Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическое королевство».
Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическое королевство».
Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Образовательные область: «Познание»
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическое королевство».»
Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Образовательные область: «Познание»
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Цель: продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой ;закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5; формировать умение составлять фигуры из блоков Дьенеша, распознавать условные обозначения. Развивать умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развивать внимание, творческого воображения, умение делать логические выводы. Развитие пространственного воображения, смекалки. Воспитывать интерес к блокам Дьенеша.
Методы и приемы: наглядные (показ, и др.), словесные (беседа, вопросы-ответы, худ. слово, музыкальная физкультминутка, поощрение ,анализ занятия.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»;
Материалы и оборудование: магнитная доска. письмо", иллюстрация ворот в математическое королевство, иллюстрация Математического
блоки Дьенеша, два обруча разного цвета, логические задачи.
Задание на логику на каждого ребёнка, ковёр- самолет.
Мотивационно – побудительный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Ребята приветствуют гостей.
Круг радости: "Доброе утро"
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
-А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
-Молодцы!
Организационно – поисковый этап:
Раздается стук .Почтальон приносит письмо.
Почтальон: Ребята, здравствуйте я вам принес письмо, которое адресовано детям старшей группы №8 «Звёздочка», детского сада №26 "Уміт"!
Воспитатель:Давайте откроем его и посмотрим, что внутри!
Воспитатель: А как вы думаете, от кого оно?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте прочитаем его и нам всё станет ясно.
Письмо: "ДОРОГИЕ РЕБЯТА, В МАТЕМАТИЧЕСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ, СЛУЧИЛАСЬ БЕДА! ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЗАКОЛДОВАЛ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ КОРОЛЕВСТВА-ВСЕ ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ В ЧИСЛОВОМ РЯДУ,А ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ЗАБЫЛИ СВОИ ИМЕНА. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
ЖИТЕЛИ КОРОЛЕВСТВА.
Воспитатель: Как вы думаете, а на чем можно отправиться в путешествие?
(ответы детей- самолёте, поезде, на автобусе)
- Ребята, мы отправляемся в путешествие! Давайте все произнесем радостно «Ура! отправляемся путешествовать в математическую страну.
Воспитатель: А в математическую страну мы попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте».
(Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур.)
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.
(На подносе лежат геометрические фигуры.
Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
Воспитатель: Назовите те фигуры, которые вам понадобились?
Ответы детей геометрические фигуры ( треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
Воспитатель: Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:
-Поможем?
-А отправимся мы на ковре- самолете.
-А для этого нам нужно сказать волшебные слова.
-Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся!
Глазки закроем,скажем: "Ах!"
И окажемся в гостях.
Открываем глазки!
Под музыку «летит ковер самолет» отправляются в путешествие
в математическую страну
Воспитатель: -Посмотрите, вот ворота в королевство, но злой волшебник повесил огромный замок на ворота!
Чтобы его открыть, нам надо выполнить задание.
Но, посмотрите, здесь висит замок, как же нам открыть ворота?
Дети: Нам нужно открыть замок.
Воспитатель: «Сколько здесь ключей?»
Дети: «3».
Воспитатель: «Замок откроется, если мы угадаем, какая из трёх фигура лишняя, это и будет правильный ключ».
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Дети: На замке мы видим два треугольника, 1 квадрат,
Воспитатель: Скажите ,а есть ли здесь одинаковые фигуры?
Дети: Здесь два треугольника и 1 квадрата.
Воспитатель: «Как вы думаете, какая фигура лишняя?»
Дети: «квадрат».
Воспитатель: Почему вы так решили?
(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что лишняя фигура — это «треугольник», так как все другие фигуры - «квадраты»).
(- Молодцы, ребята мы сумели открыть замок.
Воспитатель: Замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, где нас ждут ещё испытания.
-А вот и первое задание
ЗАДАНИЕ №1 приношу «Чудесный мешочек»:
Принесла я вам загадки – вы же умные ребятки?
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его.. (Квадрат)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (Треугольник)
Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали. Но нам нужно отправляться дальше.
Под музыку «летит ковер самолет» отправляются по математической стране.
Воспитатель: Ребята, мы с вами прибыли на цветочную поляну, но она не обычная цветочная поляна, цветы на поляне из геометрических фигур.
Воспитатель: -А сейчас поиграем в игру «Цветочная поляна»
(блоки Дьенеша).
Дети рассматривают фигуры и отвечают. Сейчас мы с вами будем вы раскладывать на ковре два обруча разного цвета. Внутри синего обруча необходимо собрать синие цветы (фигуры). А внутри красного – все круглые. Тогда на пересечении двух обручей поселятся фигуры, обладающие общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).
Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки
Самостоятельная работа детей.
-ЧТОБЫ ПРИСТУПИТЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ ИСПЫТАНИЮ, НАМ НАДО ПРИСЕСТЬ ЗА СТОЛЫ.
ЗАДАНИЕ№2 « Игра «Соедини правильно».
