Просмотр содержимого документа
«"Игры по изобразительному искусству"»
Игры по изобразительному искусству для дошкольников
«ПОДБЕРИСЛОВО»
Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.
Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.
Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить
в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине Нарисована река,
Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ... (пейзаж)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу,
Знай, что это ... (натюрморт) Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина
Называется ... (портрет).
«СОСТАВЬНАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный,
с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.) Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов
составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
«НАЙДИОШИБКУ»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и
средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём
произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям
даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине
«Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова
«Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов),
вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой
картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибоч-ное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость.
Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
«ЖИВАЯКАРТИНА»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами. Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его.
Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.
«ВОЛШЕБНЫЕЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам,
чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с
квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит
слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например:
радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«ЧАСТИСУТОК»
Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.
Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом,
подчеркнуть значение цвета в произведении. Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.
День. День работал целый день – Передал много дел;
И жалел под вечер, Что заняться нечем.
Вечер. Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес ... День погрустил немножко и исчез.
Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли.
«УЗНАЙПОПРОФИЛЮ»
Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок.
Описание игры: воспитатель показывает детям
портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«СЕМЕЙНЫЙПОРТРЕТ»
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок),
отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки,
сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.
«ВРЕМЕНАГОДА»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых
рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»
художественные тексты о временах года:
Четверо художников, столько же картин. Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога ... У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть ...
Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады, Нивы урожайные, спелые плоды...
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса ... (А.С.Пушкин) Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится, И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой, Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно ... Божьи дни коротки, Солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)
«ЧТОБЫЛО,ЧТОБУДЕТ?»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины. Описание игры: ведущий выбирает объект,
предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА»
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображённого на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки разной тематики. Вводится правило:
выдерни записку, прочитай текст (читает
воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так названа картина.
ДИДАКТИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ:
«С чем это можно сравнить?»
«Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека»
«Кто больше назовёт слов на звук «с»?»
«Расскажи без слов, мимикой и жестами, о чём бы ты написал картину»
«Подбери красивые слова к слову ...»
«Закончи предложения:
Если бы трава была голубой, то ... Если бы снег был чёрным ...
Если бы море было красным ...»
«У царицы Земли – бал. Феи красок
принесли на бал лучшие дары своего
цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»
«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.), когда она смеётся, поёт или плачет ...?»