Цель: Обобщение и систематизация знаний экологической воспитанности, расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о фито - зоологических объектах Дагестана, формирование общей экологической культуры.
Задачи:
Обучающие: обобщать знания детей о разнообразии растительного и животного мира Дагестана, устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы; развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ; развивать элементарные математические представления детей, закреплять счет в пределах 10, сравнивать и называть геометрические фигуры.
Развивающие: развивать интерес к явлениям живой и неживой природы региона, наблюдательность, экспериментальную деятельность; активизировать речь, память, зрительное и слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, делать простейшие обобщения; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Предварительная работа: Беседы о природе, об уникальности флоры и фауны Дагестана; наблюдения за изменениями в природе на прогулке; сбор бросового природного материала; опытно-экспериментальная деятельность (посадка саженцев на участке детского сада, уход за растениями), рассматривание репродукций картин известных российских и дагестанских художников И. Левитана «Март», И. Грабаря «Февральская лазурь», пейзажи Т.Кагирова, Х. Юсупова и др., разучивание стихотворений, чтение экологического букваря Дагестана, загадывание загадок, подвижные игры. Был реализован проект «По страничкам красной книги Дагестана», в ходе которого дети познакомились с животными и растениями, занесенными в красную книгу региона.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, объяснение, указания, поощрение.
Материал и оборудование:
-демонстрационный материал: наглядный: модель глобуса (физический, зоогеографический, диаметр 21 см, материал подставки: пластик
общая высота 31.5 см, на дуге); дидактическое пособие «Времена года» (автор Таджибова Г.А. размер 60/40 см); картинки леса в разные времена года подборка Таджибовой Г.А. размер 60/40 см); карточки с правилами поведения в природе (размер А4, соавторы: дети, воспитатель, родители); геометрические фигуры, схема конструирования чайки.
мультимедийные: виртуальная экскурсия «Природа Дагестана»; слайды с растениями и животными региона.
-оборудование: мольберт, магнитная доска (размер - согласно требованиям).
Раздаточныйматериал для детей: геометрические фигуры; горшочки с землей, желуди, лейки, фартуки.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это глобус. Наш земной шар. Мы все с вами жители одной планеты Земля.
Предлагаю вам посетить красивые места нашей планеты, нашу республику с помощью виртуальной экскурсии.
Дети рассматривают природу. Слушают музыку.
Воспитатель: «Дети, возникли ли у вас какие-либо образы, связанные с природой, во время просмотра экскурсии и слушания музыки?». (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте отгадаем загадки о природе?
Снег идет, идет, идет...
А весною дождик льет...
Град нашли мы на траве
В наступившем сентябре.
А потом в свою тетрадку
Пишем: «Снова шли... (осадки»)
Белая крупа усыпала весь двор.
Может быть, ее всю собрать ведром?
Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,
Сразу исчезает так, что не найдешь.
Той крупе волшебной я был очень рад.
Рассказал ребятам, что такое... (град)
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой,
Это предметы природы... (живой)
Воспитатель: Ребята мы с вами очутились в лесу. Какое сейчас время года? (Ответы детей). А какие еще времена года существуют? Давайте разложим картинки каждого времени года по порядку и вспомним название месяцев каждого времени года (Ответы детей). А сколько всего месяцев в году? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Отправляемся дальше.
Воспитатель: А куда мы пришли сейчас? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята мы оказались у Каспийского моря. Давайте вспомним, кто обитает в нашем море? (Педагог на экране показывает слайды с изображением: рыб, животных и птиц, обитающих в Каспийском море. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. На последнем слайде у нас была изображена чайка. К какому семейству животных относится чайка? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно чайка - это птица. А птица – это кто? Чем она отличается от других обитателей нашей Земли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Птица – это теплокровные яйце откладывающие животные с крыльями вместо верхних конечностей. А каким строением обладает птица?
Дидактическая игра «Части тела птицы».
Воспитатель: Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы?
На какие геометрические фигуры они похожи? Я предлагаю Вам набор фигур.
Вам нужно разложить эти фигуры правильно, поочередно прикрепляя каждую к доске, называя фигуру и часть тела, на которую эта фигура похожа. (Дети по порядку выполняют задание)
Воспитатель: Сколько деталей нам понадобилось, чтобы собрать птицу? (Ответы детей)
Воспитатель: Итак, что обязательно должно быть у птицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь немножко отдохнем.
Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)
Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),
Природу будем охранять,
И никогда не обижать! (опускают руки.)
Воспитатель: А теперь ребята мы очутились на лесной опушке. Но, что с ней случилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто здесь оставил столько мусора и вырубил молодые деревца? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а можем мы как то помочь лесной опушке? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вместе приберемся здесь и вспомним правила поведения в природе. (Дети убирают мусор, называют правила поведения в природе. Воспитатель вешает знаки с правилами на доске)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие вы молодцы! Лесная опушка теперь красивая, чистая и говорит нам спасибо! Но как быть с молоденькими деревьями, которые срубили? Сможет природа и человек существовать без деревьев и растений? Для чего они нужны нам? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно ребята без деревьев и растений ни мы ни животные не выживут, ведь эта не только пища для многих животных и насекомых, но и чистый воздух. Мы не сможем вернуть к жизни срубленные деревья, но мы можем посадить новые. Осенью на прогулке мы собирали желуди. А желуди - это плоды какого дерева? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно это плоды дуба. Предлагаю Вам сегодня посадить дубы. Для этого мы надеваем фартуки, каждый берет себе горшочек с землей для посадки и желудь. Теперь посадим наш желудь в землю и проливаем его с лейки.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы не только побывали в гостях у природы, но и сделали доброе дело для нее. Вам понравилось это путешествие? Где мы были сегодня с вами? Что видели? Какие задания понравились больше? Какие эмоции у Вас остались? А закончить нашу беседу я бы хотела стихотворением Роберта Рождественского: