kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная образовательная программа для ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана для ребенка "семейной группы" с задержкой психического развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ

МБДОУ детский сад «Родничок» детский сад «Родничок»

Протокол № _ _________ И.В.Николаева

от «___» _______ 20__ года






АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ РЕБЕНКА 6 ЛЕТ С ЗПР

СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»


на 2018 - 2019 учебный год





Составители:

учитель-логопед: Астафьева Т.Ю.

педагог-психолог: Еременко Е.Ю.





р.п. Токаревка

2018 г.



  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Цель и задачи Программы

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

1.2.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

1.2.1Планируемые результаты освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика детей с ЗПР

2.2. Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

2.3. Планирование коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Система коррекционной и образовательной деятельности

3.2 Оборудование и дидактические материалы

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной Программы

3.4 Методическое обеспечение программы












1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1.Пояснительная записка. В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико - грамматической сторон и связной речи ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (семейная группа ДОУ).

Основной базой рабочей программы является:

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.

Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ребенка с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

1.1.1. Цель и задачи программы


Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников.


Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР.

  4. Формирование грамматического строя речи.

  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

7. Развивать сенсорное восприятия, умение сравнивать и различать предметы по форме, цвету, размеру, различать звуки на слух.

8. Развивать внимание (объем, концентрацию, устойчивость).

9. Развивать слухоречевую и зрительную виды памяти.

10. Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и систематизировать предметы и образы.

1.1.2. Система коррекционной работы построена с учетом основных  принципов:

- принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-принцип природоосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей;

- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;

- принцип индивидуальности;

- принцип доступности;

1.2. Целевые ориентиры

Работа по коррекции и развитию речи строится по основным направлениям:

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

1.2.1. Планируемые результаты

К концу обучения дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования, элементами грамоты в пределах программы;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно);

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

- Развиваются психические функции, вербальный анализ и вербально-логическое мышление.



2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1 Характеристика детей с ЗПР

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами . Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием.

У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины.

Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой - маленький".

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: "Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?", - ребенок может ответить: "Это у нас дома есть", "Это все в комнате стоит", "Это все нужное человеку". Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", - ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне. 


Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР.

Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. 
Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля". Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений.

Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

2.2 Учитель-логопед

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР.

Нормативный срок освоения программы – один год.

Коррекционно-развивающая деятельность по освоению образовательных областей

Содержательный раздел Область

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ребенка;

- формировать умение понимать содержание литературных произведений;

- разучивать с детьми стихотворения;


Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок.

Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…»

Рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору»

Артикуляционная гимнастика.

Поддержи

вает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

- уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок;

- учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

- формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

- развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

- формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.);

Рисование различных пород дерева, раскрашивание листьев

Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища.

Рисование портрета мама.

Лепка фигур человека и животных с передачей характерных

Движений.

Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере»,

«Цветы на лугу» .

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков.

Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных.

Познавате-льное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

- развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

- развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

- формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе,

- знакомит с количеством в пределах десяти;

- формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству.

Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес С/Р играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– учить ребенка создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на

себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр»

Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;


Пальчиковые игры по лексическим темам.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности.



Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты


Тематический план

коррекционно-логопедической работы


Период

Звуковая сторона речи

Развитие речи и развитие лексико-грамматических категорий

Произношение

Фонематическое восприятие

I период

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков, произнесение их с различной силой голоса и интонации: -изолированно; -в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонации, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов: - в слова; -в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различие слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из других звуков.


Учить детей вслушиваться в обращённую речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков. Понимать обобщающее значение слов. Расширять возможности пользовать диалогической формы речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения –мой-моя- моё в сочетании с существительными мужского и среднего рода. Формировать навык употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Учить некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками на -по-вы. Учить составлению простых предложений по вопросам. Формировать навык составления короткого рассказа

II период

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация ранее поставленных звуков: -в предложениях; -в коротких текстах. Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными. Дифференциация на слух сохранных звуков( с проговариванием), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах.


Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: -дифференцированные звуки; -опредёлённый заданный звук. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны в произношении чужой и собственной речи

Уточнить представления детей об основных цветах и оттенках, знания соответствующих обозначений. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий, признаков по значению и по вопросам какой-какая-какое; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов. Учить использовать предлоги на-под-в-из, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать навык ведения подготовительного диалога (просьба- беседа). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, рассказ

III период

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: -[с]-[ш],[з]-[ж]; -[р][л]; -в прямых и обратных слогах;

-в слогах со стечением трёх согласных; -в словах и фразах; -в стихах и коротких текстах; -закрепление умений, полученных ранее на новом речевом материале.


Дифференциация на слух сохранных звуков( без проговаривания), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также:

- в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах; -составление предложений с определённым словом.

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий. Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ов-ин-ев-ан- ян . Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные и прилагательные с использованием уменьшительно- ласкательных суффиксов. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами. Уточнять значения обобщающих слов. Закреплять навык составления рассказов по картине, серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конец рассказа). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций


Распределение тем по месяцам:

Сентябрь: «Игрушки», «Детский сад»

Октябрь: «Человек» «Овощи», «Фрукты», «Осень» Ноябрь: «Геометрические фигуры», «Дом», «Мебель».

Декабрь:  «Семья», «Посуда», «Новогодний праздник», «Зима»

Январь:  «Зоопарк», «Дикие животные», «Домашние животные».

Февраль: «Транспорт», «Машины-помощницы», «Одежда», «Рыбы»

Март:  «Мамин праздник», «Профессии», «Деревья», «Насекомые»

Апрель: «Птицы», «Весна», «Цветы», «Ягоды».

Май: «Грибы», «Электроприборы»

2.3. Педагог-психолог

Перспективное планирование деятельности педагога-психолога


Основные

Направления

Содержание

Сроки


Работа с ребенком

Диагностическое направление






Коррекционно-развивающее

направление



1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития (познавательной сферы и ведущей деятельности).

2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики.



1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год.

2.Составление индивидуального маршрута сопровождения 3.Составление циклограммы деятельности.

4.Проведение фронтальной (подгрупповой) деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной сферы.

5.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности согласно задачам и содержанию работы, отраженных в планах индивидуального сопровождения детей.


Октябрь




Январь (1-2нед.)

Май (2 нед.)


Октябрь-май


Октябрь

Октябрь


В течение года



В течение года

Работа с

педагогами

Консультативное направление


1.Планированные коррекционно-образовательной деятельности с учетом комплексного обследования

2.Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса 3.Консультации, беседы, семинары-практикумы для воспитателей группы

Октябрь, январь, май


В течение года


В течение года





Календарно-тематическое планирование работы педагога-психолога

Месяц

Темы

Формы и виды работы
Сентябрь

«Игрушки»

«Детский сад»


1. « Кому какая форма»

2. «Заштопай штанишки»

3. «Узкая и широкая дорожка»

4. «На что похоже?»

5. «Запомни картинки»

6. «Запомни слова»

7. «Сложи разрезную картинку»

8. «Что лишнее?»

9. «Логические цепочки»

10. «Как живешь?» (развитие мелкой моторики)

11. «Надуваем быстро шарик…»,«Угощение гномов» (развитие мелкой моторики)

12. «Встали пальчики», «Раз, два, три, четыре, пять…», «На базар ходили мы…» (развитие мелкой моторики)


Октябрь

«Осень»,

«Овощи»

«Части тела»

«Фрукты»

1. «Круг, треугольник, квадрат», «Сравни предметы» (развитие восприятия)

2. «Простые аналогии»

3. «Установи закономерность» (развитие мышления)

4. «Что к чему подходит?»

5. «Чего не стало?» (развитие памяти)

6. «Повтори историю»

7. «Шкафчики»

8. «Дорисуй» (развитие внимания)

9. «Запрещенное движение », «Срисовывание по клеточкам»

10. «Придумай историю», «Что бывает красное/круглое/ гладкое/ холодное/ большое?» (развитие воображения)

11.«У Лариски – две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Осенний букет», «Чищу овощи для щей», «Репа здесь у нас растет»

«Пальчики» (развитие мелкой моторики)

12. «Осенние листья», «пять весёлых капелек по земле стучат…», «вышел дождик погулять», «Компот», «Апельсин», «В сад за сливами»


Ноябрь


«Геометрические фигуры»

«Дом»

«Мебель»






















1. «Подбери по цвету», «Цветная карусель» (развитие восприятия)

2. «Составь картинку», «Составь целое из частей»

3. «Найди признак, который объединяет группу предметов» (развитие мышления)

4. «Найди смысловую пару»

5. «Запомни слова» (развитие памяти)

6. «Запомни узоры», «Расставь по местам»

7. «Пройди лабиринт» (развитие внимания)

8.«Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет»

9 «Дорисуй», «Дополни рассказ» «Придумай историю», «Что бывает круглым/квадратным/треугольным» (развитие воображения)

10. штриховка круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (развитие мелкой моторики)

11. «За работу», «На горе мы видим дом…», «Пальчик наш привык к порядку» «Вот протек на кухне кран»

12. «Много мебели в квартире», «Платяной шкаф», «Мебельный магазин»

Декабрь


«Семья»

«Посуда»

«Зима»

«Новый год»









  1. Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)

  2. Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)

  3. Игра «Когда это бывает?»

  4. Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»

  5. Игра «Ассоциации»

  6. Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)

  7. Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)

  8. Игра «Для чего нужен предмет»

  9. Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)

  10. Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.

  11. Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».

