kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить любознательность, упорядочить свои предстваления о мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»»







План по самообразованию воспитателя старшей группы

Красильниковой Т.А.

Тема : «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

















Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.  В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. 

Цель: создать условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

задачи:

-изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.



приемы:

- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;

- опыты;

- наблюдения на прогулках, эксперименты;

- чтение художественной литературы

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.


Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

-природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, шишки и т. д. ;-

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, горох, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, стаканчики, зеркало.

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.






Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности



Изучение методической литературы

1.И.Э Куликовская Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» Педагогическое общество России. Москва 2003 г.

2.Интернет-ресурс

Практический этап
месяц Содержание работы Цели

С

Е

Т

Я

Б

Р

ь

1.Создание предметно-развивающей среды в группе, центр исследовательской деятельности, пополнение центра материалами, играми, таблицами и т.д.

2.Беседа «Бумага. Виды бумаги»

3.Практическая деятельность «Свойства бумаги», опыт взаимодействия бумаги с водой- «Волшебный цветок»

4. Беседа по экологии «Сохраним дерево»

Закрепить представления детей о бумаге, о ее свойствах.

Познакомить с видами бумаги.

Учить детей использовать бумагу по назначению, беречь книги и природу.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


1.Беседа «Воздух. Свойства воздуха»

2.Опытно-экспериментальная деятельность «Как обнаружить воздух?»

3.НОД «Воздух-невидимка»

4. Беседа «Как мы дышим»


Формировать представления детей о воздухе, его свойствах. Научить опытно-экспериментальным способом обнаруживать воздух, учить делать выводы.

Н

О
Я
Б
Р
Ь

1.Презентация о весах, о способах измерения массы. Беседа после просмотра.

2. НОД по математике «Такие разные весы» Измерение предметов при помощи разных весов.

3.Конструктивная деятельность. Создание весов из ЛЕГО с использованием рисунка (схемы)

Расширить и закрепить представления детей о назначении весов, о видах весов. Развивать мышление, речь, познавательный интерес, умение делать выводы.

Д

Е

К

А

Б

Р

ь

1.Беседа о воде, ее значении в жизни человека, животных, растений и всего живого на земле. Изготовление плаката «Кому нужна вода»

2. Опытно-экспериментальная деятельность, раскрывающая свойства воды, познакомить с составом воды и формулой воды.

3.Опыты «Замораживаем воду», «Вода – растворитель» и др.

4. Чтение сказок про капельку, совершившую круговорот воды в природе.

Познакомить детей с основными свойствами воды, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.


Я

Н

В

А

Р

Ь



1.Беседа «Что мы знаем о соли и ее свойствах» Рассматривание образцов соли.

2.Просмотр презентации « Где и как добывают соль?»

3.Творческая мастерская «Рисуем солью»

4. Экспериментальная деятельность с солью:

«Плавающее яйцо», «Незамерзающая вода», «Растворяем кубик льда солью»


Уточнять и закреплять знания детей о соли, ее свойствах. Развивать умение обобщать, умение делать выводы. Создать условия для развития творческой активности, воображения при изготовлении поделки.

Ф

Е

В

Р

А

Л

ь

1. Знакомство с историей возникновения часов, их видами. Беседа. Презентация.

2.Изготовление модели солнечных часов (деятельность на прогулке)

3Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами».

4. Организация в группе музея часов.

Знакомить с историей часов, их видами. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Развивать мышление, речь, способность к познавательной деятельности.

М

А

Р

т



1 «Огород на подоконнике» - беседа «Что можно вырастить зимой на подоконнике?», подготовка семян к посадке, участие детей в труде.

2. Опытно-экспериментальная деятельность «Что необходимо для роста и развития растения» на примере лука, помещенных в разные условия.

3.Опытно-экспериментальная деятельность «Как прорастают семена? Наблюдение.

Расширять представления детей о жизни растений.

Организовать наблюдение за всходами семян, учить делать выводы на основе наблюдений. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность.

А

П

Р

Е

Л

ь

1 Экспериментирование с магнитом. Д/и «Притянет –не притянет»

2 Опыт с магнитом «Какой магнит сильнее» Сравнивание магнитов по силе и размеру.

3.Знакомство с компасом и его назначением.

Закрепить и обобщить знания детей о свойствах магнита.

Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты. Развивать инициативу и интерес к экспериментированию.

М

А

й

1.Беседа «Волшебное зеркало» Знакомство с историей появления зеркал.

2. Создание музея зеркал в группе.

3.Эксперимент с использованием зеркало «Веселый солнечный зайчик»

Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Красильникова Татьяна Александровна

Дата: 09.01.2025

Номер свидетельства: 663248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Отчет о проделанной работе по самообразованию "Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "otchet_o_prodelannoi_rabote_po_samoobrazovaniiu_eksperimentirovanie_kak_sredstvo"
    ["file_id"] => string(6) "663251"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1736427133"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "254388"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447759058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства