kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация родителей «Развитие познавательной и эмоциональной сфер гиперактивных детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - консультация родителей гиперактивных детей

Просмотр содержимого документа
«Консультация родителей «Развитие познавательной и эмоциональной сфер гиперактивных детей»»

Консультация родителей

«Развитие познавательной и эмоциональной сфер гиперактивных детей»

Причина обращения: проблема развития познавательной и эмоциональной сфер гиперактивных детей

Цель консультации

Оказание психологической помощи родителям (законным представителям) в развитии познавательной активности младших школьников

Задачи консультации

  1. Ознакомление родителей с психологическими играми, направленными на развитие познавательной и эмоциональной сфер гиперактивного ребенка;

  2. ознакомление родителей (законных представителей) с психологическими рекомендациями, направленными на развитие познавательной и эмоциональной сфер гиперактивного ребенка.

Содержание консультации

  1. Игры

  1. Что делать, если ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Ребенку предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2 — 3 положительных качества ребенка), но, например, писать совсем не хочешь. Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы с бабушкой (или я одна) будем рисовать солнышки, когда ты что-то сделаешь. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Ребенку не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: катание на горке, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого. 

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка. 

Вместо солнышек можно использовать и другой рисунок, например, звездочку, цветок и т.п.

2.Мама, ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.  (можно играть в такую игру, если Медея не хочет идти спать).

  1. Вариант для борьбы с ленью: гладить ребенка, «собирая лень», а затем выбрасывать ее, прогоняя прочь.

4. Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

5.

Изготавливается карточка в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить его каждое достижение (например, разрешить немного дольше погулять (за помощь маме, кататься на горке (за письмо или приготовление уроков и др.).

  1. Рекомендации

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет обижать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.


При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

*В своих отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
*Избегайте повторения слов “нет” и “нельзя”.
*Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
*Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. 
*Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 
*Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, выбор заданий зависит от возраста ребенка, его интересов). 
*Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. 
*Избегайте мест и ситуаций большого скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
*Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 
*Давайте ребенку больше возможностей расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия. 
Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.

Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.


Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать!

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

  • проводите досуг всей семьей;

  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей;

  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
    Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;



  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;



  • постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

  • не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

  • чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

— внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Помните, что гладить ребенка, обнимать его, целовать является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения.

Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547465

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства