
В–ль: Когда наигралась девочка, вспомнила, про братца. Побежала она домой. А что было дальше? Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути…(ответы детей «Печку!» (на экране появляется кадр «печки»).
В –ль: Печка – печка, скажи куда гуси – лебеди полетели. Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с папой, мамой и братиком.
«Часть и целое»
В-ль: У вас на столах лежат геометрические фигуры напоминающие форму пирожка, как он называется? Как сколько частей будем его делить? Почему? Как будете делить? (сложим бумагу напополам и разрежем). Сколько частей получилось? Как можно назвать одну из частей? (дети: половиной). Дальше, что надо сделать? (дети: каждую половинку разрезать напополам). Сколько частей вы получили? (дети: 4 части). Покажите одну часть от целого. 2 части от целого; 3 части от целого. Объедините части в одно целое.
- Выполнила девочка задание, никого не обидела, поровну пирожок разделила, и сказала ей печка куда гуси – лебеди улетели.
Игра « Ау»
Дальше побежала девочка, кличет своего братика. «Ау, Ваня!» «Ау Ванюша!» «Ау братик Ванечка!».
В-ль: Не отзывается братик, видать далеко его гуси- лебеди унесли.
- А что же было дальше?
Дети: « Бежит девочка, видит. Стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки куда гуси – лебеди унесли ее братца».
В-ль: А яблонька ей отвечает:- Я скажу, если ты решишь мою задачу.
Арифметическая задача
- Вспомним, структуру задачи, что у задачи есть?
(Дети «условие, вопрос, решение») Выставляется плакат с изображением яблони с яблоками.
- Посмотрите на яблоню, сколько висит на ней яблок? Одно яблоко упало. (убираю одно яблоко). Максим, придумай задачу по картине на вычитание.
В-ль: Олег скажи условие задачи. Аня, что нам нужно узнать? Алеша, как решил задачу? Данил, какой ответ?
Побежала она дальше и видит (на экране появляется река) перед ней молочная река с кисельными берегами, будто не река, а море. Посмотрите, какие высокие волны. Выходите все на ковер покажем, как река волнуется.
Физминутка «Море волнуется»
Дети фигуры изображают в подгруппах сначала по 2 человека, затем по 4,потом изображают одну общую фигуру.
Но Машенька не знает, как ей перебраться через широкую речку. Давайте ей поможем построить мост.
Плоскостное конструирование «Мост»
В-ль: У вас на столах лежат конверты с наборами геометрических фигур (выставляю схему «Моста»)
- По этой схеме вы должны построить мост, чтобы девочка могла перейти на другой берег. (Дети выполняют задание). Сколько геометрических фигур вам понадобилось, чтобы построить мост? Назовите, какие геометрические фигуры вы использовали? Молодцы! Помогли Маше перебраться на другой берег. Показала речка куда гуси- лебеди унесли Ваню. За рекой и лес. (на экране появляется дремучий лес). Там, наверное, и спрятали гуси- лебеди братца. В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают. Покажите, как они это делают (гимнастика для глаз. Сильно зажмуривают и открывают). Зубы скалят (артикуляционная гимнастика »Оскал»). Языками пощелкивают (артикуляционная гимнастика «Лошадка»). Догадайся, говорят девочке, за каким кустом какой зверь спрятался. Тогда и пропустим.
Логическая задача.
В-ль: (показываю таблицу с изображением зверей). Зверей надо расположить так, чтобы их изображения не повторялись дважды ни по вертикали, ни по горизонтали. (Самостоятельная работа детей). Показали звери девочке тропинку в лесу. А тропинка такая! давайте мы с вами разомнем пальчики и нарисуем эту тропинку.
П/Г «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
Графический диктант.
Шла она - шла по этой тропинке и увидела что?
Дети: Избушку (на экране включается кадр с изображением избушки)
В- ль: Кто в ней живет? (дети Баба-яга). На полу лежит ковер узорный, а какой на нем был рисунок, мы с вами сейчас изобразим. (Вызываю детей по очереди)
Рисование на световом столике песком.
-Захар, нарисуй в верхнем правом углу круг; Аня в нижнем левом углу квадрат; Саша, посередине нарисуй овал; Даша, в нижнем правом углу прямоугольник; Максим в верхнем левом углу треугольник; Олег над овалом трапецию; Данил под овалом ромб; Алеша слева от овала круг, Лада справа от овала треугольник.
В-ль: А на ковре сидел Ванечка. Сестренка схватила братца, и побежали они домой. С тех пор девочка никогда не оставляла своего братца без присмотра и всегда слушалась родителей. И вы, ребята, обязательно слушайтесь папу и маму, чтобы не попасть в неприятные ситуации.