Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе "Звук и буква В"»
Звук и буква «В»
Пока Слыш, Буковка, ежонок и котенок пели разные песенки, по волшебному цветочному радио-колокольчику объявили: «Внимание-внимание, в связи с пролетом над нашим волшебным городом стаи драконов через несколько минут поднимется ураганный ветер. Всем жителям города необходимо зайти в дома, закрыть двери и форточки. Во время пролета драконов по телевидению будет демонстрироваться мультфильм. Просим вас не выходить на улицу, пока не закончится мультик. Спасибо за внимание!»
Ежонок сразу побежал в свою норку, котенок спрятался на чердаке, а Слыш и Буковка забежали в дом и крепко заперли дверь на замок. Буковка включила телевизор-улитку, по которому начинался любимый мультфильм наших друзей. А за окном в это время послышался сильный шум — это драконы, хлопая крыльями и хвостами, пролетали над городом. А потом поднялся сильный ураганный ветер, который сильно завывал: «В-в-в». Гнулись деревья, ломались ветви, скрипели крыши домов.
Друзья сидели друг рядом с другом, и им было не страшно: ведь они были вдвоем, да еще по телевизору показывали их любимый мультфильм. Когда мультфильм закончился, ветер стих. По радио-колокольчику объявили, что можно выходить на улицу,
Слыш и Буковка выбежали во двор — вдалеке, высоко в небе, улетала стая большущих драконов, которые и подняли бурю.
Слыш потренировал губки.
Упражнение для губ. Предложите ребенку потренировать губки вместе со Слышем. Выполните несколько упражнений перед зеркалом. Каждое упражнение делайте по 5—7 раз.
«Сердитый ежик» — поднять верхнюю губу, опустить ее (нижняя губа остается на месте). Затем опустить нижнюю губу, поднять ее (верхняя губа не двигается).
«Оскал» — одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу, подержать «оскал» 5—7 секунд.
А потом Слыш произнес песенку ветра: «в-в-в» (Его нижняя губа прижалась к верхним зубам, они вместе закрыли путь воздуху, не хотели его пропускать. Воздух проходил сквозь них с трудом. Нижняя губа сердилась и гудела.)
Задание «Произнеси звук».Попросите ребенка произнести новый звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу захотелось описать новый звук.
Задание«Опишизвук». Помогите Слышу описать звук [в]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта нижняя губа, которая поднимается к верхним зубам. Далее спросите малыша: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [в]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку. Затем вместе с ребенком определите, может ли этот звук быть мягким или твердым. Произнесите вместе с ребенком звук твердо: [в] (ребенок может помочь себе кулачком — сильно его сжать). Затем произносите этот звук мягко: [в'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
А потом Буковка предложила Слышу послушать имена ее любимых мультипликационных героев и сказать, в чьем имени есть звук [в].
Игра «Естьли в имени сказочного героя звук[в]». Предложите ребенку поиграть вместе с друзьями: называйте имена сказочных героев, выделяя голосом звук [в]. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если в имени встречается звук [в].
потом Буковка написала волшебным карандашом букву «В»:
и прочитала про нее стихотворение:
В букве В, наверно, вата —
Оттого и толстовата.
(А. Шибаев)
Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы напишите большую печатную букву «В», читая ребенку стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «В» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с малышом написать маленькую печатную букву «в».
Задание «Рисунок по клеточкам "Телевизор-улитка"», Предложите ребенку нарисовать телевизор-улитку, по которому друзья смотрели мультфильм во время сильного ветра. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 16).
Задание - «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Следите, чтобы он читал их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: ва, во, ву, вы, вэ, ви.
Слова для чтения: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам.