Организационно - поисковый | Вос-ль: Ну, что ребята поможем жителям страны Математики, вспомнить игры? Какие игры с цветными счетными палочками вы помните? (Воспитатель выбирает игры опираясь на основной принцип дидактики, от простого к сложному.Незаметно для детей осуществляя выстраивание хода занятия). Дидактическая игра «По порядку стройся», дети получают задания поделиться на две группы поровну по любому выбранному самими детьми признаку (половому, отношению друг к другу, с помощью счета). Затем одна подгруппа детей получает комплект цифр от 1 до 10, другая набор палочек Кюизенера, и на время (используются песочные часы) строятся по порядку на противоположных сторонах ковра. Вос-ль: Ребята, какую игру мы с вами вспомнили, как она называется? Молодцы давай те вспоминать следующие игры. Дидактическая игра «Числовая лесенка», дети получают задание построить числовую лесенку от любого числа (число выбирают сами). Например: нашли палочку, обозначающую число «5», положили перед собой. А затем строят числовую лесенку вверх или вниз (по выбору детей) называя числа. Затем задание усложняется (по ходу занятия на усмотрение педагога) название смежных чисел. Вос-ль: Между какими двумя ступеньками находится четвертая ступенька?». В случае затруднения предложить задание на сравнение двух чисел, пример: 3 и 4, определить, какое из чисел меньше, какое больше, проверить ответ с помощью палочки «1» (белого цвета). Дидактическая игра «Состав числа», найдите палочку «3», какого она цвета (голубого), и положите ее на стол. Сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых палочек-кубиков). Затем предложить детям определить состав числа три с помощью других палочек (палочек другого цвета)? Дидактическая игра «Скажите какую?», первый раз дает задание воспитатель, затем по аналогии задания придумывают несколько (2-3) ребенка. Вос-ль: я спрятала палочку длиннее красной. Найдите ее? Назовите цифру соответствующую желтой палочке, фиолетовой, и т.д. Дидактическая игра «Веселые задачки». Вос-ль: Слушайте условие задачи: Два щенка-озорника Бегают, резвятся. К шалунишкам три щенка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. сколько собралось друзей? Предложить детям решить задачу, поставить перед воспитанниками проблему можно ли решить её двумя способами? (с помощью цветных палочек и с помощью математических знаков и цифр) Палочками: розовая палочка и к ней приставляется синяя палочка, а под ними палочка желтого цвета. Физкультминутка (организуется детьми и педагогом). | Дети перечисляют знакомые игры с палочками Кюизенера. Дети проходят за ширму, где заранее на столе приготовлены два разноса с цифрами и палочками Кюизнера, берут их и играют, строясь в определенном порядке. Проводится самоконтроль детьми, после выполнения задания. Дети садятся за столы, выбираю число самостоятельно, договариваясь друг с другом, и строят числовую лесенку, затем несколько детей комментируют выполненные действия, остальные проверяют у себя выполнение задания. Работа детей за столами, дети выдвигают версии и выкладывают цветные палочки, осуществляя проверку друг у друга, затем коллективную проверку с проговариванием и самостоятельно находят состав этого же числа с помощью других палочек (одной розовой «2» и одной белой «1»). По окончании работы-игры проводится самоконтроль. Дети, самостоятельно помогая друг другу, находят правильное решение, затем по желанию два ребенка по очереди задают аналогичные задания другим детям. Ответы комментируются коллективно, с уточняющими вопросами, и ответами на вопросы детей друг другу. Дети прослушав условие задачи, предлагают варианты решения ( с помощью цветных счетных палочек или цифр и математических знаков). Дети, используя палочки, объясняют, что получилось «5», потому что длина двух палочек «розовой» и «голубой» равна длине одной палочки «желтой». Затем они выкладывают (записывают) эту задачу с помощью цифр и математических знаков =, +. Дети, переходят на ковер и выполняют самостоятельно физкультминутку с использованием видеофильма. |
Переход к самостоятельной деятельности | Дидактическая игра «Составление ковриков». Вос-ль: напомните ребята, как нужно играть в эту игру. Построить «ковер» используя цветные счетные палочки Кюизенера так, чтобы все полосы в нем были разного цвета или составить цветные узоры по выбору детей побудить их обсуждению и систематизации своих работ. | Дети подходят к столам, на которых находятся наборы цветных палочек (на пару детей) и работают самостоятельно, объясняя свой выбор педагогу на ухо, (вспоминая цвет палочек и соответствие их числовому обозначении). Затем самостоятельное обсуждение детьми выполненного задания. |