Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.
Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.
Воспитание ученика в семье и воспитание в школе - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей участниками педагогического процесса.
Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы. К индивидуальным формам относятся анкетирования, посещение ребёнка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов и встреч. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.
Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с родителями. Тесное сотрудничество классного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.»
Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.
Назарова Ольга Ивановна
ГУ «Иртышская СОШ №4», учитель начальных классов
высшая категория
Павлодарская область
Воспитание ученика в семье и воспитание в школе – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы. К индивидуальным формам относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов и встреч. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с родителями. Тесное сотрудничество классного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованного воспитанного воздействия на учащихся.
Основные направления сотрудничества:
Классный руководитель и учитель-предметник должны хоть иногда давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей.
Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках.
Совместная работа учителя и родителей.
Основные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальной школы:
Посещение семьи школьника:
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
При посещении семьи классный руководитель знакомится с условиями жизни ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи, он получает представление о его характере, интересах … Вместе с тем классный руководитель даёт родителям педагогические советы об организации домашних занятий, о режиме дня, о соблюдении правил личной гигиены … Он информирует родителей об успеваемости и дисциплине ученика, о его работе и общественно полезном труде. Для того, чтобы беседа с родителями была конкретной и содержательной, полезно перед посещением семьи побеседовать с учителями, собрать сведения об успеваемости и поведении ученика.
Приглашение родителей в школу:
Во время индивидуальных бесед педагог выясняет условия жизни и работы школьников, обсуждает конкретные случаи их поведения, намечает пути устранения недостатков в учебной деятельности.
Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину. Иногда классному руководителю надо договариваться об организации внеклассного мероприятия, о вовлечении его в какую-либо полезную работу … Не следует вызывать родителей лишь для жалоб. В некоторых школах регулярно проводят дни открытых дверей или родительские дни. В эти дни родители могут прийти в школу и побеседовать об успеваемости и поведении детей.
Переписка с родителями учащихся:
Для переписки с родителями используется ученический дневник. Классные руководители делают в нём краткие записи об отношении ученика к учебным и общественным обязанностям, о нарушении дисциплины и порядка.
4. Классные родительские собрания:
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
Они должны расширять, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.На собрании классный руководитель знакомит родителей с задачами и составлением учебно-воспитательной работы в классе. На них обсуждают наиболее важные вопросы воспитания детей в школе и семье.
5. Беседы и лекции для родителей:
Родителям учащихся 1-4 классов важно рассказать об организации домашних занятий, о режиме дня, о вовлечении детей в работу и самообслуживании, о необходимости изменения подхода к детям, о расширении познавательных интересов школьников. Перед родителями следует поставить вопросы о рациональной организации умственного и физического труда, о развитии у них интереса к общественной работе, о выборе профессии. Беседы и лекции достигают своей цели при условии, если они проводятся регулярно и по определённой программе.
6.Консультации. Вечера вопросов и ответов:
Консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
особенности здоровья ребёнка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Во время консультации родители беседуют с опытным педагогом по любому вопросу. Вопросы обычно задают в письменном виде заранее. Для ответов привлекают не только специалистов по педагогике, но и психологов, медиков, юристов, инспекторов детских комнат милиции и т. д.
7.Конференции по обмену опыта воспитания:
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.Конференции позволяют вовлечь в активное обсуждение большое число родителей. Родители могут здесь обменяться опытом воспитания детей одного и того же возраста.
8.Лектории и университеты для родителей:
Чтение лекций на педагогические темы, о международном положении, о литературе и искусстве, о психологии, детской гигиене…
9.Знакомство родителей с педагогической литературой:
Можно рекомендовать родителям прослушать передачи по радио и телевидению, посвящённые вопросам воспитания детей в семье, а также посмотреть кинофильмы и спектакли на педагогические темы. Пропаганда педагогических знаний охватывает не только родителей, а всё взрослое население.
10. Работа с активом родителей:
Некоторые из родителей оказывают помощь в организации внеклассной работы с учащимися. Родители-активисты берут шефство над учениками, за которыми нет контроля. Активному участию родителей в воспитательной работе школы содействует родительский комитет. Это постоянно действующий орган родительской общественности. Родительский комитет работает по согласованному плану с классным руководителем. Члены комитета знакомятся с условиями жизни и воспитания детей, помогают в осуществлении Закона о всеобуче. Опираясь на актив родителей, классные руководители ведут воспитательную работу с семьями, которые нуждаются в педагогической помощи. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей.
11. Современные информационные технологии.
ИКТ можно использовать как в организации рассмотренных выше мероприятий ,так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. Организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.
Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
И учитель, и родители должны понимать, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.