Просмотр содержимого документа
«Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе звук «Э», звук «Ы».»
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе звук «Э», звук «Ы».
Гласные звуки
Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.
Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Я: Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…
Дети: Алина, Алеша…
Саша, Света…
Таня... и т. д.
II. Беседа по пройденному материалу.
– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)
– Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)
из предложений? ( текст)
III. Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы занятия.
Я: Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите, как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.
2. Уточнение артикуляции гласных звуков.
а)Я: Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?
Звук А: горлышко гудит(проверяем ,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
Звук О: горлышко гудит (проверяем ,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно пет , тянуть, его легко говорить.
Звук У: горлышко гудит(проверяем ,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.
Звук Ы : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь , тянуть, его легко говорить.
Звук И : горлышко гудит(проверяем ,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..
– Как называются эти звуки? (гласные)
б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.
А – О – У – Ы – И.
– Как вы догадались?
Звук А: воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.
Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает
большой круг.
Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.
Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма
напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик).
Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.
Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма
напоминает маленький круг.
Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.
Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма
напоминает нижнюю половинку круга.
Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.
Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма
напоминает горизонтальную полоску.
Физкультминутка
Медвежонок – топ-топ,
А ежонок – хлоп-хлоп,
А волчонок – щелк-щелк,
А зайчонок - скок-скок,
А лисенок – шмыг-шмыг,
А бельчонок – прыг-прыг.
(имитация движений)
3. Определение начального и конечного гласного звука.