Просмотр содержимого документа
«Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группах»
Занятие по формированию элементарных математических представлений в смешанной группе (старшей и подготовительной)
Тема: Путешествие в страну математики (обобщающее).
Программное содержание.
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о днях недели;
- упражнять в счете в пределах десяти, умение соотносить количество предметов с цифрами, находить место цифры в «домике» и правильно ее записывать;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- учить согласовывать свои действия с действиями партнеров при решении поставленных задач.
Развивающие задачи:
- закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность, быстроту реакции;
- моделирование из геометрических фигур и счетных палочек;
- заучивание стихотворения о днях недели;
- игры с конструктором;
- графические диктанты.
Демонстрационный материал: конверт от Царицы Математики, карточки к заданию «Что лишнее?», логический круг с набором различных поверхностей, презентация к физкультминутке.
- Дети, у нас сегодня на занятии гости, поздоровайтесь.
- А теперь давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга, улыбнемся. У нас хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены к занятию.
- Сегодня утром нам доставили вот такой красочный конверт с письмом (конверт оформлен фотографией школы, цифрами, знаками, геометрическими фигурами). Письмо нам прислала Царица Математика. Вот что она пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, не умеет считать и решать задачи. Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве. Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь. Математическое царство в опасности!
Ваш друг Царица Математика».
- Ребята, вы хотите помочь Царице Математики? Я уверена, что мы справимся с ее заданиями.
- Посмотрите на стулья, что там нарисовано? Правильно, геометрические фигуры. Я каждому дам геометрическую фигуру, и вы по ней найдете свое место.
- Молодцы! Все нашли свой стул.
- В конверте, кроме письма для вас есть задания.
Первое задание – «Назови пропущенное слово».
- Вот вам первое задание.
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы будете называть день недели, который здесь пропущен. Будьте внимательны.
Дни недели.
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа.
День шестой всегда суббота.
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье, — отдыхаем!
- Назовите дни недели. Сколько дней в неделе?
- Молодцы! Справились с заданием.
Второе задание – «Что лишнее?»
Дети рассматривают карточки, определяют какой предмет лишний и почему.
- Какие вы внимательные и сообразительные, справились с заданием быстро.
Третье задание – «Быстрей в обруч».
- Сейчас мы поиграем с яблоками (на каждого ребенка). В яблоках есть семечки. Вы возьмете яблоко, посчитаете семечки и найдете обруч с цифрой, которая соответствует количеству семечек в вашем яблоке.
- Проверьте друг друга: все ли правильно нашли свой обруч. Возле какой цифры стоите, почему? (Дети обмениваются «яблоками», проверяют правильность выполнения задания друг друга. Игру повторить, предварительно положив «яблоки» на поднос).
- Я рада, что вы верно выполнили задание. Вы умеете считать, поэтому быстро находили свои обручи.
Четвертое задание – «Волшебный круг. Найди на ощупь».
- Дети, скажите, для чего нам глаза? Уши? Нос? Рот? А для чего нужны руки? Наши руки могут многое, а кто объяснит, что мы будем делать с волшебным кругом?
- Верно, вы будете определять поверхность предметов на ощупь (2-3 ребенка). Сначала нужно раскрутить круг, когда он остановится, шарик укажет какую поверхность надо найти.
- Давайте предложим нашим гостям определить предмет на ощупь.
Физкультминутка.
Пятое задание – «Геометрический город».
- Царица Математика просит «отремонтировать» город геометрических фигур. Посмотрите, что здесь случилось? (дома и деревья разных размеров стоят без крыш и кроны). Обратите внимание, какие геометрические фигуры подходят вашим «городам» по форме и размеру. Дети выполняют задание, развешивают «города» на доске, делятся впечатлениями о проделанной работе.
- Какие фигуры вам понадобились для домов, крыш, деревьев?
- Как вы подбирали детали?
- Вы умнички, задание оказалось вам под силу.
Шестое задание – «Засели соседей».
- Посмотрите на «домики».
- Кто догадался, что надо сделать? Верно, надо поселить соседей – цифры. Посчитайте до 10. Кто посчитает от 10 и обратно?
- А теперь приступайте к выполнению задания Удачи вам.
- Можете проверить друг у друга, верно заселены цифры или нет.
-Вы настоящие знатоки математики, справились отлично с заданием.
- Заданий в конверте больше нет, все задания Царицы Математики вы выполнили.
- Скажите, какие задания вам понравились больше и почему?
- С какими заданиями было легко справляться?
- У каждого из вас есть «солнышко» и «тучка». Если вам понравилось «путешествие» – поднимите «солнышко», если не понравилось - «тучку».
- Мне с вами было интересно. Я думаю, что Царица Математика будет рада, что вы смогли ей помочь. Я тоже поднимаю «солнышко».