Ход: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко! Воспитатель: Стук в двери. Телеграмма от Гнома, который приглашает нас посетить «Каменную страну». Воспитатель: Ну что, хотите побывать в гостях у гнома, который живет в каменной стране? Раз, два – повернись, в стране волшебной очутись! (Дети закрывают глаза, появляется ребенок – Гном со шкатулкой). Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? Здравствуй, гном! Гном: Здравствуйте ребята! Я приветствую вас у меня в гостях. В моей каменной стране, здесь очень много разных и красивых камней. Вот посмотрите. (Показывает шкатулку) Воспитатель: Посмотрите, какие красивые камни. Ребята, а где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, в воде, в горах) Воспитатель: Скажите, камни относятся к живой или не живой природе? (Ответы детей). Они же не растут, не двигаются, значит это неживая природа. Дидактическая игра «Живая и не живая природа». Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Воспитатель называет объекты живой природы – дети хлопают в ладоши, неживой – топают. Воспитатель: Спасибо гном, что ты нас встретил в своей каменной стране. Гном: Ребята, хотите познакомиться с камнями поближе? (Ответы детей) Для этого я вас приглашаю в мою лабораторию. Воспитатель: Но сначала мы с вами вспомним правила поведения в лаборатории. Дети отвечают (Вести себя тихо, аккуратно, быть внимательным, ничего не брать в рот). Воспитатель: Одеваем фартуки и отправляемся, располагайтесь поудобнее. Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера. Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета камушки у вас? (серые, коричневые, белые). А теперь посмотрите, какой формы они? Одинаковая у них форма? (Ответы детей) (Круглая, овальная, неровная форма). Воспитатель: Ребята, покажите мне самый большой ваш камень. А теперь выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому. Все ли камни одинакового размера? Дети отвечают. Воспитатель: Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Опыт № 2. Определение характера поверхности. Воспитатель: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень. А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? Ответы детей. Воспитатель: Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми. Опыт № 3. Рассматривание камней через лупу. Воспитатель: А что бы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна лупа? (Увеличивать изображение.) Дети отвечают. Воспитатель: Выберите один камень и посмотрите на него через лупу. (Рассматривают камни через лупу) Воспитатель: Что интересного вы увидели? Дети отвечают. (трещинки, вмятины, дырочки, узоры, ямочки, крапинки). Воспитатель: Вывод: на камнях есть разные рисунки. Молодцы вы очень внимательны Опыт № 4. Определение твёрдости. Воспитатель: В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? Изменил он форму? Ответы детей. Воспитатель: Почему? А с камнем что произошло? Камень изменил форму? Дети отвечают. Воспитатель: Нет. Почему? Дети отвечают. (Потому что он твердый). Воспитатель: А теперь возьмите в одну руку камешек, а в другую брусок сожмите обе ладони. Что произошло с бруском? Ребята, как вы думаете, камень тверже дерева? Дети отвечают. Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. А как вы думаете, забьется гвоздь в дерево? Дети отвечают. Воспитатель: Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). Воспитатель. Потому что дерево мягче камня. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается). Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Дети отвечают. Воспитатель: Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Дети отвечают. Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Вывод: Камень твёрдый, прочный. Опыт № 5. Плавучесть. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если положить камешек в воду? (Ответы детей) А если положить в воду деревянный брусок? (Версии детей) Дети отвечают. Воспитатель: Как это можно проверить? Пододвиньте стаканчики с водой по ближе, возьмем один камешек и положим его в стакан с водой и понаблюдаем за ним. Что с ним произойдёт? (Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким. Деревянный брусок всплыл, дерево легче воды. Воспитатель: Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые и плотные, в отличие от дерева. Опыт № 6. Определение температуры. Воспитатель: Возьмите любой камень и дотроньтесь до щеки. Скажите какой камень теплый или холодный Дети отвечают. (Холодный). Воспитатель: Наша кожа может быстро определять температуру. Как можно согреть камень? Дети отвечают. (Зажать в ладонях, поднести к щеке) Воспитатель: Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием. Дыхательная гимнастика Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони. Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза) Воспитатель: Вывод: камни имеют разную температуру. Опыт № 7. Камни издают звуки. Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Дети отвечают. Воспитатель: Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Дети отвечают. Воспитатель: Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Воспитатель: Вывод: камни могут издавать звуки. Воспитатель: А что получится если все камни положить вместе, друг на друга? Дети отвечают. А давайте мы с вами построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”) Физкультминутка “Гора” Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) . Катятся, катятся камешки прочь, (часть детей отходят в сторону) Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону) (Раскатились камешки, и с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). Воспитатель: Ребята, гора состоит из мелких камушков. А откуда появились сами камушки? Я расскажу вам одну легенду, легенду о вулкане. «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Сейчас я вам покажу, как происходит извержение вулкана. Опыт №8. Извержение вулкана. Воспитатель берет макет горы и насыпает в кратер через воронку соду. Из стакана добавляют туда же жидкое мыло, уксус. Наблюдают процесс «извержения». Воспитатель: Вывод: При извержении на поверхность выходит лава, лава охлаждается, и образует твердый покров из камня. Итог занятия: Воспитатель: Ребята, но нам пора возвращаться обратно. Давайте мы поблагодарим гнома за гостеприимство. Воспитатель: Спасибо тебе гном, нам было очень интересно, мы так много узнали нового о камнях. Гном: Я очень рад, что вам понравилось у меня в гостях. До скорой встречи. Воспитатель: Раз, два – повернись, в детском саде очутись. Воспитатель: Стук в дверь. Корреспондент: Здравствуйте ребята! Я корреспондент газеты «Сельские нивы». Я узнала, что вы побывали в гостях у гнома в волшебной стране. - Что вы там видели? - Что было интересного? - Что нового узнали о камнях? - Что вам понравилось? Интересное путешествие у вас получилось. Я обязательно напишу заметку об этом в газете. До свидания ребята. |