Познакомить с удивительными свойствами камней. дать представление о горах какие они бывают: со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами. Камни можно увидеть: в горах, на море, на речке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Дать представления о том, что камни в природе бывают ещё полезными и ценными;
6. Учить детей практическому обследованию предметов. Учить делать умозаключения, выводы.
Область « Коммуникация»:
7. Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения;
8. Воспитывать интерес и желание расширить свой кругозор.
Область «Художественная творчество»
9. Способствовать развитию эстетического вкуса, побудить выражать словами свои тактильные ощущения;
Область «Социализация»
10. Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.
11. Воспитывать уважительные отношения к ровесникам
Область «Здоровье», «Безопасность», Физическая культура»
12. Развивать глазомер
13. Ходьба по каменной дорожке: профилактика плоскостопия у детей, точечный массаж стоп.
Словарная работа: Обогатить детей словами: калейдоскоп, глобус, со снежными вершинами, с водопадами, крупинки камней, лаборатория, исследовать, свойства камней: тяжёлый, размер, твердый, драгоценный камень, алмаз, добывают.
Оборудование: стакан 6 штук, вода, песок, камни разного размера, глобус, калейдоскоп, пластилин, каменная дорожка, цветные стразы, подносы, «фиксик» на дистанционно управляемой машине, модули, материал для горы, шкатулка.
Наглядное пособие: Слайдовый материал о горах, камнях, фрагмент мультфильма «Фиксики»
1.Воспитатель: – Доброе утро! Сегодня вместо вашей воспитательницы заниматься с вами буду я. Меня зовут Валентина Васильевна и со мной пришли гости, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
-Дети, что у меня в руках? (письмо) Верно, это письмо только что мне передали, когда я заходила в вашу группу. Как проверить, действительно ли письмо предназначено вам? Верно, кто нибудь знает адрес детского сада? (Лермонтова). А кто помнит номер детского сада? (25/2) А как называется ваш детский сад? («Колокольчик»). Правильно, значит письмо предназначено вам (вскрываю конверт, достаю письмо и читаю)
Письмо: «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана голубой лентой. Надеюсь, что посылка у вас в группе»
Воспитатель: Ребята, вы получили посылку (нет). Тогда посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана голубой лентой.
Воспитатель: Тогда пошли искать её ( дети ищут посылку, находят зеленую коробку, перевязанную голубой лентой). Вот она! Как вы думаете, что внутри посылки? (что-то тяжелое) Смотрите здесь записка:
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку». Вы любите отгадывать загадки? (Да). Ну, тогда слушайте:
«Он может быть мелкий – в ладошке лежать, а может большой, тяжёлый – одному не поднять» -что же это?
Дети: Это камень
Воспитатель: Ну-ка проверим, правильно ли мы отгадали загадку, открываю посылку. Смотрите, в посылке камень. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Интересно, кто же прислал нам этот камень? Тут ещё есть диск. Посмотрим? (давай)
II. Видеоролик «Фиксики»
2.1 Нолик: - Привет ребята! Вы получили мою посылку?
Воспитатель : А вы знаете, кто это?
Дети: Нолик.
Воспитатель: Правильно, это Нолик, ему всего пять лет. Он хоть и маленький, но очень много знает. Посмотрим, что он нам ещё приготовил ……. (просмотр мультфильма «Калейдоскоп»)
Нолик: Ребята, вы тоже можете посмотреть в калейдоскоп красивые камешки.
Воспитатель: Возьмём калейдоскопы и посмотрим ( дети берут калейдоскопы)
Воспитатель: На что похожи камешки в ваших калейдоскопах?
Дети: на цветы, на узоры
Воспитатель: Верно, внутри калейдоскопа камни похожи на цветы и на узоры. Камни бывают разного цвета. Ваня, у тебя какого цвета камни в калейдоскопе?
Дети: желтый, красный, синий….
2.2. Беседа о камнях.
Сегодня мы будем говорить о камнях. А кто знает, где можно увидеть много камней? (на речке, в горах, и на море). Да верно, а вы знаете, что больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. А в группе где можем увидеть горы? ( на карте, на глобусе) Правильно, пойдемте рассмотрим глобус. Как вы думаете почему глобус раскрашен разными цветами? ( там земля и вода) Вот, смотрите синий цвет – это моря и реки, зеленый цвет – это леса и поля, желтый цвет – это пустыня, а вот коричневый цвет – это горы. Вот эти выпуклости обозначают горы.
