Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по математике во второй младшей группе по программе «Детство»: "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди"»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по математике во второй младшей группе
по программе «Детство».
Николаева Е.И.
Воспитатель МАДОУ МО г. Нягань
д/с №11 «Ёлочка»
ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ « ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Цель: освоения элементарных математических представлений, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи: Упражнять детей в счете от 1 до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Развивать умения классифицировать предметы по двум свойствам: величине и толщине, используя блоки Дьенеша. Способствовать развитию пространственных представлений: справа, слева, вверху, внизу. Развивать у детей речь, логическое мышление, внимание, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать другим.
Оформление группы: ворота в сказочную страну,макет изображения деревни, печка, изображение речки, мостик через речку. Персонажи к сказке «Гуси-лебеди» (фигуры для настольного театра): Аленушка, Иванушка, Баба-Яга, 5 гусей-лебедей, избушка на курьих ножках.
Оборудование для занятия: блоки Дьенеша, кодовые карточки, изображающие толщину и величину блоков, противень с «пирожками» - блоками, 2 тарелки, корзинка. Изображение яблони, к ней яблоки: 3 больших красных, 3 больших зеленых, 5 маленьких красных, 5 маленьких зеленых. Палочки Кюизенера, полоски синего цвета разной ширины на каждого ребенка. Три пары варежек с разными узорами из геометрических фигур. Плоскостные мешочки в виде разных контурных изображений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Встали рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Педагог проходит по кругу, хлопая по ладошкам детей с фразой: «Мы знаем много, много названий русских народных сказок». Тот, до кого педагог дотронулся своей ладонью, называет любую сказку.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много русских народных сказок. А угадайте, как называется эта сказка? ( Показ иллюстрации «Гуси-лебеди»). Правильно, я приглашаю вас в гости к сказке. Закройте все глаза, я произнесу волшебные слова:
Тише, тише - тишина, сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея, в сказку нам открылись двери!
(Дети открывают глаза, проходят через сказочные ворота и подходят к макету деревни, рядом с домом стоит девочка)
Воспитатель: Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? ( Аленушка). Почему ты грустная?
Аленушка:Как мне не грустить, отец с матерью, на базар уехали, а мне наказывали за братцем Иванушкой присмотреть, а я не послушалась, оставила его одного, а сама играть пошла. Прилетели гуси-лебеди и унесли моего братца. Что делать-не знаю.
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Аленушке? Аленушка, наши ребята хорошие, мы поможем тебе, спасем Иванушку. Ты не плачь, расскажи нам, сколько было гусей-лебедей?
Загадка:
Два гуся летели над нами, два других за облаками,
Один впереди всех летел. Сколько было всего гусей?
(дети пересчитывают гусей на картинке и находят соответствующую цифру).
Воспитатель: Аленушка, жди нас, мы идем искать гусей - лебедей. Дети, скажите, кто в этой сказке встречается в самом начале?
Загадка:
Бабушка седа - бела, зимой каждому мила.
Из трубы летят колечки - это дым из нашей… (Печки).
ФИЗМИНУТКА:
Чтобы к печке нам пройти, надо лужи обойти.
Друг за другом все шагайте, в лужицы не наступайте.
Воспитатель: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка:Достаньте мои пирожки из печи, тогда скажу.
Игра с блоками Дьенеша и кодовыми карточками. Рисунок №1.
Дети раскладывают на 2 тарелки пирожки: в одну - большие, толстые; в другую – большие, тонкие. Определяют признаки оставшихся пирожков вне тарелок – маленькие.
Печка:Молодцы, ребята справились с заданием. Возьмите с собой маленькие пирожки, дорога у вас дальняя, гуси-лебеди полетели дальше в лес. Идите по тропинке, она доведет вас до места.
ФИЗМИНУТКА:
Узкая тропинка ведет нас прямо в лес.
Идем по ней мы дружно, там полон лес чудес.
По тропинке шли, шли и в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали, очень сильно мы устали
И наконец, яблоню увидали.
Воспитатель: Ребята, сядем возле яблоньки отдохнем. Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели.
Игра «Сорви яблоки». Рисунок №2.
Яблонька: Помогите сорвать мои яблочки, тогда скажу.
Сначала снимите маленькие зелёные яблоки. Сколько их? Где они росли на яблоне? (на верху, на верхних веточках)
Аналогично ребята срывают остальные яблоки, пересчитывают и определяют, на каких веточках они росли.
Яблонька:Молодцы ребята, хорошо с заданием справились. Гуси-лебеди полетели к речке.
ФИЗМИНУТКА:
К речке мы пойдем на носках, а затем на пятках.
Мы идем как все ребята раз-два, раз – два,
А потом, как мишка косолапый.
Воспитатель: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка:У меня много друзей ручейков, постройте, пожалуйста, мостики через ручейки, тогда скажу.
Игра « Построй мостик» из палочек Кюизенера. Рисунок №3.
Воспитатель: Ребята ручейки бывают по ширине какие? Широкие, узкие. Мостик нужно построить из 5 бревнышек. На столе карточка с цифрой 5. Каждый ребенок выбирает синюю полоску, для которой он подбирает «бревнышки» в соответствии с шириной полоски.
Воспитатель: Ребята, какого цвета у вас мостики? Как вы думаете, у кого мостик длиннее у Алины или Полины? Как узнать? Давайте сравним. (Дети проверяют способом приложения). Почему Алина строила мостик из длинных бревнышек? Потому что у нее ручей шире.
Речка: Молодцы, ребята красивые мостики построили. Гуси-лебеди полетели к Бабе-Яге в лесную чащу.
ФИЗМИНУТКА:
Чтобы к Бабе – Яге нам дойти, надо речку перейти.
Ноги выше поднимайте и по брёвнышкам шагайте.
( Педагог с детьми переходят по мостику через речку)
Воспитатель: Зашли мы в самую чащу, а вот и избушка на курьих ножках. Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом (избушка поворачивается, выходит Баба-Яга).
Воспитатель: Здравствуй, Баба-Яга.
Баба - Яга: Здравствуйте. Чего вам надобно?
Воспитатель: Мы ищем братца Иванушку, отдай его нам, пожалуйста!
Баба - Яга: Нет, не отдам, я сегодня сердитая, потеряла варежку, а найти не могу.
Воспитатель: Баба - Яга, не сердись, мы тебе найдем варежку.
Игра « Найди пару». Рисунок №4.
На столе 5 рукавиц с разными узорами из геометрических фигур, дети подбирают варежку для Бабы-Яги с нужным узором, объясняют свой выбор.
Баба - Яга: Спасибо, ребята, я без вас не нашла бы варежку. Так и быть отдам вам Иванушку, но вы должны отгадать, в каком мешке он спрятан?
Игра « Что в мешке?». Рисунок №5.
Мешки оформлены в виде контурных изображений, напоминающие разные предметы. Дети высказывают свои предположения о том, что находится в мешках, находят мешочек в виде человечка, на обратной стороне прикреплена фигурка Иванушки. Ребята благодарят Бабу-Ягу и угощают её пирожками.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Пора нам отправляться в обратный путь, в деревню.
Ребята рассказывают Аленушке, как они спасли братца Иванушку, с кем встречались, что делали. Какое задание им больше всего понравилось выполнять?
Воспитатель: Аленушка, мы возвращаемся в детский сад. До свидания, береги братца. (Звучит музыка, дети через ворота выходят из страны сказок).
Тише, тише - тишина, в садик нам идти пора,
Ветерком прохладным веет, в сказку мы закрыли двери!