Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей. Кружок «Юный эколог» - 3 класс»
Программа дополнительного образования детей.
Кружок
«Юный эколог»
Направление: экологическое.
Срок реализации: 1 год.
Класс: 3
Составитель: Щербинина Е.Ю.
2018/19 учебный год.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.
• № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Закон Тверской области «Об образовании».
• Устав школы.
• Локальные акты школы.
Назначение программы:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф ( землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
программа рассчитана на учащихся 3класса общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия:
Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся один раз в две недели.
Всего за год обучения – 17 часов.
Продолжительность одного занятия: 1 час.
Цели:
формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр ( малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Кружок работает в течение учебного года, один раз в две недели, всего 17 занятий. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 3 «в» класса.
Структура курса.
Раздел программы
Количество часов
УУД
Экология леса
3
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта).Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Экология рек.
2
Познавательные: осознанное и речевое высказывание собственного отношения к окружающему миру. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.
Растения и животные Тверской области.
4
Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре.
Домашние животные.
3
Познавательные: умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире. Регулятивные: выполнять учебные действия в умственной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Мой дом.
5
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации ( из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) при выполнении заданий и подготовке проекта. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Тематическое планирование.
Дата
Кол-во часов
Раздел
Тема
Описание содержания
14.09
1
Экология леса.
Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных). Что такое экология.
Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
28.09
1
Экология леса.
Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций).
12.10
1
Викторина «В мире животных»
Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?».
19.10
1
Экология рек.
Экология рек (охрана,
Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу.
загрязнение) Игра – путешествие «Подводное царство»
23.11
1
Животные, обитающие в реках
Просмотр видеофильмов
0.12
1
Растения и животные Тверской области.
Животные нашей области.
Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными. Активизировать словарь детей Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно..
21.12
1
Лекарственные растения нашей области.
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
11.01
1
Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных.
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
25.01
1
Охрана растений и животных. Красная книга.
Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных с опорой на план, игра - имитация .Знакомство с Красной книгой Тверской области.
08.02
1
Домашние животные
Домашние животные
Рассказ о своих питомцах, фотографии.
22.02
1
Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
01.03
1
Турнир всезнаек природы.
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
15.03
1
Мой дом.
Акция «Создаём уют в школе» (посадка , полив комнатных растений)
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
05.04
1
Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной»
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
19.04
1
Экология нашего посёлка (экскурсия).
Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения).
03.05
1
Практическая работа
Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка
17.05
1
Итоговое.
Подведение итогов работы кружка.
Ожидаемый результат.
1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам.
3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.