Воспитатель. 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в Лукоморье – страну сказок Пушкина. И прежде чем туда отправиться, вы должны ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.
Вопросы:
1.Пушкина звали…
а) Александр Петрович; б) Александр Сергеевич; в) Алексей Сергеевич.
Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите сказки Пушкина. И не откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.
Чтобы легче было идти
Понадобятся ваши знания,
Усердие и внимание,
Везение и терпение,
Хорошее настроение!
Увяжи их скорей в узелок
Затяни дорожный поясок
И следуй за волшебной птицей
На новую сказочную страницу!!!
«Но в начале для порядка загадаю вам загадки
Соглашайтесь без опаски.
Вспомните мои вы сказки
И героев, и названья
Приготовились? Вниманье!»
I. Загадка: «Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого – то поймает, и что-то попросит
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»).
(Вылавливание рыбок с заданием)
1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)
2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)
3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)
4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)
5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)
6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)
7. Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)
8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)
9. Какой была старуха в сказке?(жадной)
II.Загадка: «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
А четвёртая девица, скажем чудо-мастерица.
Не пряла и не ткала, а творила чудеса».
Мой вопрос совсем простой: как название сказки той?(сказка о царе Салтане)
Игра: «Белочка с орешками»(белочка раздаёт орешки с заданиями)
1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)
2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)
3. Кто был в сказке царь Гвидон?(сын царя Салтана)
4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)
5. В кого превращается в сказке царь Гвидон?(комар, муха и шмель)
6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)
7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Карабельщики)
8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна лебедь)
9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)
III.Загадка: «Вот последняя загадка,
У меня для вас, ребятки
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нём предметы
Как они туда попали?
И кому принадлежали? (Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»)
Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко)
Воспитатель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).
Задание: Объясните пословицу «Долг платежом красен?» К какой сказке онаподходит? (Сказка о Попе и работнике его Балде)
Какое задание дал Поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и Попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты? (Взять оброк за три года)
IV. Пантомимика:
«И царица – хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищёлкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
V. Соревнование. Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.
Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
Невод – привод
Vl. Презентация по сказкам Пушкина.
VII. Задание: Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкинподчеркнул интересные прибаутки, присказки.
1. А во лбу звезда горит. (Красавица красы невиданной) Как вы думаете, что это обозначает?
2. Там русский дух – там Русью пахнет. (запах Родины)
3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (далеко, далеко)
4. Растёт не по дням, а по часам, как пшёничное тесто на опаре киснет. (быстро растёт)
5. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, а ко мне передом.
VIII.Кроссворд.
1. Кто взял в работники Балду?
2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?
3. Где находилась Шамоханская царица?
4. Кто в сказке Пушкина поет песенку«Во саду ли в огороде»?
5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?
6. Как звали няню А. С. Пушкина?
Заключение: Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
(ребёнок) В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские– наше вечное начало.
Воспитатель: Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.