2.3 Ребята, хотите здесь и сейчас мы с вами сделаем высокую гору? (да, хотим) Как вы думаете, что для этого нам нужно, оглянитесь вокруг ( модули и коричневый материал). Молодцы, у горы есть вершина. Получилась ли у нас гора, посмотрим издалека.
Давайте посмотрим на экран, какие бывают горы. Похожа ли наша гора на эти горы? (да, похожа)
2.4 Просмотр фотослайдов.
Воспитатель: Какая красота! Какие бывают горы ( ответы детей: большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами). А как вы думаете, у нас в Якутии есть гора? (есть). Да, верно у нас в Якутии есть много гор. А эти горы вы наверно знаете, как они называются?
Дети: Ленские столбы
Воспитатель: Кто- нибудь из вас побывал в Ленских столбах? (да, нет). Ленские столбы находятся в Хангаласском улусе, на берегу реки Лены. Они представляют собой вытянутые скалы – высота, которых доходит до 100 метров.
Воспитатель: Ну что, ребята, мы узнали, что камни можно увидеть……где?
Дети: в горах, на море, на речке.
Воспитатель: Камни бывают морские и речные. Морские –гладкие, а речные – угловатые. Вот камни, нужно разделить их на две части морские камни положите слева, а речные камни справа. ( дети, объясняя, делят камни на речные и морские)
Дети: этот камень гладкий – значит он морской, а этот угловатый – значит речной.
Воспитатель: Верно ребята.
III. Нолик: Если хотите узнать свойство камней, то можете идти в нашу лабораторию. ( «Фиксиков». А пройти туда можно по камушка, они укажут дорогу.
Воспитатель: Ну что дети, пойдем в лабораторию фиксиков? ( пойдём). Где же камни указывающие дорогу? (вот они). Пойдемте по нему. Вот речка, а это мост, из чего он сделан? (из камней . Все разуваемся, берем обувь в руки и осторожно переходим речку.
Физкультурная минутка.
По каменному мостику
Шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам
Массируем мы ножки
По камушкам, по камушкам
И будем мы здоровы. ( дети переходят речку и одевают обувь)
3.1. Воспитатель: - Дети, что вы почувствовали , когда переходили речку? ( было….) этот мостик не простой, он лечебный: камушки массируют стопы ног, и это закаляет организм. Пойдем дальше, куда же привели нас камни?
3.2. Воспитатель: Перед вами песок. Это очень мелкие, маленькие крупинки камней, Сейчас мы все поищем камушки, чтобы у всех было по 2 камня: 1 большой и 1 маленький ( дети ищут и находят в песке камушки). Вот у нас есть камушки, чтобы исследовать, мы продолжаем путь в лабораторию.
IV. Воспитатель: Вот мы и добрались до лаборатории. Положите камни на поднос. Сейчас вы все будете маленькими исследователями. Сначала оденем халаты. На них, смотрите, бейджики «Фиксиков», кому чей халат достался? (мне Симка, а мене Шпуля). Ребята, давайте вспомним правила: первое правило – внимательно слушать, второе правило – аккуратно работать с оборудованием
И так исследовать мы будем что? (камень). Правильно, и узнаем свойство камней.
4.1 первый опыт. Левой ладонью прикройте левый глаз, а в правую руку возьмите большой камень и поднесите к правому глазу. Вы видите меня сквозь камень? (нет). Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? (нет). Значит он какой? Прозрачный или нет? ( непрозрачный)
4.2 Второй опыт. Перед вами сосуд с водой, подумайте, что же мы будем делать? (незнаем, а может, опустим в воду камень?) Осторожно опустим лист в воду, что произошло? Лист не тонет, он плавает, потому что он легче воды. А теперь, попробуем осторожно опустить камень в воду. Что произошло с ним? (Утонул). Почему? Значит он какой? (тяжелый)
4.3 Третий опыт. Возьмите в правую руку камень, а в левую пластилин и сожмите обе ладошки крепко-крепко. Что произошло с пластилином? Он изменяет форму, он мягкий и из него можно лепить. А что произошло с камнем, изменил ли он форму? Нет, почему? ( потому что он твердый) Верно.
4.4. А хотите узнать , что внутри камня? (да) Берем лупы и половинки камней. Внимательно смотрим через лупы, что мы видим?
4.5. Оказывается, некоторые камни можно разбить. А самый твердый камень, который совсем не разбивается, это алмаз. Поэтому его называют царём камней. А Царь это кто? (самый главный) А вы знаете кто царь зверей? (лев), а птиц? (орёл) а какое дерево называют царём деревьев? (дуб) Царь цветов – пион, царь камней -… алмаз (слайд)
Посмотрите, в России алмаз добывают только у нас в Якутии. А алмазным городом называют город… Мирный. Алмаз – это драгоценный камень. Хотите посмотреть? Но у меня не алмаз, а бриллиант, потому что граненный, а граненый алмаз называют бриллиантом. Он такой маленький, а стоит больших денег, можно посмотреть из лупы….
V.Воспитатель: Всё ребята, закончили исследовать, снимаем халаты, осторожно повесьте, а теперь чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру. Становитесь в круг. Стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать и на какой вопрос.
-Камень можно смять как бумагу, почему? (нет, потому что он твёрдый)
-тонет ли камень в воде, почему ( тонет, он тяжелый)
Назовите царя камней? (алмаз)
Чем отличаются морские камни от речных? ( морские гладкие, речные угловатые)
Назови алмазный город? ( Мирный)
VI.(слышен голос. Нолик въезжает Нолик на машине)
Воспитатель: Ой,это кто там кричит? Ребята это же Нолик, что же привёз нам Нолик? (сундучок)
(Беру сундучок, в это время машина отъезжает обратно)
Воспитатель: Ребята, фиксик Нолик уезжает. Пока, спасибо за красивый сундучок. Посмотрите, в какую сторону поедет Нолик. (в это время незаметно включаю световой эффект). Ну-ка посмотрим, что в сундучке. (открываем). Что это так сверкает?! (достаю разноцветные стразы)
Ой, дети у вас на столе появились белые камни. А давайте, мы украсим эти камни разноцветными стразами, который принёс Нолик и наш камень будет блестеть как алмаз.
VII. Рефлекция
Воспитатель: Ребята, мне было очень приятно с вами заниматься. Какие моменты вам запомнились? (ответы детей) Спасибо всем и на память о нашем знакомстве возьмите камни с собой
Ш
Общие сведения о педагоге (Основные достижения, регалии).
Нагрудной знак «За вклад в развитии ДО»
Победитель в номинации «Верность профессии» на республиканском конкурсе «Воспитатель года-2014»
Грант президента РС (Я) -2014
Основные этапы развития занятия.
Действия педагога
Действия учащихся, воспитанников
Формирование универсальных учебных действий.
-
Фотография занятия №1
Фото№2
аблон страницы для книги.
Тема занятия:Удивительные камни
Цель занятия: : Познакомить детей с удивительными свойствами камней
Используемая педагогическая технология:
Основные этапы развития занятия.
Действия педагога
Действие воспитанников
Формирование универсальных учебных действий
Доброе утро! Сегодня вместо вашей воспитательницы заниматься с вами буду я. Меня зовут Валентина Васильевна и со мной пришли гости, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Дети, что у меня в руках?
Верно, это письмо только что мне передали, когда я заходила в вашу группу. Как проверить, действительно ли письмо предназначено вам? Верно, кто ни-будь знает адрес детского сада? . А кто помнит номер детского сада?
) А как называется ваш детский сад?
Правильно, значит письмо предназначено вам (вскрываю конверт, достаю письмо и читаю)
Письмо: «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана голубой лентой. Надеюсь, что посылка у вас в группе»
Воспитатель: Ребята, вы получили посылку
Тогда посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку». Вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда слушайте:
«Он может быть мелкий – в ладошке лежать, а может большой, тяжёлый – одному не поднять» -что же это?
Ну-ка проверим, правильно ли мы отгадали загадку, открываю посылку. Смотрите, в посылке камень. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Интересно, кто же прислал нам этот камень? Тут ещё есть диск. Посмотрим? (давай)
II. Видеоролик «Фиксики»
2.1 Нолик: - Привет ребята! Вы получили мою посылку?
А вы знаете, кто это?
: Правильно, это Нолик, ему всего пять лет. Он хоть и маленький, но очень много знает. Посмотрим, что он нам ещё приготовил ……. (просмотр мультфильма «Калейдоскоп»)
Нолик: Ребята, вы тоже можете посмотреть в калейдоскоп красивые камешки.
: Возьмём калейдоскопы и посмотрим
На что похожи камешки в ваших калейдоскопах?
: Верно, внутри калейдоскопа камни похожи на цветы и на узоры. Камни бывают разного цвета. Ваня, у тебя какого цвета камни в калейдоскопе?
2.2. Беседа о камнях.
Сегодня мы будем говорить о камнях. А кто знает, где можно увидеть много камней?
. Да верно, а вы знаете, что больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. А в группе где можем увидеть горы?
Правильно, пойдемте рассмотрим глобус. Как вы думаете почему глобус раскрашен разными цветами?
Вот, смотрите синий цвет – это моря и реки, зеленый цвет – это леса и поля, желтый цвет – это пустыня, а вот коричневый цвет – это горы. Вот эти выпуклости обозначают горы.
2.3 Ребята, хотите здесь и сейчас мы с вами сделаем высокую гору?
Как вы думаете, что для этого нам нужно, оглянитесь вокруг
Молодцы, у горы есть вершина. Получилась ли у нас гора, посмотрим издалека.
Давайте посмотрим на экран, какие бывают горы. Похожа ли наша гора на эти горы?
2.4 Просмотр фотослайдов.
Воспитатель: Какая красота! Какие бывают горы
. А как вы думаете, у нас в Якутии есть гора?
Да, верно у нас в Якутии есть много гор. А эти горы вы наверно знаете, как они называются?
Кто- нибудь из вас побывал в Ленских столбах? Ленские столбы находятся в Хангаласском улусе, на берегу реки Лены. Они представляют собой вытянутые скалы – высота, которых доходит до 100 метров.
Ну что, ребята, мы узнали, что камни можно увидеть……где?
Камни бывают морские и речные. Морские –гладкие, а речные – угловатые. Вот камни, нужно разделить их на две части морские камни положите слева, а речные камни справа. (
Дети: этот камень гладкий – значит он морской, а этот угловатый – значит речной.
Верно ребята.
III. Нолик: Если хотите узнать свойство камней, то можете идти в нашу лабораторию. ( «Фиксиков». А пройти туда можно по камушка, они укажут дорогу.
Ну что дети, пойдем в лабораторию фиксиков? . Где же камни указывающие дорогу? (вот они). Пойдемте по нему. Вот речка, а это мост, из чего он сделан?
Физкультурная минутка.
По каменному мостику
Шагают наши ножки
По камушкам, по камушкам
Массируем мы ножки
По камушкам, по камушкам
И будем мы здоровы.
3.1. : - Дети, что вы почувствовали , когда переходили речку? ( было….) этот мостик не простой, он лечебный: камушки массируют стопы ног, и это закаляет организм. Пойдем дальше, куда же привели нас камни?
3.2. Перед вами песок. Это очень мелкие, маленькие крупинки камней, Сейчас мы все поищем камушки, чтобы у всех было по 2 камня: 1 большой и 1 маленький Вот у нас есть камушки, чтобы исследовать, мы продолжаем путь в лабораторию.
IV. Вот мы и добрались до лаборатории. Положите камни на поднос. Сейчас вы все будете маленькими исследователями. Сначала оденем халаты. На них, смотрите, бейджики «Фиксиков», кому чей халат достался?
. Ребята, давайте вспомним правила: первое правило – внимательно слушать, второе правило – аккуратно работать с оборудованием
И так исследовать мы будем что? (камень). Правильно, и узнаем свойство камней.
4.1 первый опыт.
4.2 Второй опыт.
4.3 Третий опыт
.
4.4. А хотите узнать , что внутри камня? (да)
4.5. Оказывается, некоторые камни можно разбить. А самый твердый камень, который совсем не разбивается, это алмаз. Поэтому его называют царём камней. А Царь это кто?
А вы знаете кто царь зверей?
а птиц?
а какое дерево называют царём деревьев?
Царь цветов – пион, царь камней -… алмаз (слайд)
Посмотрите, в России алмаз добывают только у нас в Якутии. А алмазным городом называют город… Мирный. Алмаз – это драгоценный камень. Хотите посмотреть? Но у меня не алмаз, а бриллиант, потому что граненный, а граненый алмаз называют бриллиантом. Он такой маленький, а стоит больших денег, можно посмотреть из лупы….
V. Всё ребята, закончили исследовать, снимаем халаты, осторожно повесьте, а теперь чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру. Становитесь в круг. Стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать и на какой вопрос.
-
VI. (слышен голос. Нолик въезжает Нолик на машине)
Ой,это кто там кричит? Ребята это же Нолик, что же привёз нам Нолик?
(Беру сундучок, в это время машина отъезжает обратно)
Ребята, Нолик уезжает. Пока, спасибо за красивый сундучок. Посмотрите, в какую сторону поедет Нолик. (в это время незаметно включаю световой эффект). Ну-ка посмотрим, что в сундучке. (открываем). Что это так сверкает?! (достаю разноцветные стразы)
Ой, дети у вас на столе появились белые камни. А давайте, мы украсим эти камни разноцветными стразами, который принёс Нолик и наш камень будет блестеть как алмаз.
VII. Рефлекция
Воспитатель: Ребята, мне было очень приятно с вами заниматься. Какие моменты вам запомнились?
Спасибо всем и на память о нашем знакомстве возьмите камни с собой
письмо
Лермонтова
25/2
«Колокольчик»
(нет).
Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана голубой лентой.
дети ищут посылку, находят зеленую коробку, перевязанную голубой лентой
(Да
. Это камень
Нолик.
( дети берут калейдоскопы)
Дети: на цветы, на узоры
желтый, красный, синий….
на речке, в горах, и на море
на карте, на глобусе
там земля и вода
да, хотим
модули и коричневый материал
да, похожа
большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами
есть
Ленские столбы
да, нет
в горах, на море, на речке.
дети, объясняя, делят камни на речные и морские
Пойдем
из камней . Все разуваемся, берем обувь в руки и осторожно переходим речку.
Читают стишок и переходят речку и одевают обувь
дети ищут и находят в песке камушки
мне Симка, а мене Шпуля
Левой ладонью прикройте левый глаз, а в правую руку возьмите большой камень и поднесите к правому глазу. Вы видите меня сквозь камень? (нет). Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? (нет). Значит он какой? Прозрачный или нет? ( непрозрачный)
Перед вами сосуд с водой, подумайте, что же мы будем делать? (незнаем, а может, опустим в воду камень?) Осторожно опустим лист в воду, что произошло? Лист не тонет, он плавает, потому что он легче воды. А теперь, попробуем осторожно опустить камень в воду. Что произошло с ним? (Утонул). Почему? Значит он какой? (тяжелый)
Возьмите в правую руку камень, а в левую пластилин и сожмите обе ладошки крепко-крепко. Что произошло с пластилином? Он изменяет форму, он мягкий и из него можно лепить. А что произошло с камнем, изменил ли он форму? Нет, почему? ( потому что он твердый) Верно.
Берем лупы и половинки камней. Внимательно смотрим через лупы, что мы видим?
(самый главный)
Лев
Орёл
дуб
Видеосюжет
Камень можно смять как бумагу, почему? (нет, потому что он твёрдый)
-тонет ли камень в воде, почему ( тонет, он тяжелый)
Назовите царя камней? (алмаз)
Чем отличаются морские камни от речных? ( морские гладкие, речные угловатые)
Назови алмазный город? ( Мирный)
(сундучок)
Украшают камни стразами
ответы детей
Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с введением ФГОС ДО итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребенка. Такие как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
В свете введения ФГОС ДОУ для нас приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий (УУД) . Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – будет способствовать успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития УУД, перед нами возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
Традиционные формы работы
Беседы
Досуги
Игровые беседы с элементами движения
Занятия
Развлечения
Викторины
Клубы
Конструирование
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Спортивные игры
Народные игры
Экскурсии
Походы
Выставки Интерактивные формы работы:
Пресс-конференция
Устные журналы
«Школа исследователей»
«Клуб любознательных»
Рисунки-сочинения
Интегративная деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Режиссерская игра
Решение проблемных ситуаций
Создание коллекций
Изостудия
Коллективное дело
«Сказочная лаборатория»
Таким образом, использование новых форм работы позволяет развивать универсальные учебные действия у дошкольников, что способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности.
Для эффективного внедрения новых форм в дошкольном учреждении создаётся предметно – развивающая среда, позволяющая успешно формировать УУД:
личностные УУД (это оборудованный спортивный уголок в соответствии с требованиями, «Дорожка здоровья»)
регулятивные УУД (в группах имеются уголки социально-эмоционального развития; кабинет педагога-психолога);
познавательные УУД (кабинет учителя – логопеда;, мини-музей; оформлены цветники на участках; имеется площадка для изучения правил дорожного движения и др.);
коммуникативныеуниверсальные действия (музыкальный зал; театральная комната с различными видами театров и др).
В нашем детском саду предметная среда – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.
Для педагогов на базе дошкольного учреждения организована работа творческой группы по направлению «Формирование предпосылок УУД у дошкольников через различные виды деятельности».
В результате деятельности творческой группы были разработаны методические продукты:
- Диагностический инструментарий по мониторингу предпосылок УУД.
- Памятки для педагогов «Формирование регулятивных УУД у дошкольников для успешного обучения в школе»; рекомендации «Проблемные мыслительные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников».
- Систематизированы методы и средства оценки сформированности УУД, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
- Разработаны рекомендации по созданию развивающей среды в рамках формирования УУД.
- Составлена картотека игр для проведения игровых занятий в организованной и самостоятельной деятельности по формированию предпосылок УУД.
Но в тоже время существуют и проблемы:
Первая: неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС (в большей степени стараются проводить учебные занятия).
Вторая: сложнее, так как для осуществления данной работы нужна и другая методика работы с детьми дошкольниками и другая дидактика, чем та, что сегодня используется в большинстве детских садов. Не все способны этими методиками и этой новой дидактикой пользоваться и получать иной, чем сегодня результат.
Третья: это создание той развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.
Просмотр содержимого документа «Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. »
Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с введением ФГОС ДО итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребенка. Такие как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачии др.
Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
В свете введения ФГОС ДОУ для нас приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий (УУД) . Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – будет способствовать успешной адаптации и обучения в начальной школе.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития УУД, перед нами возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
Традиционные формы работы
Интерактивные формы работы
Беседы
Досуги
Игровые беседы с элементами движения
Занятия
Развлечения
Викторины
Клубы
Конструирование
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Спортивные игры
Народные игры
Экскурсии
Походы
Выставки
Пресс-конференция
Устные журналы
«Школа исследователей»
«Клуб любознательных»
Рисунки-сочинения
Интегративная деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Режиссерская игра
Решение проблемных ситуаций
Создание коллекций
Изостудия
Коллективное дело
«Сказочная лаборатория»
Таким образом, использование новых форм работы позволяет развивать универсальные учебные действия у дошкольников, что способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности.
Для эффективного внедрения новых форм в дошкольном учреждении создаётся предметно – развивающая среда, позволяющая успешно формировать УУД:
личностные УУД (это оборудованный спортивный уголок в соответствии с требованиями, «Дорожка здоровья»)
регулятивные УУД (в группах имеются уголки социально-эмоционального развития; кабинет педагога-психолога);
познавательные УУД (кабинет учителя – логопеда;, мини-музей; оформлены цветники на участках; имеется площадка для изучения правил дорожного движения и др.);
коммуникативныеуниверсальные действия (музыкальный зал; театральная комната с различными видами театров и др).
В нашем детском саду предметная среда – это гармоничное соотношение материалов, окружающих детей, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать УУД.
Для педагогов на базе дошкольного учреждения организована работа творческой группы по направлению «Формирование предпосылок УУД у дошкольников через различные виды деятельности».
В результате деятельности творческой группы были разработаны методические продукты:
- Диагностический инструментарий по мониторингу предпосылок УУД.
- Памятки для педагогов «Формирование регулятивных УУД у дошкольников для успешного обучения в школе»; рекомендации «Проблемные мыслительные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников».
- Систематизированы методы и средства оценки сформированности УУД, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
- Разработаны рекомендации по созданию развивающей среды в рамках формирования УУД.
- Составлена картотека игр для проведения игровых занятий в организованной и самостоятельной деятельности по формированию предпосылок УУД.
Но в тоже время существуют и проблемы:
Первая: неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС (в большей степени стараются проводить учебные занятия).
Вторая: сложнее, так как для осуществления данной работы нужна и другая методика работы с детьми дошкольниками и другая дидактика, чем та, что сегодня используется в большинстве детских садов. Не все способны этими методиками и этой новой дидактикой пользоваться и получать иной, чем сегодня результат.
Третья: это создание той развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ
СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ПЕДАГОГ
СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИ
ДЕТИ
Вводно-организационный
Организация направленного внимания
Дети под музыку заходят в зал парами. Музыкальное приветствие. Воспитатель задает детям вопросы.
Дети проходят на стульчики парами.
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о своей родной семье.
- А еще мы с вами узнаем, почему дружная семья – это сильная семья.
- Ребята, давайте вспомним распевки на слоги ма-ма, па-па, ба-ба и пропоем эти песенки, помогая себе ладошками.
«Музыка»
«Познание»
«Социализация»
Привлечение направленного внимания.
Основная
Расширение представления о семье.
Усвоение понятий «племянник», «племянница».
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
Рассматривание слайдов на тему «Моя семья».
Пение песен: «Мин маамам», «Эбээ».
Рассказы детей о родственниках по фотографиям.
Проговаривание нового слова хором и индивидуально.
Физ. минутка.
Сюрпризный момент с метелкой.
Чтения стихотворения о дружной семье.
Проектор, экран, картинки, музыкальный центр, фонограмма «Мин маамам», «Эбээ».
Слайд по фотографиям.
Чудесный мешочек, метелка.
- Кого вы видите на картинке?
- Как вы думаете: это чужие или родные между собой люди?
- Как можно назвать их одним словом?
- Как вы думаете, каких членов семьи не нарисовал художник?
- Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?
- Ребята, давайте споем песню про маму и бабушку.
- Мамину или папину сестру мы называем тетей, а маминого и папиного брата – дядей. А вы ему кто?
Я иду, и ты идешь – раз, два, три –шаг на месте.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три –стоя, дирижируем 2-мя руками.
Мы идем и мы поем – раз, два, три – шаг на месте.
Очень дружно мы живем – раз, два, три – хлопаем руками.
Муз. руководитель показывает детям чудесный мешочек, предлагает отгадать на ощупь, что находится внутри и вынимает метелку.
- Давайте попробуем сломать ее целиком. Почему это трудно сделать?
- А теперь сломаем прутики по одному. Почему они легко ломаются?
- Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.
- Дети возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья!
- Сейчас Кристина нам расскажет стихотворение о дружной семье.
- Ребята, а как вы заботитесь о своей семье?
- Как вы помогаете своим родителям, своим младшим сестренкам, братишкам…?
- Вот теперь, ребята, мы знаем, почему дружная семья – это сильная семья.
- Это я, меня зовут …
- Это моя мама, ее зовут …
- Это мой папа, его зовут …
- Наша семья большая и дружная, потому что …
- Племянник, племянница.
«Познание»
«Музыка»
«Чтение художественной литературы»
«Коммуникация»
Сформированность представления о семье.
Любознательность и активность.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Сформированность элементарных навыков.
Заключительная
Формирование интереса к содержанию НОД.
Подведение итогов НОД, обобщение полученных ребенком знаний, умений и навыков.
Муз. игра «Семейная фотография».
Подведение итогов НОД.
Фотоаппарат, веселая музыка, музыкальный центр.
Дети под музыку двигаются по всему залу, по сигналу «Стоп-кадр!» дети собираются «семьями» для фотографии и фотограф делает снимки. В заключение дети собираются большой детсадовской семьей со своей мамой – воспитательницей.