  12. Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»

  13. Упражнение «Оживим картинку»

Январь


«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Зоопарк"




















1. Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»

2. Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики» (развитие памяти, тактильных ощущений)

  1. Заштрихуй жирафа (медведя, лошадь)

  2. Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)

  3. Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)

  4. «Найди отличия» (развитие внимания)

  5. «Походки» (развитие общей моторики)

  6. «Это правда или нет?» (развитие логики)

  7. Разрезные картинки

  8. «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)

Игры: «Доброе животное» (развитие саморегуляции), «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи», «Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций)

Февраль


«Транспорт»

«Машины-помощницы»

«Одежда»

«Рыбы»













1. «Собери картинку»

2. «Счет пуговиц на ощупь» (развитие внимания)

3. «Узнай по описанию», Мнемотаблица «Последовательность одевания и раздевания» (развитие памяти)

4. «Что за чем идет»

5. «4 лишний»

6. «На что похоже?» (развитие воображения)

7. «Модельер»

8. «Какой детали не хватает» ( развитие логического мышления»

9. «Гараж», «Чем похожи, чем отличаются?»

10. «Транспорт будущего» (развитие воображения»

11. Заштрихуй варежку (пожарную машину, сома)

12. « Найди одинаковых рыб»

13.«Жил да был один налим»


Март


«Мамин праздник»

«Профессии»

«Деревья»

«Насекомые»






Рисование: «Моя мама»

2.Беседа о работниках детского сада (какие профессии, настроение работников)

3. «Кто на какой машине ездит?» (милиционер, пожарный и т.д.)

4. «Чей силуэт?»

5. «Кому что надо?»

6. «Что сначала, что потом»

7. «С какого дерева листочки»

8. Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать»

9. «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)

10. Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»

11. Лепка пчелы, березы.

12. «Аппликация для мамы»

13. «Вот забор», «Пчела», «Жук» (развитие мелкой моторики)



Апрель


«Птицы»

«Весна»

«Цветы»

«Ягоды»




  1. Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»

2. «Лужи» (на что похожа лужа, найти образец, нарисовать несколько новых очертаний)

3. «Летает- не летает»

4. «Какую ягоду я запомнила»

5. «Собери картинку»

6. «Исключи лишнее», «Продолжи ряд»

7. «Парные картинки»

8. «Сравни», «Найди отличия»

9. «Весна -красна»

10. «Здравствуй полянка родная…», «Прилетайте птички, сало дам синичке» (развитие мелкой моторики)

11. « Раз, два – шли утята», «Цветок», «Наши алые цветы распускают лепестки»

12. «Какой ягоды (цветка, птицы) не стало»


Май


«Грибы»

«Электроприборы»

1. «Классификация», «Исключи лишнюю картинку»

2. «Сравни», «Найди такой же»

3. «Сложи картинку» (фен, стиральная машина)

4. «Грибное лукошко»

5. «Что общего и чем отличаются микроволновка и утюг»

6. «Какого гриба (электроприбора) не стало»

7. «Что изменилось»

8. «Назови одним словом»

9. «Утром гномы в лес пошли ,по дороге гриб нашли»

10. «Собери пылесос»

11. «Дорисуй линии»

12. «Продолжи ряд»








Содержание работы педагога-психолога.

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения являются:

-психодиагностика,

-психологическое просвещение .

- коррекция и развитие,

-психологическое консультирование;

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.

Психологическое просвещение

   Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

 Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии,  а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с ребенком, имеющим уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам психолого - медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ и семье в интересах ребенка.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Система коррекционной и образовательной деятельности Планирование занятий с ребенком разделено на 3 периода обучения:

I период -2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю.

II период – декабрь –февраль, 13 недель, 34 занятия – 3 занятия в неделю.

III период – март– май, 14 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

Психолого-логопедическое обследование проводится с 3 по 14 сентября, с 15 по 31 мая.  Занятия начинаются с 17 сентября.

Форма организации обучения - индивидуальная.

3.2 Оборудование и дидактические материалы:

1. Зеркало.

2. Стулья для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

5. Спирт.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п. )

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

8. Материал для обследования.

9. «Мой букварь».

10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

11. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам

13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

14. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

15. Материал для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза

16. Картотека игр на развитие познавательных процессов ( память, мышление, внимание, восприятие)

17. Картотека игр на развитие мелкой моторики.

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ЗПР

Для того чтобы эффективно реализовать поставленные цели, необходим профессиональный, имеющий представление об особенностях работы с детьми с ОВЗ педагогический состав.

Педагогический штат учреждения представлен в следующем виде:

Руководитель: Николаева И.В.

Учитель-логопед: Астафьева Т.Ю.

Педагог-психолог– Еременко Е.Ю.

График работы


Дни недели

Специалисты

Понедельник

Педагог-психолог

Учитель логопед

Среда

Учитель логопед

Пятница

Педагог-психолог

Учитель логопед



3.4. Методическое обеспечение.

1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991.

3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

14 Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М. : Изд – во НЦЭНАС, 2003.

15. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

16. Л. С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч. : В 6 т. – М., 1983.

17. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.

18. С. Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999.

19. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.

20. Е. А. Стребелева, Браткова М. В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.

21. Е. А. Стребелева статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астафьева Татьяна Юрьевна

Дата: 15.01.2019

Номер свидетельства: 495473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по разделу "Аппликация" старшая группа "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-razdielu-applikatsiia-starshaia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "243066"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445615478"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства