kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия: "Звуковая культура речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте прописаы задания для звуковой культуры речи детей 6-7 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: "Звуковая культура речи"»


Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

3. Составлять правильно предложения.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки».

Ход НОД:

Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)

Слово в словаре нашла

И всю фразу поняла.

Ре  -ре - ре – слово ищем в словаре.

Рю – рю - рю- благодарны словарю

                                     (Е.Грищук)

Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.

Игра «Послушай и узнай звук»

Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.

 Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.

Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.

ВоспитательСледующие упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

Ответы детей.

Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.

Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.

 Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.

Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?

Дети. Рычали.

Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.

 Воспитатель. -Послушайте загадку.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(часы)

Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.

Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.

Упражнение «Определи место звука в слове»

Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.

Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.

(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.

Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети. Он состоит из букв.

Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети. Два.

Воспитатель. -Назовите эти два звука.

Ответы детей.

Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т.д.

Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети. Рама, ракушка, ракетка и т.д.

Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много.  Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).

Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физкультминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился,                         Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился,                        перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись,                         Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут.                                 Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют.                        в стороны

Толчок, прыжок,                                 Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись,               Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?

Дети. - Это много слов

Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? -  Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.

Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. - Бабушка.

Дети. - Один

Ребенок. -Ты.

Дети. – Два, и так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!

Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Дети. Да.

Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.

Дети. - Да.

Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?

Ответы детей.

Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получить.

Воспитатель. -Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети. Да.

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

                    (А. Плещеева)




















Возрастная группа  Подготовительная к школе  группа                 

Тема занятия:  «Домик для скворца»

Цель: Создание условий для формирования конструктивных умений дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение использовать фигуры брусковой формы.

  • Продолжать учить выполнять поделку  из бумаги по схеме.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение работать с бумагой.

  • Развивать представления о скворечнике.

  • Развивать наглядно-действенное мышление.

  • Активизировать в речи слова: леток, насест.

  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать  умение оказать помощь.

  • Воспитывать умение аккуратно обращаться с ножницами.

  • Развивать самооценку.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за тем, как развешивают скворечники взрослые;

  • беседа о том, что скворцы полезны, как и многие птицы;

  • чтение рассказов о скворцах.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов: схема последовательности изготовления выкройки скворечника; прямоугольники, разделенные на 20 квадратиков, размер 20х16 см; листы прямоугольной формы 6х8 см. для крыши; черные квадраты для летка; квадраты для насеста; клей, салфетки, ножницы  для каждого ребенка.




Этапы занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Вводная часть

Дети выполняют движения.

Дети медленно поднимают руки вверх.

Медленно опускают.

Делают движение «фонарики».

Хлопают.

 

Их внимание обращается на конверт с письмом.

Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздыня

 

-Вот и к нам весна пришла, солнце в гости привела!

Вот как солнышко встает — Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет — Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеется.

А под солнышком всем весело живется.

- Обрадовались солнышку и весне птички, вернулись к нам из далеких стран.

- Сегодня, когда вы еще не пришли в детский сад, к нам в группу прилетела птичка и в клюве принесла письмо.

- (читаю) Дорогие воспитанники детского сада «Журавушка». К вам обращается стая птиц. Мы прилетели из теплых краев, нас много, а домиков для всех не хватает. Помогите, пожалуйста! Ваши пернатые друзья!

Игра для организации внимания детей, на установления эмоционального контакта.

Проблемная ситуация для мотивированного участия детей на занятии.


- Да, поможем

- Скворечник

- Скворцы

- Можно сделать скворечник из бумаги

- Ну что ребята поможем птицам?

- Как называется домик для птиц?

-А птиц, которые в нем живут называют…?

- Как же можно помочь скворцам?



Дети садятся на свои места.

Стук в дверь. Входит ребенок в шапочке кошки

- Ребенок: Здравствуйте дети! Я слышала, что вы хотите помочь скворцам, сделать домики из бумаги.

- Я тоже хочу помочь и сделала свой скворечник. Но у меня он не получился (показывает плохо сделанный скворечник)

-Воспитатель: Да, кошечка не очень удачный скворечник! Садись с нами на занятие будем делать скворечник вместе.

На доску вывешивается картинка с изображением скворечника.


Основная часть

- Прямоугольник

- Крыша

- Отверстие чтобы птицы залетали

- Чтобы залетать в скворечник

- В него влетают птицы

- Леток, насест

- Отрезать

- Согнуть

- Разрезать

- Какую форму напоминает скворечник?

- Правильно. Прямоугольник.

- Что сверху на скворечнике?

- Правильно, крыша.

- Посмотрите, как выдумаете, что это на скворечнике?

- Круглый  вход, куда залетают птицы называется «леток».

- Как вы думаете почему?

- А вот эта жердочка под летком называется насест. От слова «сесть», так как на него садится птичка.

- Давайте вместе скажем: леток, насест.

- Как устроен скворечник мы с вами разобрали. Теперь переходим к его изготовлению. Все для этого у вас есть на столах.

- Для того, чтобы легче было изготовить скворечник есть схема.

- Вывешиваю схему на доску.

- Если на схеме штрихи нанесены, что нужно делать?

- Если на  схеме пунктирные линии что нужно делать?

- По сплошным линиям, что необходимо делать?

Разбираем схему, вспоминаем, что штрихи нанесены на лишних квадратиках, их нужно отрезать. Затем сгибаем заготовку по пунктирным линиям. Вырезаем леток и приклеиваем его согласно схеме. Далее по двум сплошным линиям делаем надрез,  и складываем заготовку в виде бруска.

Закрепление информации по теме.


Выполняют движения по ходу стихотворения пальчиковой игры.

- Для того чтобы все наши скворечники  получись красивыми, давайте приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

- Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птичка птенчикам расскажет

Где она взяла зерно.

Предупреждается переутомление детей.

Пальчиковая игра «Птичка»

- Сначала отрежем по штрихам. Потом согнем по пунктирным, потом разрежем по двум сплошным линиям.

- Ребята, с чего мы начнем работу?

Напоминаю последовательность работы. Напоминаю, что необходимо приклеить крышу ин насест.

Предлагаются возможные способы реализации намеченной цели – задаются вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

Выполняют движения по ходу стихотворения физкультминутки.

Дети машут руками.

Приседают, руки опускают за спиной.

Маршируют, взмахивают руками.

- Дети, давайте встанем  и отдохнем.

Физкультминутка: «Скворушка»

Скворушки летели,        

Все люди глядели.

Скворушки садились,        

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.        

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Предупреждается переутомление детей.

Физкультминутка

Каждый ребёнок решает сам, как он будет оформлять, и украшать скворечник и работает в своём темпе.

Помогаю, подсказываю, напоминаю, где согнуть, разрезать, как наклеить.

- Кто выполнил работу, поставьте на доску.

Выполняется самостоятельная деятельность детей.

Выполняют движения по ходу стихотворения гимнастики для глаз.

Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

- Ребята, мы много трудились. Наши глаза устали. Давайте отдохнем.

Гимнастика для глаз:

- У воспитателя вырезанный из бумаги скворец и скворечник.

Наш скворец хочет с вашими глазками поиграть. Куда он полетит, туда и ваши глаза смотрят.

- Вылетел скворец из скворечника, полетел и сел справа от скворечника. Потом перелетел и сел слева от скворечника. Взлетел над скворечником и запел весеннюю песенку (покружиться скворцу). Потом пролетел под скворечником. И, сел отдохнуть на скворечник. (Потереть ладошки и закрыть ими глаза).

Молодцы отдохнули наши глазки и поиграли со скворцом.

Предупреждается переутомление детей. Профилактика нарушений зрения.

Заключительная часть

- Да

- Сначала я отрезал по штрихам, потом сложил по пунктирным линиям, разрезал по сплошным. Потом наклеил крышу и леток.

- Ребята, мы смогли помочь птицам?

- Как мы помогли?

- Кто хочет рассказать, как он делал свой скворечник?

(2 ребенка анализируют работу). Можно сравнить свой скворечник со скворечником кошки.

Молодцы ребята! У вас получились разные скворечники.

Творчески используются традиционные способы оценивания, дается оценка деятельности детей, как сопоставление результата с ранее поставленной проблемой.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект занятия: "Звуковая культура речи"

Автор: Грязнова Анастасия Вадимовна

Дата: 24.03.2020

Номер свидетельства: 544063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект занятия «Звуковая культура речи (ж) – (ш)» (средняя группа)"
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_zaniatiia_zvukovaia_kultura_rechi_zh_sh_sredniaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "624447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1675069056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей 4 5 лет (звук Щ, закрепление звука Ч)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_zvukovoi_kulture_rechi_dlia_detei_4_5_let_zvuk_shch_zakrep"
    ["file_id"] => string(6) "565351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607006955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Интегрированное занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи. Звук [П] - [П"]. В гостях у поросенка.» "
    ["seo_title"] => string(113) "intieghrirovannoie-zaniatiie-po-riechievomu-razvitiiu-zvukovaia-kul-tura-riechi-zvuk-p-p-v-ghostiakh-u-porosienka"
    ["file_id"] => string(6) "139518"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417724674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему «Звук «Ч» в гостях у ребят и пап и мама»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_zvukovoi_kulture_rechi_na_temu_zvuk_ch_v_gostiakh_u_rebiat"
    ["file_id"] => string(6) "510250"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557848808"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект занятия по звуковой культуре речи "Муха-Цокотуха""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_zaniatiia_po_zvukovoi_kulture_rechi_mukha_tsokotukha"
    ["file_id"] => string(6) "554618"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1594355537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства