Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие младшего воспитателя с воспитателем и детьми в современных условиях»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 37/1» общеразвивающего вида ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА
г. БАРНАУЛА
Консультация
«Взаимодействие младшего воспитателя с воспитателем и детьми в современных условиях»
Ст.воспитатель: Пшеничникова О.В.
2018г
Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и младшего воспитателя. Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо их тесное взаимодействие.
В. А. Сухомлинский говорил, что«от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Немного из истории.
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель.Впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя - в начале прошлого века.
Профессия современности.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В процессе этой связи взрослые передают ребёнку способы использования предметов, организуют соответствующим образом его действия, осуществляют контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение.
Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС – это изменение отношения к своей должности и к детям. Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей. И забывают про няню- сегодня «младшего воспитателя». Младший воспитатель также непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя, т.е. наличие педагогического образования приветствуется. Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики,участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге - воспитателю в реализации воспитательного процесса в ДОО в соответствии ФГОС ДО..
Предлагаю вспомнить основные положения должностной инструкции младшего воспитателя:
3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.
Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса.
Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
3.2. Младший воспитатель работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
Младший воспитатель:
3.3. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми в режимных процессах:
понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течение дня;
наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве их игровой, трудовой, самостоятельной деятельностью;
участвует в подготовке и организации занятий;
формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах; провожает на прогулку на участок и провожает с прогулки в группу;
помогает раздевать и одевать детей, укладывать спать.
Младший воспитатель должен знать.
1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
2. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и приемы воздействия на них.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей:
точное соблюдение режима дня;
рациональное взаимодействие и распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Поговорим о взаимодействии младшего воспитателя с детьми на практике в разных возрастных группах:
В группе младшего дошкольного возраста:
совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания короткими и чёткими указаниями.
В средней группе:
Детям уже привит навык самообслуживания. Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застёгивание).
Дети старших и подготовительных групп
выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание компота по чашкам с помощью половника- этому терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.
Практикум.
Приемы деятельности младшего воспитателя с детьми.
Создание 3- х микро групп приемом «Найди такого же». - В группе вы помогаете детям находить друзей среди сверстников. Но мы должны учить детей действовать активно, чтобы на время игры получить себе друга. Предлагаю вам один из вариантов игры на поиск друзей.
Правила: взять полоску бумаги, прочитать то, что на ней написано. После команды ведущего нужно как можно быстрее найти своих друзей предложенным вам на листочках способом, а затем собраться с ними в хоровод.
- слова на листочках: «БУЛЬ», «ДЗИНЬ», «ШУР»- по количеству присутствующих из расчета на три микро группы. Например: 15 человек, по 5 карточек с каждым словом. Таким образом будет создано 3 микро группы.
- Затем каждой группе предлагается сесть вместе за стол.
Упражнение «Это делаю я».
Подсказка для ведущего- простым шрифтом написано то, что выполняет воспитатель, а жирным шрифтом – курсивом отмечено то, что выполняет младший воспитатель.
На столы раздаются листочки с перечнем режимных моментов. В каждом пункте написаны по 2 утверждения. Задача: выбрать из двух утверждений то, что относится непосредственно к функциям младшего воспитателя.
Группы в течение 2- 3 минут знакомятся с утверждениями, выбирают относящиеся к функциям младшего воспитателя. Затем микро группы по очереди озвучивают выбранные утверждения.
Мозговой штурм «Чем занять детей, пока воспитателя нет в группе?»- проводится устно со всеми группами одновременно.
Заданиемладшим воспитателям: придумать, чем занять детей, покавоспитателя нет в группе
(почитать книги, рассмотреть картинки, иллюстрации к книгам, поиграть в хороводные игры, игры в песочнице, в малоподвижные игры).
Дидактические игры и игры- эксперименты во время сервировки столов, убирания посуды со столов, с бумагой, весной при посадке овощных культур, с песком и т.п.:
Предложить сначала самостоятельно в группах подумать и записать на листке, какие игры, эксперименты, упражнения можно придумать и провести с детьми в соответствии с названием своей микро группы: «БУЛЬ» - игры с водой; «ДЗИНЬ» - игры с посудой, ложками- вилками; «ШУР» - с бумажными салфетками, с бумагой.
После озвучивания самостоятельно подобранных упражнений, экспериментов и игр младшими воспитателями выдать всем буклеты с подборкой «Дидактических игр и игр- экспериментов с детьми во время сервировки столов, убирания посуды со столов, с бумагой».
Таким образом, мы видим:
Для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание и взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя.
Общий вывод после практикума по играм – экспериментам:
Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - это необходимое условие для успешного становления личности дошкольника, для развития познавательного интереса. Экспериментирование осуществляется во всех видах детской деятельности: прием пищи, занятие, игра, прогулка, умывание. Для этого не требуется больших усилий и подготовки. Только желание и собственная фантазия.
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы надеемся, что она была полезна. Полученные сегодня знания помогут вам работать в группе в тесном сотрудничестве с воспитателями, организуя свою работу так, чтобы нашим дошкольникам было комфортно в детском саду.
Реализация ФГОС к структуре общего образования невозможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и младшего воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.
2. Создаю тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком. 2. Поддерживаю тёплую, дружескую атмосферу в группе.
3. Осуществляю приём детей. 3. Помогаю осуществлять приём детей: присматриваю за детьми, которые играют, занимаюсь с прибывшим ребёнком, в то время, когда воспитатель принимает других детей.
4. Провожу индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. 4.Осуществляю гигиенический уход за детьми.
5. Провожу индивидуальную работу с детьми: формирую у детей культуру поведения, знакомлю их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом; провожу работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов; регулирую двигательную активность каждого ребёнка.5. По просьбе воспитателя принимаю участие в работе с родителями: беседую с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.
6. Организую и руковожу трудовой деятельностью детей. 6.Совместно с воспитателем и под его руководством регулирую двигательную активность каждого дошкольника.
7. По мере необходимости организую, в ненавязчивой форме руковожу самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирую внутриколлективные отношения дошкольников. 7. По мере необходимости в ненавязчивой форме руковожу самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирую внутри коллективные отношения дошкольников.
Подготовка и организация прогулки
1. Оказываю детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевании после её окончания. 1. Оказываю детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевании после её окончания.
2. Воспитываю у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирую навыки личной гигиены. 2. Воспитываю у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирую навыки личной гигиены.
3. Планирую содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей. 3. Помогаю вывести детей на прогулку.
4. Организую и провожу на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми. 4. Участвую в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов.
5. Организую рациональную двигательную активность; содействую развитию физических качеств детей. Слежу за равномерным распределением физической нагрузки. 5. Совместно провожу закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны).
6. Создаю условия для организации самостоятельной деятельности детей. 6. По окончании прогулки по мере необходимости просушиваю одежду детей.
7. Наблюдаю за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляю ненавязчивое руководство этой деятельностью.7. В случае производственной необходимости наблюдаю за самостоятельной деятельностью детей на участке, осуществляю ненавязчивое руководство этой деятельностью.
8. Организую и провожу закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны). 8. Помогаю при необходимости организовать и проводить закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны).
Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей.
1. Осуществляю подготовку, создаю благоприятную обстановку перед приёмом пищи, перед сном детей. 1. Осуществляю санитарно – гигиенический уход за детьми (слежу за чистотой одежды, лица, рук).
2. Слежу за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяю трудовые поручения. 2. Совместно воспитываю у детей самостоятельность, формирую навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки.
3. Воспитываю самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно – гигиенические навыки. 3. Получаю и раздаю пищу.
4. По мере необходимости докармливаю детей. 4. Сервирую столы, совместно руковожу дежурством детей по столовой.
5. Помогаю детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать. 5. Поддерживаю благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и подготовки ко сну.
6. Слежу за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаю спокойную обстановку во время сна детей, наблюдаю за их сном. 6. Поддерживаю спокойную обстановку во время сна детей.
7. Осуществляю постепенный подъём детей после сна.
8. Организую и провожу закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей. 8.Помогаю в организации и проведении закаливающих мероприятий.
Игровая деятельность.
1. Наблюдаю, организую, в ненавязчивой форме руковожу игрой детей. 1. Наблюдаю за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руковожуигрой.
2. Создаю игровое пространство, подбираю необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей. 2. Поддерживаю созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию).
3. Создаю эмоционально-стабильную обстановку во время игры. 3. Поддерживаю эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей.
4. Содействую формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка. 4. Оказываю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек.
5. Вызываю интерес к тому или иному событию жизни, влияю на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой. 5.Совместно вызываю интерес к тому или иному событию жизни, влияю на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой.
6. Расширяю игровые умения и навыки, обогащаю содержание игр, используя разнообразные источники, формы, методы и приёмы. 6. Совместно способствую расширению игровых умений и навыков, обогащению содержания игр, использую разнообразные источники, формы, методы и приёмы.
7. Повышаюу детей культуру поведения, формирую устойчивый интерес к игре. 7. Совместно повышаю культуру поведения, формирую устойчивый интерес к игре.
8. Через игру углубляю и закрепляю интерес детей к разнообразным профессиям, воспитываю уважение к труду. 8. Совместно через игру углубляю и закрепляю интерес детей к разнообразным профессиям, воспитываю уважение к труду.
9. Осуществляю связь игры с другими видами деятельности. 9. Участвую в осуществлении связи игры с другими видами деятельности.
10. Изготавливаю по мере необходимости материал для игр, провожу совместно с родителями мелкий ремонт игрушек. 10. По мере необходимости помогаю изготавливать материал для игр, проводить совместно с родителями мелкий ремонт игрушек.
Изобразительная деятельность.
1. Формирую у детей интерес к изобразительной деятельности. 1. Оказываю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, по мере необходимости помогаю убирать его по окончании занятия.
2. Развиваю наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирую у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развиваю восприятие и воображение детей. 2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми наблюдаю за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме руковожу этой деятельностью.
3. Создаю эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности. 3. Оказываю помощь в организации выставок детских работ.
4. Знакомлю детей с произведениями изобразительного искусства.4. Обращаю внимание детей на произведения изобразительного искусства.
5. Руковожу и целенаправленно обучаю детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации.
6. Содействую развитию творческих способностей и инициатив детей. 6.Содействую развитию творческих способностей и инициатив детей.
7. Создаю условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей. 7. Способствую созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей
Трудовая деятельность
1. Формируюпредпосылки трудовой деятельности, необходимые для данного возраста, трудовые навыки, положительное отношение к труду 1. Совместно формирую необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду.
2. Формирую у детей знания о труде взрослых. 2. В сотрудничестве осуществляю контроль и руковожу дежурством детей по столовой.
3. Организую труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка. 3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, даю трудовые поручения, привлекаю детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)
4. Осуществляю контроль и руковожу трудовой деятельностью детей.4. Помогаю осуществлять контроль и руководить трудовой деятельностью детей.
5. Подбираю необходимое оборудование для труда, расставляю его с учётом педагогической целенаправленности.5. По мере необходимости помогаю подбирать необходимое оборудование для труда, расставлять его с учётом педагогической целенаправленности.
6. Содействую созданию в группе трудовой атмосферы. 6. Содействую созданию в группе трудовой атмосферы.
Непосредственно образовательная деятельность.
1. Организую педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей. 1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, диагностических исследований наблюдаю за самостоятельной деятельностью дошкольников.
2. Провожу диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений). 2. По мере необходимости оказываю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убиранию их после занятий.
3. Содействую установлению естественного стиля отношений с детьми и между детьми в процессе учебной деятельности и повседневной жизни. 3. По мере необходимости участвую в организации и проведении занятий.
4. Формирую интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности.4. Поддерживаю интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности.
5. Формирую у детей навыки учебной деятельности, обеспечиваю своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения.5. Поддерживаю у детей навыки учебной деятельности, своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения.
6. Воспитываю у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один другого. 6. Воспитываю у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один другого.
7. Развиваю интерес к народному творчеству, национальной культуре. 7. Развиваю интерес к народному творчеству, национальной культуре.
8. Осуществляю подготовку к занятиям, организую и провожу их.Подготавливаю пособия к занятиям.8. По необходимости помогаю осуществлять подготовку к занятиям,подготавливать пособия к занятиям
Самостоятельная деятельность дошкольника.
1. Подбираю и изготавливаю необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагаю его. 1. В сотрудничестве помогаю подбирать и изготавливать необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагать его.
2. Создаю атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирую внутри коллективные отношения. 2.В сотрудничестве поддерживаюестественную эмоционально-стабильную атмосферу в группес целью сохранения психологического здоровья детей.
2. Наблюдаю за самостоятельной деятельностью дошкольников. В случае необходимости регулирую внутри коллективные отношения.2. Наблюдаю за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости регулирую внутри коллективные отношения.
3. Осуществляю ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности.3. Содействую осуществлению ненавязчивого руководства при организации самостоятельной деятельности детей.