Предварительная работа: заучивание пословиц, стихотворений; беседы о российской символике; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративного - прикладного искусства.
Ход занятия:
Я: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
Я: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?
(Ответ детей: Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Я: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем!
Я: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Ответ детей: Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
Я: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь давайте подойдем к карте.
Я: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Я показываю детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Я: Станция называется “Государственная”
Назовите столицу России.
(Ответ детей: Москва.)
Я: А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение:
Москва – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля, Москва – это сердце России, Которое любит тебя
Я: Президентом нашей страны является…?
(Ответ детей: В.В.Путин).
Я: Назовите государственные символы России.
(Ответ детей: Герб, флаг, гимн.)
Я: Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Я: Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение:
Белый цвет – березка, Синий неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет
Я: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
Я: Кто знает стихотворение про герб?
Стихотворение:
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Я: А что же такое гимн?
(Ответ детей: Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
Я: правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. Гимн России слушается стоя.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Я: Мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Станция называется “Природная”
Я. Наша природа богата лесами. На севере нашей страны находятся тундра и тайга. В тундре очень короткое лето. Почти всегда лежит снег. Деревья низкорослые. Растут очень медленно. (Показ слайда).
Далее южнее от лесотундры находится тайга. Тайга-это полоса диких труднопроходимых лесов.
В наших лесах растет много разных деревьев. Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Показ слайда).
(Ответ детей: Береза, дуб и т.д.)
Я: Но есть дерево, которое является символом России. Отгадайте, что это за дерево?
Загадка:
Стоит Алена-
Платок зеленый.
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза). (Показ слайда).
Воспитатель: Березку милую ,родную издавна считают символом России.
Я: А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали Это – березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад
Я: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.
– А наше путешествие продолжается.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи
Мы приехали на станцию “Историческая”
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.
Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Я демонстрирую детям матрешку.) Следующая загадка.
Эта роспись – просто чудо, Голубая вся посуда. Роспись с синим завитком Манит русским васильком. (Гжель.)
Я: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
Выросла золотая травка на ложке, Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Все игрушки – непростые, А волшебно-расписные Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
Добрый мастер сделал сказку, Оживают звери в сказке, Мишки, зайцы, колотушки – Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Я: Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Золотые ворота”.
Воспитатель: Мы поиграли, но нам надо ехать дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Я: А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”
Русский народ славится еще и русскими народными песнями и танцами.
А мы давайте тоже покажем свой танец.
Исполнение танца "Во поле береза стояла".
Я: Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что такое Родина? Как называется наша Родина? А мы с вами – жители России? Россияне. Какое дерево является символом России? (Береза). Я хочу подарить вам раскраску березки. Пусть с вами всегда будет символ России – нашей Родины. Молодцы, очень хорошо поработали.