Индивидуальная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная программа для ребенка с задержкой психического развития
Данная программа содержит психолого - педагогическую характеристику ребенка с ЗПР. Планирование работы с ребенком и ожидаемые результаты. Программа написана в соответствии с современными требованиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа для ребенка с задержкой психического развития»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75»
ПРОГРАММА
индивидуального сопровождения
дошкольника с ЗПР
Составила:
Учитель- логопед: Л.И.Обиходова
Березники, 2017 год
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Условия проектирования и реализации индивидуальной программы сопровождения
3. Содержание коррекционно – развивающей работы
4. Рекомендации специалистам
5. Планируемые результаты
6. Список литературы
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014); Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012.; Уставом Учреждения, Требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Уровень психического развития ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.
На фоне инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи обеспечения гарантий получения специальной психолого педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:
– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности и обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.
Наше учреждение осуществляет образовательную деятельность адресованную воспитанникам, имеющим задержку психического развития. Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом рекомендаций коррекционной программы «Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1. Книга 2./ Под ред. С. Г. Шевченко. – М. Школьная Пресса, 2005.
Психолого-логопедическая характеристика на воспитанника группы №4
Устюгов Матвей, 17.02.2012 года рождения
Основание обследования: Направление городской ПМПК
Цель обследования: определение уровня речевого развития, интеллектуальных возможностей.
Методы обследования: Сбор информации (изучение медицинской документации, анкетирование родителей, беседа с родителями).
Наблюдение.
Опрос.
Таблицы Шульте.
Пробы на мелкую моторику.
Диагностический логопедический материал Н.В.Нищевой.
Методика исследования Забрамной.
По результатам установлено:
Аккуратно одет и чист. Внешне беспокоен, тревожен, не всегда слушает логопеда, охотно выполняет указания, идет на контакт (визуальный, вербальный, эмоциональный), с удовольствием участвует в совместной деятельности.
Общая и мелкая моторика:
Состояние общей моторики: Выполняет не полный объём движений, наблюдается общая неуклюжесть,некоторая нескоординированность. Тяжело прыгает на одной ноге. Состояние мелкой моторики: Зрительно – моторная координация нарушена.Наблюдается заторможенность в выполнении движений и некоторая нескоординированность, немного затруднено переключение при выполнении штриховки. Карандаш держит правильно.
Импрессивная речь: Понимание обращенной речи затруднено – правильное усвоение сложных логико – грамматических конструкций возможно только после неоднократного их повторения в более медленном темпе. Испытывает затруднения при понимании предлогов за, под, над, перед, из-за. Не понимает слова типа: «позади», «муж мамы», «брат папы», фразы: «Петя ударил Васю, кому больно?». Данил плохо ориентируется во временных и пространственных понятиях.
Артикуляционный аппарат: Губы, зубы, язык, мягкое нёбо, уздечка без особенностей. Артикуляционная моторика развита недостаточно. Малоподвижен кончик языка.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: не дифференцирует звуки по признакам: гласные – согласные. С выделением первого и последнего звуков в слове не справляется. Трудно даётся задание на подбор слов на заданный звук.
Словарь, грамматический строй речи: Активный словарь недостаточно развит. Затруднения при назывании обобщающих понятий, в назывании частей предмета (только основные).
Грамматический строй: Недостаточно развит. Встречаются аграмматизмы не всегда правильная постановка ударений в словах, ошибки образования притяжательных прилагательных (лисина нора), образования относительных прилагательных (стекловая, метальная), ошибки образования приставочных глаголов. Может неправильно использовать падежные окончания и местоимения.
Слоговая структура речи: в норме.
Связная речь: Рассказывает стихи. Навыком пересказа текста по наглядному плану не владеет. Чаще называет одно слово Рассказ по серии картин не полный, мало связный. В основном перечисление фактов. Рассказ по сюжетной картине составляет по образцу, самостоятельный рассказ получается коротким, исключительно с перечислением объектов картины.
Психологическая база речи: Мальчик открытый, старательный, но очень неуравновешенный, часто не получается выполнить задание, что сразу вызывает истерику. Общая продуктивность в рамках психолого – логопедического эксперимента снижена вследствие быстрого утомления, высокого уровня отвлекаемости. Может становиться капризным и отказывается от работы в ситуации неуспеха. В совместной деятельности более продуктивен при условии наличия постоянной внешней поддержки и контроля. Отмечается двигательная стереотипия.
Проявляются признаки нарушения социально – психологической адаптации. Функции произвольного внимания устойчивы, но быстро истощаемы. Объем кратковременной слуховой памяти в пределах нормы. Процесс сохранения запоминаемой информации ослаблен. При увеличении функциональной нагрузки отмечается снижение способности к сосредоточению и произвольному переключению активного внимания, а также признаки повышенной истощаемости психической деятельности в целом. Общий показатель интеллектуального развития соответствует нижней границе нормы.
Диагноз: ЗПР, системное недоразвитие речи.
Адресность:
На основе проведенного психолого-педагогического и логопедического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения воспитанника группы №4 Устюгова Матвея.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Цель:
Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.
Задачи:
- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;
- провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;
- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;
- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения;
- разработать механизмы взаимодействия узких специалистов с , воспитателями, медицинскими работниками, родителями (законными представителями) воспитанника;
- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.
Общеобразовательные программы обучения
Общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
Специальные программы обучения
Коррекционная программа «Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1. Книга 2./ Под ред. С. Г. Шевченко. – М. Школьная Пресса, 2005.
Условия проектирования и реализации программы сопровождения
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изо- деятельности,. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Психолого-педагогическое обеспечение
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей зрительной и слуховой функции, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);
Обеспечение участия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение заключается в наличии свободного доступа ребенка к специально адаптированным предметам, позволяющим обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды в нашем образовательном учреждении. В том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка в помещение образовательного учреждения и организацию его пребывания и обучения в учреждении (наличие специальной разметки лестничных пролетов, специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.
Ожидаемые результаты:
- улучшения физического и психического здоровья воспитанника;
- развитие его познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанника;
- развития положительных качеств личности;
- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения, словообразования.
Содержание программы
Специалисты. Направления коррекционной работы.
Учитель – логопед
-развитие артикуляционной моторики;
- развитие слухового внимания и памяти;
-формирование фонематических процессов;
-формирование связного речевого высказывания
Формы работы:
- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);
-составление вопросительных предложений по образцу
- демонстрация;
- объяснение;
-самостоятельное выполнение;
-беседа;
-отраженное проговаривание;
-упражнения артикуляционной гимнастики
- индивидуальная;
-сформированность слухового внимания к речевым звукам;
-умение задать вопрос
Воспитатель
- развитие навыков социального обслуживания;
-соблюдение режимных моментов;
-взаимодействие ребенка в коллективе сверстников;
-развитие навыков саморегуляции
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторики пальцев рук;
- развитие связного речевого высказывания
Формы работы:
- слуховые и графические диктанты;
-пальчиковая гимнастика
-совместное выполнение заданий;
- объяснение;
- показ;
- построение учебного высказывания
- индивидуальная;
- групповая - понимать и принимать учебную задачу;
- ориентироваться на листе бумаги, тетради, прописи;
- обратиться к воспитателю в случае затруднений
-использование сюжетно-ролевых игр;
-тематические беседы и обсуждения
-экскурсионная деятельность;
-наблюдение;
-беседа;
Работа осуществляется во второй половине дня постоянно
-самостоятельное соблюдение режимных моментов;
-соблюдение правил поведения;
-сформированность навыков самообслуживания;
-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Консультативный блок
Цель консультативной работы – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения ребенка и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Участники консультативной деятельности: педагогические работники МАДОУ, воспитанник, родители.
Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические консультации, участие в заседаниях ПМПк, выступления на родительских собраниях.
Так же уделяется внимание информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей ребенка и педагогических работников. Информационные мероприятия проводятся в форме родительских собраний и информационных стендов.
Планируемые результаты работы
В процессе реализации программы воспитанник должен показать положительные результаты по следующим разделам программы:
По коррекционной программе
•Уметь ориентироваться на листе бумаги.
•Уметь работать с цветами на уровне сличения, узнавания, называния.
• Иметь пространственные и временные представления.
• Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
• Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
• Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
• Соотносить число предметов и цифру.
• Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
• Читать простейшие математические записи.
• Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
• Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
• Различать гласные и согласные звуки и буквы.
• Определять место ударения в слове.
• Уметь читать слоги.
• Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения.
•Уметь определять наличие\отсутствие заданного звука в звуковом ряду.
•Удерживать заданную артикуляционную позу по счет до 10.
•Уметь дифференцировать положение органов артикуляции.
•Различать гласные и согласные звуки по наличию\отсутствию преграды.
•Знать правильную артикуляцию шипящих и сонорных звуков
•Дифференцировать правильное и дефектное произношение звука изолированно и в прямых слогах в самостоятельном произношении
•Использовать обобщающие понятия.
•Понимать и употреблять простые предлоги при построении предложно-падежных конструкций.
По результатам психологического сопровождения
•Повышение уровня мотивации к обучению.
•Оценивать свои поступки.
•Может обратиться за помощью к педагогу в случае возникновения затруднений.
•Принимает активное участие в жизни группы.
Список литературы
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 160с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изл. Центр ВЛАДОС, 2000 . – 280с.
Колесникова Е.В. От звука к букве. Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2003. – 208с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 224с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений/под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 136 с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 136 с.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 216 с.
Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 96 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 96с.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. – 32с.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.