- формировать соотнесение слов с движением закрепление употребление предлогов (с, на, из-под, в — из)
- развитие ориентировки в пространстве работа над лексической стороной выражений - закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки
Ход занятия:
I. Организационный момент: мозговой штурм ТРИЗ
- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).
- Приметы осени. (утро прохладное, день короче, листья желтеют )
II. Закончи предложение об осени:
- Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.
На смену лету пришла …(осень)
Осенью опадают…(листья)
Дует холодный…(ветер)
Стелиться…(туман)
В лесу растут…(грибы)
Моросит мелкий…(дождик)
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч)
Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края)
- Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
III. «Осенние» слова. - Я назову описание погоды в осенний день, а вы назовете такой день одним словом.
День осенью — осенний.
День, когда весь день льет дождь — дождливый.
Весь день светит солнце — солнечный.
Когда солнышко весь день пряталось за тучами – пасмурный.
Когда весь день дует ветер — ветреный.
- Все верно! Вы отлично справились с заданием!
IV. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Лото осень».
Расскажи. Найди и положи картинку.
V. Игра назови предлоги «Заяц, лягушка и еж».
Во время дождя заяц, лягушка и еж спрятались под зонтом.
Скажите, кто между зайцем и лягушкой? (еж)
Кто слева от ежа?
Кто справа от ежа?
Когда дождь кончится, откуда выбежит заяц? (из-под зонта)
Куда прыгнет заяц (на пенек). С пенька на травку.
Лягушка выпрыгнет, откуда? (из-под зонта).
Запрыгнет куда? (на пенек).
С пенька прыгнет куда? (в лужу).
Лягушка спрыгнет, откуда? (из лужи)
Запомните и скажите откуда выпрыгнет и куда запрыгнет лягушка (из под зонта – на пенек) (в лужу — из лужи)
Ежик выйдет откуда? (из-под зонта)
Заберется куда? (под листок)
Вылезет откуда? ( из –под листа)
Откуда они выбежали, когда дождь кончился? (из-под зонта)
Где сидели еж, заяц, и лягушка, когда моросил дождь? (под зонтом)
Молодцы!
VI. Пословицы про осень.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да а сытна.
- Как вы понимаете значение этих пословиц? (воспитатель разбирает и уточняет значение лексических значений).
VII. «Загадки от осени».
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
Ребята, а скажите, кто знает что такое листопад? (листопад это явление природы когда с деревьев опадают листья)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — … (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад )
VIII. Рассказ «Осень».
- Составьте рассказ по мнемосхеме.
1) Какие изменения в природе.
2) Как меняется жизнь животных с приходом осени.
3) Что делают птицы осенью.
4) Какую одежду люди одевают осенью.
5) Какие дары природы дарит нам осень.
IX. Итог занятия. Из счетных палочек выложить силуэт дерева.
- Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались!