kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Удивительные камни»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе №14 компенсирующей направленности (6-7 лет) на тему: «Удивительные камни»"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Удивительные камни»"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

____________________________________________________________________________________

347360, г. Волгодонск Ростовской обл. проспект Мира, 14, тел.: (8639) 24-79-01,

e-mail:[email protected], сайтМБДОУ:http://ulibkavolgodonsk.caduk.ru/















Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе №14 компенсирующей направленности (6-7 лет)

по теме: «Удивительные камни»











Разработал и провел воспитатель

высшей квалификационной категории

Степанько Наталья Анатольевна









г.Волгодонск, 2025

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе №14 компенсирующей направленности (6-7 лет)

Тема: «Удивительные камни»

Цель: создание условий для обобщения и расширения представлений детей о камнях, их свойствах в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о неживой природе;

- закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности: цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть;

- познакомить детей с профессией геолога;

- активизировать в речи детей понятия «камень», «неживая природа», «геолог», «амулет», «лаборатория», «железная руда».

Развивающие:

- развивать активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать у детей интерес к познанию природы;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;

- развивать сенсорные ощущения детей, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

- воспитывать у детей готовность оказать помощь в трудную минуту;

- воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе.

Образовательные области: приоритетные – познавательное развитие, речевое развитие, в интеграции - социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная деятельность, физическая.

Предварительная работа:

- Рассказ воспитателя о неживой природе;

- Чтение художественной литературы: сказка И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки», сказки П. П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»;

- Закрепление правил поведения в исследовательской лаборатории.

Оборудование для педагога: экран, проектор, колонки, слайды, «Лист исследования камня», в увеличенном размере, цветные карандаши, записи музыкальных произведений, гвоздь, молоток, деревянная дощечка.

Оборудование для детей: посылка, письмо, камни, мультимедийная презентация, знаки «Правила поведения в горах», подставки под камни, лупы, «Листы исследования камней», цветные карандаши, пластиковые стаканчики, пипетки, лимонный сок, пинцет, салфетки, мягкие модули.

Форма занятия: опытно-экспериментальная.

Время проведения: 30 минут



Ход образовательной деятельности:


Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап. Психологический настрой на предстоящую деятельность (4 минуты)

Введение в ситуацию.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой для участия в работе.





Мотивировать детей на участие в совместной деятельности.










Развивать умение отгадывать загадки.








Создание благоприятных условий для закрепления понятия «неживая природа».


Подвести детей к постановке детской цели.

Дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель:

Приветствие «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Доброе утро, ребята! Я вижу, у вас отличное настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы потом поделиться с близкими.

Воспитатель: Ребята, я для вас принесла кое-что интересное. Сегодня, по дороге в детский сад, я зашла на почту, где мне вручили посылку для воспитанников детского сада «Улыбка» группы «Колокольчики».

Воспитатель показывает детям посылку.

Воспитатель: Смотрите, здесь есть письмо. Прочитаем его?

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам научный сотрудник Алексеев Андрей Николаевич из города Москвы. В нашей научной лаборатории узнали, что вы очень любознательные. Поэтому мы решили прислать вам подарок. Думаем вам он понравиться. А чтобы узнать, что лежит в коробке, вам нужно отгадать эту загадку?

Педагог загадывает детям загадку о камне.

Его в горах полным-полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

Воспитатель: Ребята здесь ещё приписка, послушайте: «Желаем вам успехов в познании окружающего мира!» Вскрываем посылку? Вы правы, это камни! А что такое камень? (Кусок горной породы, который можно найти в разных уголках Земли, это твёрдое ископаемое.) Ребята, а камни относятся к живой или неживой природе? (К неживой) Почему вы так считаете? (Потому что камни – это объекты, которые не дышат, не рождаются, не развиваются) Где можно увидеть камни? (На улице, в горах, в море, на даче…) А вы знаете какими свойствами обладаю камни? (Ответы детей)

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Ребята, а как вы думаете, для чего научный сотрудник прислал нам эти камни? Как же узнать, какие свойства у этих камней? (Ответы детей) Правильно, нужно исследовать камни!


Дети берутся за руки, смотрят друг на друга с улыбкой.













Дети слушают содержание письма





Дети отгадывают загадку.








Открывают посылку, смотрят, что в ней находится.


Дети дают определение слову «неживая природа»: хоровые и индивидуальные ответы детей.


Дети высказывают свои предположения.

II. Основной этап (22 минуты)

Задача: закрепить знания детей о неживой природе; активизация словаря и развитие монологической речи.

Введение новой информации о профессии геолога.










Поддерживать инициативную речь детей, умение обосновывать свой ответ.












Активизация словаря и развитие монологической речи.
















Актуализировать имеющиеся представления у детей о правилах безопасности при работе в лаборатории.















Создание благоприятных условий для формирования понятия «железная руда».


Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.







Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Создание условий для развития мелкой моторики рук.













Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.


Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.




Поддерживать инициативную речь детей.









Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.



Активизировать детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.







Поддерживать инициативную речь детей

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ищут и исследуют камни? (Ответы детей)

Воспитатель показывает детям презентацию.

Геологи – это, люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен соблюдать правила безопасности в горах. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Правила поведения в горах».

Ход игры: На подносе разложены знаки, возьмите по одному и назовите правило поведения в горах:

  • не шуметь (почему? может быть обвал, и засыплет камнями);

  • внимательно смотреть (почему? нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке);

  • не совершайте походы при плохой видимости (почему?);

  • иметь надежную страховку (почему? для преодоления опасных участков);

  • если разожгли костер, то его нужно потушить (почему? чтобы не случился пожар);

  • не мусорить (почему? чтобы сберечь природу).

Воспитатель: Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Горы – это, огромные глыбы камня. У нас в России есть Уральские, Алтайские, Крымские и Кавказские горы. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Также камни можно увидеть в морях и реках. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)

Воспитатель: Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.

В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом. Для чего ещё служит камень человеку? (Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, и даже станции метро)

Воспитатель: Ребята, чем мы решили сегодня заняться? (Ответы детей) Чтобы нам было удобнее исследовать наши камни, отправимся в лабораторию!

Дети отправляются в «Исследовательскую лабораторию».

Воспитатель: Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней. Прежде чем приступить к работе оденем специальную форму, вспомним правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории:

• Внимательно слушать старшего.

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды.

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте.

• После каждого опыта делать вывод.

Без разрешения запрещается:

• вставать с места;

• трогать оборудование и приборы;

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: Молодцы! Правила вспомнили.


Воспитатель: Возьмите по камешку, который вам понравился, и мы готовы преступить к их исследованию.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Хотите узнать, что тверже, дерево или камень? (Ответы детей) Попробуем забить гвоздь сначала в деревянную дощечку, затем – в камень.

Во время проведения опытно-экспериментальной деятельности звучит спокойная музыка.

Воспитатель проводит опыт.

Что тверже дерево или камень? (Ответы детей)

Воспитатель: Интересно, что гвоздь когда-то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда – это особый вид камней, которые добывают в горах и под землёй. Так из железной руды выплавили железо, потом из железа сделали гвоздь.

Опыт №1

Воспитатель: Результаты опытов будем отмечать на листах исследования.

Воспитатель демонстрирует детям лист исследования. Приступим. Возьмите лупу, рассмотрите камень внимательно. Что вы видите? (Трещенки, кристаллики, цветные узоры) По внешнему виду камня уже многое можно сказать. Начнём фиксировать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов). Вывод: камни по цвету бывают разные.

Опыт №2

Воспитатель: Для этого опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Поиграем в пальчиковую игру.

Подготовка рук.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Воспитатель: Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке – что мы будем исследовать? (Ответы детей) Погладьте камень пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать ровный он или угловатый? Если он гладкий, поставьте галочку в клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки – на картинке с угловатым камнем. Вывод: камни по форме бывают разные.

Опыт №3

Воспитатель: Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать теперь? (Ответы детей) Мы будем определять, блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень, или нет. Сделайте отметку в нужной клеточке. Вывод: камни могут быть блестящими и нет.

Опыт №4

Воспитатель: Что мы будем изучать сейчас? (Ответы детей) Возьмите камень в руки. Нужно определить, тёплый он или холодный? Отметьте галочку в листе исследования в нужной графе. Вывод: камни могут быть тёплые или холодные.

Воспитатель: Ребята, сделаем небольшой перерыв. Выходите ко мне и сделайте круг..

Звучит спокойная музыка.

Физкультминутка «Гора и камешки»

Стоит гора - старушка -

До небес макушка.

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает.

Стоит гора страдает -

Камешки теряет,

И каждый день и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Воспитатель: Возвращаемся на свои места и продолжим наше исследование.

Опыт №5

Воспитатель: Возьмите пипетку, капните на свой камень лимонным соком. Понаблюдайте, что происходит? (Шипит, как газировка, светлеет, ничего не происходит) Оказывается некоторые камни «шипят» на лимонный сок – как шипит газировка «Кока – кола», а некоторые нет. Отметьте результат в листе исследования галочкой. Вывод: лимонный сок вступает в реакцию с камнем.

Опыт №6

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так считаете? (Доводы детей) А что нужно сделать, чтобы это проверить? (Провести опыт.)

Давайте возьмем стакан с водой и опустим в него камень. Что мы видим? Правильно, он утонул. Вывод: камень тяжелее воды, он тонет.

Воспитатель делает вывод.

Воспитатель: Ребята, мы исследовали с вами камни, они разные: белые и черные, серые; гладкие и шершавые; твердые; легкие и тяжелые; теплые и холодные; есть камни, которые «шипят» под воздействием лимонного сока. Наведите порядок на своем рабочем месте.

Воспитатель: Возьмите листы исследования и камни, и выходите из-за столов. А теперь, используя получившиеся таблицы, вы можете рассказать о своём камне. Можно я буду первая? Кто ещё хочет рассказать?


Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру - «Найди свой камень». Камни, которые вы только что исследовали, положите в мешочек. А затем вы будете по очереди на ощупь находить свой камень. Победителями станут те, кто смог с первой попытки достать свой камень.

Игра «Найди свой камень».

Высказывают предположения, отвечают на вопросы, подходят к экрану телевизора.

Дети знакомятся с профессией «геолог», рассматривают изображения на экране.










Дети высказывают свои предположения.

Дети включаются в игру, рассматривают знаки и называют правила поведения в природе, обосновывая свой ответ.










Дети рассматривают горы.



Дети высказывают свои предположения.

Дети рассматривают морские камни.








Контролируют ответы друг друга, помогают в случае затруднения.




Дети надевают фартуки и нарукавники, садятся за столы.


Дети называют правила поведения в лаборатории.









Дети выбирают понравившийся камень, кладут рядом с собой на подставку.






Дети наблюдают за проведением опыта, делают вывод.

Дети усваивают новое знание.





Дети знакомятся с листами исследования.













Дети растирают ладони.

Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги. Дети потирают ладони.

Дети складывают пальцы в замок.



Дети внимательно рассматривают листы исследования, фиксируют результат.

Дети фиксируют результат исследования.



Дети высказывают свои предположения.

Дети фиксируют результат исследования.

Дети высказывают свои предположения.

Дети фиксируют результат исследования.

Дети делают круг.






Поднимаются на носки.

Соединяют кисти рук, тянутся вверх, качают кисти рук.

Встряхивают кистями рук,

Прикладывают ладошки к щекам, качают головой.

Дети разбегаются и присаживаются на корточки.



Дети выполняют указания взрослого.

Дети рассуждают, делают вывод.

Дети фиксируют результат исследования.



Дети высказывают предположения.


Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

Дети достают камни из воды, сушат их салфеткой.

Дети приводят в порядок своё рабочее место, выходят и присаживаются на мягкие модули.

По желанию дети рассказывают каждый о своём камне, что у них получилось в результате проведённых опытов.

Дети действуют в соответствии с правилами игры.

III. Заключительный этап (4 минуты)

Закрепление полученных представлений.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Понравилось вам быть геологами? Что было особенно интересно? Какие опыты сегодня мы с вами провели? Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наши опыты? А что еще вам запомнилось на нашем занятии? Ребята, вы снова сможете оказаться в стране камней, если будете внимательнее смотреть под ноги и вокруг себя. Царство камней окружает нас повсюду!


Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы.


Рефлексивный компонент.







Мотивация на предстоящую деятельность.

Воспитатель: Какое интересное и необычное занятие у нас было сегодня. Вы большие молодцы, спасибо за отличную работу. Ребята, за то, что вы так старались во время исследования камней, вы получаете вот такие медали «Юного исследователя»!

Воспитатель вручает детям медали.

Воспитатель: А в группе каждый из вас сфотографирует камень, который он исследовал, и мы отправим эти фотографии вместе с листами исследования в научную лабораторию.


Дети получают медали, прощаются.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанько Наталья Анатольевна

Дата: 13.05.2025

Номер свидетельства: 669722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства