Просмотр содержимого документа
«Занятие "Страница книжной истории"»
Конспект открытого занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Страница книжной истории» Старшая группа
Программные задачи.
Образовательные - дать знания об основных моментах истории создания книг, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, тканью, берестой, бумагой). Затронуть историю книгопечатания, вспомнить современные технические средства хранения данных.
Развивающие - развивать познавательную инициативу ребёнка, творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.
Смотрите, я умею хранить много, много, много информации.
А комната, в которую вы попали, называется центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всём. И сегодня я приглашаю Вас в путешествие «прошлое книги». Вы любите читать книжки?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие вы читаете книги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот видите, как много вы читаете книжек.
Тогда вам понравится моё путешествие. Ведь вы много нового узнаете, как ваши чудесные книжки появились. Отправимся в путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: Но нам надо, отправится в прошлое. А как нам туда попасть?
Ответы детей (по волшебству, на машине времени).
Воспитатель: Мы с вами отправимся на машине времени. Открою вам секрет, она перед вами. Включите нам, пожалуйста (обращается к помощнику) машину времени. Мы хотим попасть в прошлое.
Включают машину времени
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в машину времени. Смотрите. Какой здесь большой поток информации (показывает на светящиеся лампочки), старайтесь на них не наступать. Договорились? (дети входят в машину времени).
Воспитатель: Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу, мы сейчас с вами туда и переместимся.
(Звучит красивая космическая музыка, на экране появляется изображение Египетской пирамиды).
Воспитатель: Какие молодцы, ребята, посмотрите мы с вами попали в Древний Египет. Посмотрите, Египет – это красивая страна. Там много пустынь, есть моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Дети, а этой страной правили короли – фараоны, а им помогали жрецы. Жрецы были умными, образованными. Они умели читать и писать. Давайте мы с вами сядем за столики. Для вас на столах, лежат какие – то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чём – то их надо же было писать. Правда, ребята? Давайте, посмотрим, что перед вами лежит.
(Дети садятся за столы, рассматривают, что лежит на столах, и называют эти предметы).
Воспитатель: Молодцы, вы узнали все материалы. Давайте, попробуем на них что-нибудь, написать, нарисовать. Возьмите деревянные палочки, которые лежат перед вами. Попробуйте написать сначала на песке. Скажите, ваше изображение видно?
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь положите ваши деревянные палочки. Представим, что мы с вами нашу надпись понесли кому-нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге нашу надпись, потрясите тарелочку. Что стало с нашей надписью.
Ответы детей:
Воспитатель: Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте, теперь попробуем нарисовать на воде. Опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь. Что получается, дети?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, дети, у воды нет формы, поэтому, то, что вы сейчас рисуете не видно. А сейчас пододвиньте поближе к себе глину и попробуйте что-нибудь нарисовать на глине (дети рисуют на глине)
Воспитатель: А сейчас давайте проверим, можно ли эту информацию сохранить? Возьмите свою дощечку и потрясите, подуйте на неё. Что стало с информацией?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то?
Ответы детей:
Воспитатель: Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы. Давайте посмотрим, как они это делали. Для записи информации они использовали почти такие же глиняные дощечки, на которых они писали с помощью деревянных палочек, сделанных из тростника. Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину и получалось изображение, а после эти пластины обжигались и складывались друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в Древнем Египте.
Ну что же нам пора отправляться дальше, нас ждёт другая страна.
(Дети входят в машину времени, звучит красивая космическая музыка, на экране появляется изображение Китайской стены).
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправляемся в Древний Китай, именно эта страна Родина многих открытий. Давайте, мы выйдем из машины времени, и посмотрим на экран (показ великой Китайской стены, Дворец Императора, а это Храм Неба, в Китае выращивают чай, рис, а это Новый год - он считается самым главным праздником в Китае.) А вы знаете о том, что китайцы очень много времени уделяют своему здоровью, следят за своим телом, и поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику. Давайте встанем так, чтобы друг другу не мешать при выполнении гимнастики.
(Дети совместно с воспитателем выполняют китайскую гимнастику)
Воспитатель: Предлагаю вам сесть (дети садятся на пол).
История возникновения книги в Китае была очень интересной. Сначала китайцы писали на шёлке (это очень нежная материя), потом эти кусочки материи сшивали и получались вот такие шёлковые книги. А сейчас я вам предлагаю стать создателями своей шелковой книги. Только что мы будем писать, давайте я вам покажу. Дело в том, что в Китае используют специальные символы, которые называются иероглифы, повторите за мной (показ иероглифов - горы, река, рисовое поле, человек, трава, дерево). Я предлагаю выбрать понравившийся вам иероглиф и написать на ваших шёлковых страницах.
Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующим что они изобрели, это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились? Пойдёмте скорей в машину времени.
(Дети входят в машину времени, на экране появляется изображение Древней Руси).
Воспитатель: Мы с вами переместились в Древнюю Русь. Русь всегда славилась своими деревянными красивыми городами, могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и конечно весёлыми праздниками. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое, кто мне скажет? Береста-это кора берёзы, на ней писали с помощью острой палочки, а потом появилась бумага и на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжёлым, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло? Вот посмотрите. Буквы вырезали из дерева, затем на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печатная книга.
А теперь мы на машине времени отправимся с вами обратно в наш любимы детский сад.
Подводится итог занятия, и дети возвращаются на машине времени в детский сад.