Технологическая карта
Образовательная часть: коммуникация, познание.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Осень - рыжая лиса.
Цель: Составление рассказа по картинке.
Задачи:
ЗКР: упражнять в произношении звуков (ш), (в), отрабатывать дикцию, четкое произношение слов.
СР: учить детей составлять рассказ по содержанию иллюстраций, используя в речи повествовательные предложения,развивать умения слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать и задавать вопросы.
Предварительная работа: чтение стихотворения М. Алимбаева «приметы осени» наблюдение за природой, разучивание стихотворений об осени, загадывание загадок, подвижная игра «шишки, желуди, орехи»
Оборудование и материалы: осенние листочки, письмо с загадкой, картины «времена года».
Словарная работа: осень-художница, золотая осень, погода хмурится, слякоть.
Билингвальный компонент: к?з-осень, ?ырк?йек- сентябрь, ?азан – октябрь, ?араша - ноябрь, ?ызыл- красный, сары - желтый, жасыл – зеленый.
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно побудительный
Организация стихотворением М. Алимбаева «падают листья»
Дождику бы только злиться
Падают листья. Блестят.
На ветки обратно хотят.
Осень. Тоскливо и мокро.
Так и текут день за днем.
Яркая, желтая охра
Светит холодным огнем.
Предлагает взять по листочку.
Билингальный компонент: красный-?ызыл, желтый- сары, зеленый- жасыл.
Игровое упражнение
«сядет тот, у кого листочек.называют по цвету»
Цель: закреплять название цвета на казахском языке. Знакомит со скороговоркой:
Шелест шелестит листвой.
Шопот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
-тише, тише.,-слышно мне.
Слушают,
Рассказывают, что в нем говориться об осени.
Выбирают листочки.
Называют цвет своего листочка на казахском языке и садятся на стульчики.
Повторяют скороговорку.
Организационно поисковый
Сюрпризный момент: получили письмо.
Сообщает, что письмо от кота Матроскина, он сочинил для детей загадку.
Наступают холода,
Часто дует ветер,
Дождик моросит,
Птицы улетают, когда это бывает?
Звуковая гимнастика.
Цель: учить озвучивать по заданию, активизировать звуки (ш), (в).
Игра «скажи наоборот»
Цель: активизировать антонимы.
Показывает картины времен года.
Словарная работа:
Осень-художница, золотая - осень, погода хмурится, слякоть.
Билингвальный компонент: осень- к?з сентябрь –?ырк?йек, октябрь –?азан,
ноябрь –?араша.
Составление описательного рассказапо картине.
С интересом смотрят и слушают. Отгадывают загадку об осени.
Имитируют природные явления, озвучивают как дует ветер «в-в-в», как шуршат листочки под ногами «ш-ш-ш»
Становятся в круг. Педагог называет предложение и передает листок ребенку. Ребенок заканчивает предложение, используя антонимы:
-летом небо светлое, а осенью (темное).
-летом белые облака, а осенью (черные тучи).
-летом жарко, а осенью (холодно).
-лето зеленое, а осень (желтая).
-летом дождь теплый, а осенью (холодный).
-летом сухо, а осенью (сыро).
-летом погода ясная, а осенью (хмурая).
Рассматривают картины по временам года.
Показывают, где изображена осень.
Объясняют свой выбор.
Вникают в смысл слов и выражений. Осень-художница, золотая –осень, погода хмурится, слякоть.
Знакомятся с названием осенних месяцев на казахском языке: осень- к?з, сентябрь- ?ырк?йек, октябрь- ?азан, ноябрь= ?араша.
Составляют рассказ по картине: наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и опадать. Птицы улетают в теплые края, становится холодно.
Рефлексивно корригирующий
Предлагает поделиться впечатлениями о занятии.
Обрывает осенние листочки.
Рассказывают,что понравилось, что было интересно выполнять. Выполняют танцевальные движения с листочками под музыку.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: составляют рассказы по содержанию картины.
Понимают: причинно-следственные связи осеннего времени года.
Применяют: знания из наблюдений в беседе.