Цель занятия: познакомить обучающихся со свойствами снега, откуда прилетают снежинки, развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
- развивать наблюдательность, внимание, познавательные способности, логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, пространственное воображение;
- развивать умения и навыки конструировать;
- оживить впечатления детей от встреч с яркими явлениями природы;
- воспитывать коллективизм, взаимовыручку, любознательность;
- творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию;
- научить технологии изготовления снежинки, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: белая бумага, белые салфетки, клей - карандаш, ножницы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
II. Введение в новую тему.
Характеристика погоды сегодняшнего дня.
- Снег на полях.
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Чем зима отличается от других времен?
Если вы отгадаете ещё загадки, вы сможете назвать и тему урока:
Бел как мел, с неба прилетел,
Зиму пролежал, в землю убежал.
(Снег.)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Снег – основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега. Откуда он берётся? Об этом узнаем сегодня на занятии.
III. Беседа о том, откуда берётся снег.
- А откуда берётся снег? (из воды). Откуда прилетают снежинки? (с неба, из туч)
-Как образуются снежинки?
-Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки» В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.
«Летят снежные пушинки».
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий снежок. Снежинки состоят на 95% из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч).
Самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком.
Самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее — к примеру, на Аляске.
Японский ученый Накая Укитиро называл снег "письмом с небес, написанным тайными иероглифами". Он первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.
Более половины населения земного шара никогда не видело снега, разве только на фотографиях.
Физкультминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Делать нам снежинку пора!
IV. Творческая работа.
Протяните руки и представьте, что вам на ладошку упала одна, а потом ещё одна снежинка и ещё. Рассмотрите их, сколько лучиков у одной снежинки, сколько иголочек, похожи ли одна на другую. Сделайте вывод (ответы учеников). Предлагаю, придумать свою снежинку и вырезать. Мастер – класс «Мы вырезаем снежинку» Демонстрация вырезанных снежинок.
Учащиеся делают вывод: Снежинки имеют шесть лучиков, но при этом каждая снежинка имеет разный рисунок.
V. Итог урока. Игра "Хлоп - молчок".
- Снег при таянии превращается в воду (хлоп).
- Снег бесцветный (молчок).
- У снежинки пять лучей (молчок).
- Все снежинки одинаковые (молчок).
- Снег белый (хлоп).
- Музей снежинок находится в Таганроге (молчок).
VI. Рефлексия. Ребята, вам понравились задания Снежинки? У вас на столе лежат снежинки 2 цветов, если вам занятие понравилось, возьмите снежинку белого цвета, если не понравилось – жёлтого.
Спасибо всем.