Воспитатель: Злой волшебник заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались!
- Даю задание детям соединить линией предметы с цифрой.
- Какие предметы соединили с цифрой 2?
- Какие предметы соединили с цифрой 4?
-Какие предметы соединили с цифрой 1?
-Какие предметы соединили с цифрой 3?
-Какие предметы соединили с цифрой 5?
Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки
Самостоятельная работа детей.
-Молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Но нам нужно отправляться дальше.
Воспитатель: « Физкультминутка»
Игра «Найди цифру»
На полу лежат обручи на небольшом расстоянии друг от друга, в них разложены цифры. В коробке лежат палочки разных цветов.
Дети бегают под музыку. Как только музыка остановится, они берут по одной палочке и встают возле той цифры, которая соответствует цвету цифрами крышками. Возле каждой цифры стоят дети с крышками одного цвета. Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему?
Игра повторяется 3 раза, каждый раз дети меняются цифрами крышками
Под музыку «летит ковер самолет» отправляются в путешествие в сказку.
Воспитатель: Ребята, нас ждёт новое задание.
Задание № 3 - «Вопросы и ответы»
1)Какое сейчас время года? (зима)
3)назови дни недели?
сколько дней в неделе?
4)Сколько глаз у светофора?
5)Сколько солнышко на небе?
6)Сколько пальцев на одной руке?
7)Завтракаем утром, а ужинаем …
8)Солнце светит днем, а луна ….
9)Спим мы ночью, а делаем зарядку…
ЗАДАНИЕ №4. «Сказочная мастерская»
На столе лежат картинки животных, Ребята, а, сейчас самое интересное задание мы с вами выложим из блоков Дьенеша животных их геометрических фигур. Высыпаю из мешочка блоки Дьенеша
.-Что это?
-Дети: Это фигуры! ---Воспитатель: Правильно, это фигуры! Ребята, они одинаковые? Нет!
Дети рассматривают фигуры и отвечают.
Предлагаю детям сесть за столы.
- Ребята, у меня есть карточки-схемы (изображение мишки и собачки на одной карточке. Воспитатель показываю детям карточки-схемы.
Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки
«Приходи сказка».
Педагог помогает ребенку справиться с заданием.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, все испытания прошли, злые чары сняты!
А нам пора возвращаться в детский сад ,а для этого нам нужно пройти на наш ковер-самолет и произнести волшебные слова:
Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся!
Глазки закроем, скажем: "Пока!"
В садик возвращаться нам пора!
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду.
Воспитатель: Мы прошли все испытания, навели порядок в математическом королевстве. Жители математического королевства нам очень благодарны за помощь. А с помощью каких испытаний мы помогли математическому королевству? мы сравнивали фигуры по цвету, величине и форме,
Помогали каждой цифре встать на своё место, правильно назвали дни недели.
Воспитатель: Жители математического королевства благодарят нас за оказанную помощь, и оставили вот этот сундучок со сладостями. Угощайтесь! Всем спасибо!
Тема: «Путешествие в Солнечную страну».
Проблема: «Поможем спасти солнце».
Игровая мотивация: «Оказать помощь жителям Солнечной страны, попавшим в беду».
Цель:1. Повторить название геометрических фигур, величины и цвета предметов.
2. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру.
1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.
Развивающая среда: логические блоки Дьенеша (объёмные), письма (сделанные в виде разных геометрических фигур), цветы, макет замка и улья, карточки с изображение медвежат, солнце, туча, солнечные зайчики, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Ход занятия.
1. Моделирование игровой ситуации.
- Ребята, я вижу, вы красивые и нарядные, скажите, а настроение у вас сегодня хорошее?
- Я знаю ребят, которые живут в сказочной стране, у них тоже всегда хорошее, весёлое настроение. И они нам написали письмо. Но сегодня в наш детской сад пришло так много писем, что какое из этих писем для нашей группы, я не знаю. Но у нас есть подсказка, которая поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (показываю детям карточку подсказку к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник, синего цвета, большой по размеру).
Подсказка:
(прямоугольник, синего цвета, большого размера).
- И так давайте проговорим, как должно выглядеть наше письмо?
( Прямоугольник, большой, синий).
- А теперь давайте подойдём к столу и найдём наше письмо.
-Почему вы считаете, что это письмо для нас. Объясните свой выбор.
(Наше письмо выглядит как, большой прямоугольник синего цвета. А у нас на столе такой лежит один, значит это наше письмо.)
- Молодцы, ребята, нашли письмо. Давайте я его прочитаю.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители сказочной Солнечной страны. Живут здесь веселые, трудолюбивые ребята. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. Есть у нас в Солнечной стране чудеса. Первое чудо – это солнце, которое появляется на небе после каждого доброго дела, доброго слова. Второе – это солнечные зайчики. Они появляются у ребят, когда те делают что-то хорошее, правильно отвечают, отгадывают загадки».
2. Введение в проблему.
Но случилась в Солнечной стране беда: погасло чудо-солнце. Не стало его, злая, сердитая туча спрятала солнце и не выпускает. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать «Не плачьте. Мы напишем письмо ребятам в детский сад, и они нам помогут спасти солнце».
- Ребята, мальчики и девочки из сказочной страны просят нас о помощи? Как вы думаете, сможем ли мы им помочь спасти солнце? (Сможем).
- А как мы сможем это сделать? (Нам нужно найти тучку и сделать для неё что-то хорошее, чем-то порадовать её, чтобы она захотела вернуть солнце в солнечный город).
- Ребята, но для этого нам нужно оказаться в Солнечной стране, у нас есть волшебная музыка, которой поможет оказаться нам в сказочной Солнечной стране. (Звучит музыка, дети кружатся и оказываются у ворот сказочной страны).
3. Поэтапное решение проблемы.
«Ворота с замком»
- Ребята, вот мы и оказались у ворот Солнечной страны. Но, посмотрите, здесь висит замок, как же нам открыть ворота?
Дети: Нам нужно открыть замок.
Воспитатель: «Сколько здесь ключей?»
Дети: «Три».
Воспитатель: «Замок откроется, если мы угадаем, какая из трёх фигура лишняя, это и будет правильный ключ». (Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что лишняя фигура это «треугольник», так как все другие фигуры - «квадраты»).
Воспитатель: «Как вы думаете, какая фигура лишняя?»
Дети: «Треугольник».
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: «Потому что, квадратов 2, а треугольник один».
- Молодцы, ребята мы сумели открыть замки. И теперь мы можем двигаться дальше.
«На полянке» (набор блоков, разноцветные цветы, макет улья)
- Ребята, посмотрите, мы с вами вышли на поляну, на которой много цветов. Здесь пчёлы собирают урожай мёда. Но посмотрите, здесь очень много цветов, пчёлы не успевают собрать весь урожай, давайте поможем собрать пчёлам урожай, и может быть, они нам подскажут, где нам искать тучу, которая прячет солнце. Дети собирают урожай мёда (блоки) и несут его в улей.
- Молодцы, мы помогли пчёлам собрать мёд в соты, но посмотрите, как мы всё не аккуратно разбросали.
- Неужели, мы всё так и оставим? (Нет, нам нужно навести порядок в улье.) Как можно разделить блоки, по какому признаку? (по форме)
- Какие формы у нас есть? (Квадраты, треугольники, круги)
- Как мы будем их разбирать? (Квадраты к квадратам, круги к кругам.)
«Угостим медвежат»
Ребята, нам нужно двигаться дальше.
Ребята, вот мы и пришли в лес, посмотрите, как здесь красиво. Давайте с вами немного поиграем.
IV. Физкультминутка
Мы по лесу погуляем,
И немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А теперь все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно все похлопаем,
А потом потопаем.
Хорошо мы поиграли?
И ни сколько не устали.
- Посмотрите как здесь много медвежат. Ребята, все медвежата любят сладкое, давайте угостим их сладким вкусным печеньем (использование блоков). У вас по два медвежонка. Угостите одного медвежонка печеньем одного цвета, но разной формы, а другого медвежонка угостим печеньем одной формы, но разного цвета.
- Каким печеньем вы угостили первого медвежонка? (Разным по форме, но одинаковым по цвету)
- Каким печеньем вы угостили второго медвежонка? (Одинаковым по форме, но разным по цвету)
Ребята, за нашу доброту Медвежата нас благодарят и подсказали мне, что туча прячет солнце за лесом, поэтому нам с вами нужно идти дальше.
«Нарисуем весёлый дождь».
- А вот мы и нашли тучу. Посмотрите на неё, скажите какая она? (Сердитая, злая, хмурая).
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы тучка стала доброй, и захотела освободить солнышко? (Можем сделать для нее что-то хорошее, спеть песню, рассказать стишок).
- Давайте, мы нарисуем весёлый разноцветный дождь, может быть, тучка порадуется и отпустит наше солнышко. Давайте сначала разомнём наши пальчики и покажем, как стучит дождь.
- А теперь выберите любой цвет, какой вам нравится и нарисуйте разноцветные капельки для туч (Дети рисуют дождь ватными палочками).
- Ребята, посмотрите, туча от нашего дождя стала весёлой, лёгкой, доброй и решила отпустить солнце. Теперь в Солнечную страну снова вернутся чудеса!
5. Итог.
- Ребята, смогли мы помочь жителям Солнечной страны?
- Как мы это сделали? (Мы открывали замки, убирали в улье, угощали медвежат, рисовали разноцветный дождик).
- За своё спасение солнце нам всем дарит своих солнечных зайчиков, чтобы вы всегда оставались такими же добрыми, весёлыми и смелыми, (сюрпризный момент - шоколадные медали в виде солнечных зайчиков).
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова покружимся под волшебную музыку и окажемся в детском саду.