1 Образовательная:сформировать знание у детей об особенностях русской культуры и быта; разучить приём игры на ложках «Ушки».
2 Развивающая: развить речедвигательную сферу у детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
3 Воспитательная: воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и приемов.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями быта в русской избе;
Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
Развивать фонематический слух;
Развивать чувство ритма;
Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
Ход совместной деятельности
1
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, видят русскую избу. По дому хлопочет хозяйка (музыкальный руководитель): подметает, кашу да суп варит.
Раздается стук в дверь:
Воспитатель:
Уж чей это дом, чей это терем?
Ты позволь, хозяюшка, ко двору прийти.
Дети:
Ко двору прийти, да на новы сени взойти.
Хозяйка:
Проходите детушки в горенку.
Проходите – от порога,
Не засечена дорога.
Народ собирается,
Веселье начинается!
2
(под музыку дети заходят в зал парами,
идут по кругу, затем расходятся на две стороны)
Хозяйка:
Здравствуй, честной народ.
Вы пришли на людей посмотреть,
Да себя показать?
Дети:
Собрались мы позабавиться, да потешится.
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Хозяйка:
Просим, просим всех на избу.
Красному гостю – красное место.
Милости просим – (поклон на 3 стороны)
А хлеб – соль по-старинному.
Основная часть:
Хозяйка:
Отдохните, посидите,
На экран волшебный посмотрите.
Я вопросы вам задам,
А ответ найдете там.
Загадки
Хозяйка:
Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка)
Ответы детей:
Хозяйка:
Две ложки вверх я подниму,
А третьей их я разделю.
Прием такой зову красиво,
Как в поле есть цветочек милый. («колокольчик»)
Ответы детей:
Хозяйка:
Теперь начну я по - другому:
Рукою правой вверх и вниз
По ложкам левой ударять
И получу в ответ опять:
Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так. («часики»)
Ответы детей:
Хозяйка:
Ну, и резвые детишки,
И девчонки, и мальчишки.
Все – то знаю, да умеют,
А теперь спросить хочу
С чего же начинали делать ложки?
Ответы детей:
Хозяйка:
Срубали топором дерево: осина, берёза, ольха или липа. Затем заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши.
Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами (топор, резцы) из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их.
На Руси даже существовал день, когда рубили дерево на выделку ложек. Это было 7 мая. А 2 апреля объявлено Международным днем ложки.
Ну что, гостюшки посидели, отдохнули. А не пора ли нам поиграть на ложечках? (дети берут ложки)
Повторяйте за мной:
Ритмическое упражнение на ложках
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили,
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
Хозяйка:
Там, где песня льется,
Там и легче живется.
Запевайте песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную.
Песня Дед Степан
Хозяйка:
Мы и пели, и плясали,
Но немножечко устали.
Пусть и ложки отдохнут,
Положите их вот тут.
(складывают ложки на столик)
Да, дед Степан хорош и пригож,
А у дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, да все сыновья!
Игра «Дядюшка Трифон»
Хозяйка:
Молодцы. А теперь, прошу я вас ,посмотрите как играют ложкари – виртуозы, какие приемы игры на ложках вы тоже умеете исполнять.
Видео игры «Ложкарей»
Хозяйка:
Какие же приемы вы узнали?
Ответы детей:
Хозяйка:
Мы с вами уже умеем играть на 3 ложках, вспомним, что в левой руке сколько ложек?
Дети: Две
Хозяйка:
А в правой – одна – ударная. Как вы думаете, можно ли брать ложки по другому или нет?
Дети: Можно.
Хозяйка:
Конечно, можно, попробуйте придумать сами, как их можно расположить.
Хозяйка:
А сегодня я познакомлю вас с новым приемом, название ему вы постараетесь придумать сами.
Ложечки левой руки разворачиваем «лицом» друг к другу, черенками вверх. Игру можно начинать как с удара по черенкам, так и с «щеки» ложки.
Как же можно назвать такой прием?
Ответы детей:
Хозяйка:
Черенки, торчащие вверх, очень похожи на….ушки, поэтому так и называется прием – «ушки». Давайте попробуем поиграть на таких ложках.
Игра на ложках
Заключение:
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие, что посетили меня, порезвились, поигрались, но пора и честь знать – расходиться по домам.