Просмотр содержимого документа
«конспекты по элементарному математическому представлению»
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе: «Приключения в сказочной стране Математике»
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе: «Приключения в сказочной стране Математике»
Программное содержание
Образовательные задачи:
Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
Закрепить умение сравнивать предметы по величине: высокий-низкий, длинный-короткий;
Учить сравнивать предметы по количеству: один-много-мало;
Учить детей строить по образцу;
Развивающие задачи:
Развивать восприятие и воображение детей;
Развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания;
Развивать словарный запас детей: мост, противоположности, куб, параллелепипед, призма, сфера.
Развивать детское воображение при создании узоров и фигур из геометрических фигур.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и интерес к математике, и конструированию.
Воспитывать у детей аккуратность при соединении деталей.
Предварительная работа:
Игры с геометрической мозаикой;
Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений;
Конструирование детьми в свободное время.
Оборудование к занятию:
Для воспитателя: фланелеграф, би-ба-бо Сова, замок, королева Алгебра, письмо от королевы, жители страны: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, изображение геометрических фигур для фланелеграфа, ёлочки разного размера 3 шт., дорожка короткая, дорожка длинная, куб, параллелепипед, сфера, призма, указательный камень, геометрическая мозайка, магнитофон.
Для детей: индивидуальный фланелеграф, набор геометрических фигур для работы на фланелеграфе.
Ход занятия
Вступительная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь по своим местам. Сегодня у нас будет необычное занятие, а путешествие по стране Математике. Мы узнаем много нового и интересного!
Звучит музыка: Рихард Вагнер «Полет валькирий», появляется Сова.
Сова: Я принесла вам письмо от королевы Алгебры.
В. : Действительно письмо, ребята, прочитаем?
Дети: Да.
В. : “Здравствуйте, дорогие ребята! На мою страну Математику напал злой волшебник Картаус. Теперь все жители страны потеряли объем и забыли как их зовут. А меня Картаус заточил в замок и я не могу им помочь! Ребята, помогите, спасите страну Математику! P.S. Сова вам поможет”
Дети, поможем королеве Математике?
Д. : Да.
С. : Вы готовы отправиться в сказочное приключение?
Д. : Да.
С. : Тогда вокруг себя вы обернитесь и в сказке очутитесь!
Основная часть
Выставляется фланелеграф. На фланелеграфе: две дорожки (короткая и длинная, ёлочки (высокая, средняя, низкая, за высокой ёлочкой указательный камень.
В. : Совушка, с чего же нам начать наш путь?
С. : Нужно найти указательный камень, Картаус спрятал его за высокой ёлкой.
В. : Дети, посмотрите, здесь три ёлочки, какая из них самая высокая?
Д. : Показывают самую высокую ёлку.
В. : Молодцы, Коля, посмотри, есть ли за этой ёлочкой указательный камень?
Ребенок снимает с фланелеграфа высокую ёлочку, под ней указательный камень.
Д. : Да, есть.
В. : На нём написано: “По короткой дороге пойдешь - всё что знал забудешь! По длинной дороге пойдешь - знания найдешь, королеву спасёшь! ” Дети, по какой дороге нам надо идти?
Д. : По длинной.
В. : А какого цвета длинная дорога?
Д. : Жёлтая.
В. : Умнички, идем по желтой дороге (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). На дороге большой паук.
Злой большой паук преграждает нам путь! (Появляется треугольник).
Треугольник: Здравствуйте, дети. Я знаю как прогнать паука, а как меня зовут забыл, помогите мне. Скажите, как меня зовут, а я помогу вам.
Д. : Треугольник.
Т. : Точно, треугольник! Спасибо ребятки! Этот паук боится бабочек, только бабочек должно быть много. Вот, возьмите, это мои братья - треугольнички они вам пригодятся.
В. : Спасибо. Ребята, давайте попробуем сделать бабочек из треугольников. Смотрите, два больших треугольника положим вот так (острыми вершинами вниз (показ, два маленьких, вот так (показ (острыми вершинами к большим треугольникам, получилась бабочка!
Сколько у нас сейчас бабочек?
Д. : одна.
В. : Это много?
Д. : Нет, мало.
В. : Сейчас вы все по очереди будете выходить и делать бабочек. Звучит музыка “Вальс бабочек”
Бабочки сделаны, паук убегает.
В. : Дорога свободна! (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). Идём дальше. Ой, смотрите, вся дорога перекрыта ежами! Как же нам пройти, они такие колючие! (Появляется квадрат) .
К. : Здравствуйте, друзья! Помогите мне вспомнить как меня зовут, а я помогу вам освободить дорогу от ёжиков.
Д. : Квадрат.
К. : Ура! Я теперь знаю как меня зовут. Злой волшебник Картаус сломал все домики ежей и им нужно построить их заново. А мой друг, треугольник, вам поможет.
В. : Ребята, вспомните, как мы строили с вами домики. У нас есть квадрат и треугольник. Постройте каждый свой домик.
Дети на своих фланелеграфах строят домики из квадрата и треугольника.
В. : Кто построил домик?
Дети показывают свои домики и в каждый домик поселяется ёжик.
В. : Вот и свободна дорога. Продолжаем наше приключение. Вот и новая преграда - река! Ребята, как нам перебраться через реку?
Д. : Построить мост.
В. : Ну а кто же нам поможет? Появляется прямоугольник.
Пр. : Я могу помочь, только кажете мне, пожалуйста, как меня зовут.
Д. : прямоугольник.
Пр. : Наконец - то я вспомнил, как меня зовут! Давайте вместе построим мост, а мой друг квадрат нам поможет.
Воспитатель вместе с детьми строит мост через реку.
В. : Оказывается мы с вами построили волшебный мост - мост Противоположностей и пока мы по нему переходим реку нужно делать все наоборот.
Физкультминутка
Музыка группы AQUA
В. :Смотрите на меня внимательно и делайте все наоборот.
Я качаю головой - быстро
Дети - медленно
Я говорю - тихо (палец приложить к губам)
Дети - громко (широко открыть рот и закрыть ладонями уши)
Я поднимаю руки - высоко
Дети - низко
Я держу ладони далеко (показать ладони на вытянутых руках)
Дети - близко (ладони держим около тела)
Я ставлю ноги - широко
Дети - узко
У меня шаг - длинный
Дети - короткий
Я присела - низко
Дети прыгнули - высоко
Я - одна (сложить руки около груди ладонями друг к другу)
Детей - много (сделать круг руками)
Мы подошли к замку.
В. : Вот мы и пришли к замку. Как же попасть внутрь?
Появляется круг.
Кр. : Здравствуйте, друзья! Помогите вспомнить как меня зовут.
Д. : Круг.
Кр. : Я знаю как снять злые чары, нужно сложить распавшийся узор, положить всё на свои места.
Д. : Выкладывают узор геометрической мозайкой, звучит музыка Рыбникова из к/ф “Звездный мальчик”.
Заключительная часть
С замка спадают злые чары.
В. : Вот и развеялись злые чары!
Выходит королева Математика.
А. : Спасибо, детки, что освободили меня и мою страну от злого колдовства! Теперь я могу вернуть объем в мою страну.
Взмахивает волшебной палочкой. Квадрат превращается в кубик, круг - в сферу, треугольник - в призму, прямоугольник - параллелепипед.
В. : Ребята, как теперь мы будем называть наших друзей, когда они стали объемными?
Д. : Куб, шар, сфера, кирпичик, призма.
А. : Спасибо, вам, теперь я верну вас обратно в группу, где вас ждет сладкая награда.
Глазки ручками закрой,
Повернись, повернись,
В группе снова очутись!
В. : Вот наше приключение и подошло к концу. Мы с вами вспомнили всё что узнали в этом году и получили новые знания об объеме фигур. Вы все были молодцы! Награда ждет своих героев!
Литература
Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Парамоновой Л. А.
Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей младшей группы детского сада / Султанова М. Н.
Занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры» 2 младшая группа
- раздаточный: коврики с заплатками; круги, квадраты, треугольники.
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.
2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.
Итак, слушайте первую загадку:
- Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети: Круг.
Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?
Дети: Круглые.
Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?
Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети: Человечек – желтый.
Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы) .
Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки
- Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель: А что похоже на треугольник?
Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель:
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети: Человек похож на квадрат.
Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?
Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети: книжка, окно, кубик.
Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети: Синего.
Воспитатель: Я думаю, что Ласке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем.
3 часть. Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Воспитатель: У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке - залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»
Воспитатель: с этим заданием справились, молодцы.
4 часть. Практическая
Воспитатель: Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?
Дети: Конура.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте из геометрических фигур и построим конуру для щенят. Воспитатель: - Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры. Давайте с вами еще раз их назовем.
Дети: круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: - Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?
Дети: Из квадрата.
Воспитатель: А из какой крышу будки?
Дети: Из треугольника.
Воспитатель: Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.
- Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания! »
- Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?
Дети: О круге, квадрате и треугольнике
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.
Примеры работ детей:
Конспект НОД для детей второй младшей группы (образовательная область «Познание») Тема: «Ночь». «Круг».
Программное содержание:
• Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;
• учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации;
• понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
• Познакомить с частью суток - ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;
• Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры - круг; упражнять в рисовании предметов округлой формы.
• Развивать ориентировку во времени (части суток). Развивать мышление, сообразительность, внимание, память.
Материал к занятию: картинки с изображением гриба, елки, девочки; корзинка, солнце, зайка, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия
I часть: Воспитатель загадывает детям загадки.
Стоит Антошка
На одной ножке,
Его ищут,
А он не откликается
(Гриб)
Зимой и летом
Одним цветом
(Елка)
Дать задание детям найти отгадки на рисунке и обвести их.
Спросить детей, каких предметов на картинке много, а каких по одному (гриб, елка, девочка, корзинка, солнце, зайка - по одному, много - цветов, птичек) .
II часть: Игра «Когда это бывает»
Прочитать детям стихотворение:
Спят медведи и слоны,
И лиса, и ежик,
Все вокруг спать должны,
Наши дети – тоже.
«Все спят» А. Барто
Жучка тявкнула во сне,
Хвостиком вильнула.
Костик, серенький коток
Спит у ножки стула.
В мягком кресле у окна
Бабушка уснула.
Мишка тоже стал зевать
Не пора ли Мишке спать.
• Спросить детей, когда все спят? /ночью/.
III часть: Физкультминутка (для глаз) - предложить детям посмотреть на точку наклеенную на окне, а затем вдаль (несколько раз) .
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, (дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз - два, раз - два,
По камешкам, по камешкам (прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам
В яму - бух! (приседают на корточки)
IV часть: игра «Что бывает круглым»
Предложить детям назвать предметы, похожие на круг (солнце, вишенки,
колеса у машины) .
Внести в группу Медведя - игрушку.
Закрепить какие еще части суток знают дети.
Сказать детям, что мишка хочет нарисовать предметы круглой формы, но не знает какие. Попросить детей помочь Мишке нарисовать предметы круглой формы, кто какие хочет. Воспитатель предлагает подарить Мишке рисунки.