Просмотр содержимого документа
«Занятие "Тайна дождя"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 69 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект открытого занятия
по познавательно – исследовательской деятельности с элементами рисования во второй младшей группе на тему: «Тайна дождя».
Подготовил: воспитатель Божкова Е.П.
г.Донецк
Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с причинами возникновения дождя, побуждать к экспериментированию, поддерживать стремление детей вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение;
-продолжать знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования ватными палочками; учить передавать характер дождя (слабый дождь – «тычком», сильный дождь – сплошной линией).
Развивающие:
-формировать у детей познавательный интерес к природным явлениям;
-упражнять в определении характера дождя;
-развивать мышление, наблюдательность, художественный вкус, пространственное воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, к собственной деятельности и ее результату.
Материалы и оборудование: солнышко, губки по количеству детей, лоточки с водой; для рисования: лист бумаги с тучкой на каждого ребенка, гуашь синего цвета, ватные палочки на каждого ребенка, салфетки на каждого ребенка, зонт для игры; аудиозаписи: «Шум дождя», «Солнышко и дождик», песня «Капельки прыг-прыг», музыка А. Вивальди «Дождь».
Ход занятия
1.Организационный момент
В. -Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей.
-Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). - Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). - Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) - Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). - Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). - Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). - Здравствуйте! В.(показываю Солнышко): -Встало солнышко- ура! Заниматься нам пора.
- Ребята, солнышко, тоже хочет с вами позаниматься.
Звучит аудиозапись «Шум дождя»
В.: «Ребята, а что же это у нас шумит?» Д.:- Дождик. В.: -Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить!» (Шум дождя прекращается). В.: -Ребята, а как вы думаете, откуда на нас льется дождик?
Д.: - Из тучки.
В.: -А дождик из чего состоит?
Д.: -Из капелек воды.
В.:- А вы знаете, как они появляются в тучке?
В.:- Ребята, а давайте попробуем разгадать тайну дождя вместе с солнышком. Оно приглашает нас подойти к столам.
(Дети подходят к столам, на которых лежат губки и стоят лоточки с водой.)
Опыт : «Дождик».
В.: -Ребята, у нас на столе лежат губки, давайте представим, что наша губка-это тучка.
- А тучка состоит из капелек.
- Давайте проверим.
- Сожмите губку и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают в руке)
В.: - Почему не капает водичка?
Д.: - Потому, что она сухая.
В.: - Правильно, губка-тучка сухая. Тучка еще не собрала капельки воды и поэтому дождик не идет. А теперь положите губку-тучку на ладошку и определите, какая она по весу легкая или тяжелая?
Д.: -Легкая.
В.: -Вот такие маленькие, лёгкие плывут по небу тучки. Тучка плывёт далеко, видит перед собой речку, море и хочет пить. Представим, что наши лоточки это: моря, реки… Опускаем в воду свои тучки. Чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет если мы поднимем и отожмем тучку? Давайте проверим.
Поднимаем тучки над лоточком. -Какой стала ваша тучка? (тяжёлая, мокрая). -Тучка стала тяжёлая и ей трудно удержать капельки воды, сейчас пойдёт дождик. Отожмите губку-тучку. (Дети проверяют свои предположения опытным путем)
В.: -Получается дождик. Какой дождик у вас получился: сильный или слабый?
- Какой дождик получился у Ксюши? (слабый).
- А какой получился у Софии? (сильный).
- А почему у Ксюши получился слабый дождик?(Воды мало было в тучке)
- А почему у Софии получился сильный дождик?(Воды было много в тучке)
- Какую же тайну дождя мы узнали? (Дождь бывает сильный и слабый, тучки «пьют» воду из рек, если тучка «выпьет» много воды ей трудно удержать капельки и идет дождь).
- Ребята, а когда на улице идет дождь, каким предметом мы пользуемся, чтобы не промокнуть? (зонтом)
В.: -А сейчас давайте мы превратимся в капельки и отдохнем.
В.: - Раз, два, три повернись и в капельку превратись.
Звучит аудиозапись песни «Капелька прыг-прыг»
В: А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать дождик. Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся за столы, на которых приготовлены ватные палочки, гуашь, основы для рисования. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).
- Мы с вами нарисуем сильный дождь и слабый.
В: Ребята, что вы видите на своем листочке? ( голубая тучка). Правильно, тучку. Представьте, что из тучки идет дождик. Он у каждого будет разный, кто - то хочет сильный дождик рисовать, а кто - то слабый.
В: - Рисовать мы будем ватными палочками. Какого цвета краска нам нужна? (Синего). (Рассматривание образца).
В: Верно. ( показываю на мольберте, как макать палочку в гуашь и методом «тычка» рисовать слабый дождик, а вертикальными линиями сильный. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху- вниз).
В:- Ребята, давайте мы пальчиками покажем дождик.
Физкультминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, (Стучим медленно одним пальчиком по ладошке)
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом. (Стучим быстро всеми пальцами по ладошке)
Стали капли поспевать,
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками.)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой.)
В.: -А теперь сели правильно, спинки выпрямили, взяли палочки и аккуратно набираем краску синего цвета и начинаем рисовать, не торопимся.
Самостоятельная деятельность детей.
(Воспитатель следит за выполнением задания и помогает детям, подсказывает. Во время выполнения работы звучит музыка А Вивальди «Дождь»).
По завершению работы, рисунки вывешиваются на доску.
Итог занятия.
В.: -Ребята, посмотрите на свои рисунки. У вас получились замечательные картины природы! Молодцы!
- Понравилось вам рисовать ватными палочками?
-Ребята, так откуда берется дождик?
- Какой бывает дождик?
- Какую тайну дождя мы разгадали?
- А теперь давайте с солнышком поиграем в игру «Солнышко и дождик» (звучит аудиозапись к игре «Солнышко и дождик» дети играют)